Слайд №1 (Приложение 3)
Сто тысяч «Почему» живут на белом свете, сто тысяч «Почему» гуляют по планете. Словами именно этой детской песенки хочется начать нашу с вами встречу. И ответить мы с вами должны на наши «Почему», правда , не на тысячу, а на пять. Слайд №2
- Почему рекомендуется пить газированные напитки и соки через коктельную трубочку?
- Нужно ли укрывать от дождя мраморную фигуру?
- В чем нельзя «купать» жемчуг и кораллы?
- Чем поможет яичная скорлупа огороднику?
- Как удалить накипь в чайнике?
Перед каждым из Вас находятся раздаточные карточки и карта-полотно, которое необходимо заполнить в ходе нашей совместной работы. (Приложение 1) Расположите этот материал перед собой и мы начинаем работать-искать ответы на вопросы Почемучки.
К нашей встречи вы прислали мне свои работы, в которых давал определения таким понятиям как: Известняк, Мрамор, Жемчуг, Перламутр, Скорлупа, накипь и зубная эмаль. Ваши работы нам сейчас очень пригодятся. Наиболее краткие, но четкие ответы сейчас перед вами. Вклейте их , пожалуйста, в опорную схему, которая есть у каждого из вас.. Прочитайте и ответьте на вопрос: «что объединяет все эти материалы ?» Слайд №3
- ИЗВЕСТНЯК, осадочная порода, сложенная преимущественно карбонатом кальция – кальцитом. Это мягкая порода, легко царапающаяся лезвием ножа. Известняки бурно вскипают при взаимодействии с разбавленной кислотой. В соответствии со своим осадочным происхождением имеют слоистое строение. При метаморфизме известняк постепенно превращается в мрамор.
- ЖЕМЧУГ, органогенные известковые конкреции, образованные в теле некоторых двустворчатых морских и пресноводных моллюсков – жемчужниц. Жемчужины состоят из карбоната кальция – минерала арагонита, в исключительных случаях – кальцита; они обязательно содержат конхиолин – органическое вещество белкового типа. Средний химический состав жемчуга: CaCO3 – 91,72%, конхиолин – 5,94%, вода – 2,23%; потери при прокаливании 0,11%.
- КОРАЛЛЫ, морские колониальные кишечнополостные, главным образом из класса коралловых полипов, частично из класса гидроидных (гидрокораллы), отличающиеся способностью к образованию мощного – обычно известкового (из карбоната кальция), реже рогового – скелета, который сохраняется после смерти животного и способствует формированию рифов, атоллов и островов.
- Зубная эмаль — внешняя защитная оболочка верхней части зубов человека.
Эмаль является самой твердой тканью. Твёрдость зубной эмали определяется высоким содержанием в ней неорганических веществ (до 97 %), главным образом кристаллов апатитов и карбонатов. - Накипь — твёрдые отложения, образующиеся на стенках теплообменных аппаратов, в которых происходит испарение или нагревание воды, содержащей те или иные соли. По химическому составу преимущественно встречается накипь: карбонатная ( CaCO3, MgCO3), сульфатная (CaSO4) и силикатная.
- Яичная скорлупа состоит из твердых минеральных веществ, основными из которых являются карбонаты и фосфаты кальция.
Предполагаемый ответ: Карбонат кальция входит в состав зубной эмали, мрамора, жемчуга, перламутра, известняка, яичной скорлупы Слайд №4
А еще это основная составляющая школьного мела. Познакомившись с его свойствами, мы сможем ответить на наши вопросы.
Опыт 1. Опустим кусочек мела в воду, что наблюдаем. Как относится мел к воде?(результаты фиксируются в опорной схеме)
Опыт 2. Нанесем на поверхность мела каплю кислоты. Что наблюдается? (результаты заносятся в опорную схему) Демонстрируется слайд №5 Это качественная реакция на определение карбонатов, которое используется даже в геологических экспедициях.
ИТАК…Слайд №6 (дописываются ответы в опорной схеме)
- Карбонат кальция в воде …
- Как нерастворима в воде соль, она … с растворами других солей
- Карбонат кальция – соль слабой угольной кислоты, поэтому она … с кислотами
По часовой стрелке передайте свои записи. Проверьте верность суждений своего коллеги. Проверка со слайдом №7
- Карбонат кальция в воде НЕ РАСТВОРИМ
- Как нерастворима в воде соль, она НЕ РЕАГИРУЕТ с растворами других солей
- Карбонат кальция – соль слабой угольной кислоты, поэтому она РЕАГИРУЕТ с кислотами
Попробуйте теперь ответить на наши «Почемучки» (Приложение 2)
Обведите правильный ответ на бланке теста, перенесите букву правильного ответа в ячейки последнего столбика опорной схемы и сдайте бланки тестов Слайд № 8
Вопрос 1 Почему рекомендуется пить газированные напитки и соки через коктельную трубочку?
- А) Правила этикета
- Б) чтобы лучше почувствовать вкус напитка
- В) защитить зубы от воздействия кислотных ингредиентов напитка
Вопрос 2 Нужно ли укрывать от дождя мраморную фигуру?
- А) совершенно не обязательно
- Б) нужно, чтобы не растворилась
- В) нужно, так как существует опасность выпадения «кислотных» дождей
Вопрос 3 В чем нельзя «купать» жемчуг и кораллы?
- А) в мыльном растворе
- Б) в растворе уксуса
- В) в вине
Вопрос 4 Чем поможет яичная скорлупа огороднику?
- А) вносится как раскислитель почвы
- Б) как элемент паркового декора
- В) ничем
Вопрос 5 Как удалить накипь в чайнике?
- А) Отскоблить острым предметом
- Б) прокипятить с раствором лимонной кислоты
- В) залить моющим средством
Проверяем наши рассуждения и , открывая последний конверт с карточками вклеиваем правильные ответы в опорную схему. Слайд №9
С чем мы сегодня познакомились? Какие основные свойства карбоната кальция узнали?
Домашнее задание:
- Учебник §36, с 204 упражнение 4 (для выполнения воспользоваться материалами ЦОР-www.school-collection.edu.ru)
- Ответы оформить в виде слайда или Word-страницы с рисунками и отправить по электронной почте. Слайд №10