Сценарий мастер-класса "Почемучки в гостях у химика, или Тайны школьного мела"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Слайд №1 (Приложение 3)

Сто тысяч «Почему» живут на белом свете, сто тысяч «Почему» гуляют по планете. Словами именно этой детской песенки хочется начать нашу с вами встречу. И ответить мы с вами должны на наши «Почему», правда , не на тысячу, а на пять. Слайд №2

  • Почему рекомендуется пить газированные напитки и соки через коктельную трубочку?
  • Нужно ли укрывать от дождя мраморную фигуру?
  • В чем нельзя «купать» жемчуг и кораллы?
  • Чем поможет яичная скорлупа огороднику?
  • Как удалить накипь в чайнике?

Перед каждым из Вас находятся раздаточные карточки и карта-полотно, которое необходимо заполнить в ходе нашей совместной работы. (Приложение 1) Расположите этот материал перед собой и мы начинаем работать-искать ответы на вопросы Почемучки.

К нашей встречи вы прислали мне свои работы, в которых давал определения таким понятиям как: Известняк, Мрамор, Жемчуг, Перламутр, Скорлупа, накипь и зубная эмаль. Ваши работы нам сейчас очень пригодятся. Наиболее краткие, но четкие ответы сейчас перед вами. Вклейте их , пожалуйста, в опорную схему, которая есть у каждого из вас.. Прочитайте и ответьте на вопрос: «что объединяет все эти материалы ?» Слайд №3

  • ИЗВЕСТНЯК, осадочная порода, сложенная преимущественно карбонатом кальция – кальцитом. Это мягкая порода, легко царапающаяся лезвием ножа. Известняки бурно вскипают при взаимодействии с разбавленной кислотой. В соответствии со своим осадочным происхождением имеют слоистое строение. При метаморфизме известняк постепенно превращается в мрамор.
  • ЖЕМЧУГ, органогенные известковые конкреции, образованные в теле некоторых двустворчатых морских и пресноводных моллюсков – жемчужниц. Жемчужины состоят из карбоната кальция – минерала арагонита, в исключительных случаях – кальцита; они обязательно содержат конхиолин – органическое вещество белкового типа. Средний химический состав жемчуга: CaCO3 – 91,72%, конхиолин – 5,94%, вода – 2,23%; потери при прокаливании 0,11%.
  • КОРАЛЛЫ, морские колониальные кишечнополостные, главным образом из класса коралловых полипов, частично из класса гидроидных (гидрокораллы), отличающиеся способностью к образованию мощного – обычно известкового (из карбоната кальция), реже рогового – скелета, который сохраняется после смерти животного и способствует формированию рифов, атоллов и островов.
  • Зубная эмаль — внешняя защитная оболочка верхней части зубов человека.
    Эмаль является самой твердой тканью. Твёрдость зубной эмали определяется высоким содержанием в ней неорганических веществ (до 97 %), главным образом кристаллов апатитов и карбонатов.
  • Накипь — твёрдые отложения, образующиеся на стенках теплообменных аппаратов, в которых происходит испарение или нагревание воды, содержащей те или иные соли. По химическому составу преимущественно встречается накипь: карбонатная ( CaCO3, MgCO3), сульфатная (CaSO4) и силикатная.
  • Яичная скорлупа состоит из твердых минеральных веществ, основными из которых являются карбонаты и фосфаты кальция.

Предполагаемый ответ: Карбонат кальция входит в состав зубной эмали, мрамора, жемчуга, перламутра, известняка, яичной скорлупы Слайд №4

А еще это основная составляющая школьного мела. Познакомившись с его свойствами, мы сможем ответить на наши вопросы.

Опыт 1. Опустим кусочек мела в воду, что наблюдаем. Как относится мел к воде?(результаты фиксируются в опорной схеме)

Опыт 2. Нанесем на поверхность мела каплю кислоты. Что наблюдается? (результаты заносятся в опорную схему) Демонстрируется слайд №5 Это качественная реакция на определение карбонатов, которое используется даже в геологических экспедициях.

ИТАК…Слайд №6 (дописываются ответы в опорной схеме)

  • Карбонат кальция в воде …
  • Как нерастворима в воде соль, она … с растворами других солей
  • Карбонат кальция – соль слабой угольной кислоты, поэтому она … с кислотами

По часовой стрелке передайте свои записи. Проверьте верность суждений своего коллеги. Проверка со слайдом №7

  • Карбонат кальция в воде НЕ РАСТВОРИМ
  • Как нерастворима в воде соль, она НЕ РЕАГИРУЕТ с растворами других солей
  • Карбонат кальция – соль слабой угольной кислоты, поэтому она РЕАГИРУЕТ с кислотами

Попробуйте теперь ответить на наши «Почемучки» (Приложение 2)

Обведите правильный ответ на бланке теста, перенесите букву правильного ответа в ячейки последнего столбика опорной схемы и сдайте бланки тестов Слайд № 8

Вопрос 1 Почему рекомендуется пить газированные напитки и соки через коктельную трубочку?

  • А) Правила этикета
  • Б) чтобы лучше почувствовать вкус напитка
  • В) защитить зубы от воздействия кислотных ингредиентов напитка

Вопрос 2 Нужно ли укрывать от дождя мраморную фигуру?

  • А) совершенно не обязательно
  • Б) нужно, чтобы не растворилась
  • В) нужно, так как существует опасность выпадения «кислотных» дождей

Вопрос 3 В чем нельзя «купать» жемчуг и кораллы?

  • А) в мыльном растворе
  • Б) в растворе уксуса
  • В) в вине

Вопрос 4 Чем поможет яичная скорлупа огороднику?

  • А) вносится как раскислитель почвы
  • Б) как элемент паркового декора
  • В) ничем

Вопрос 5 Как удалить накипь в чайнике?

  • А) Отскоблить острым предметом
  • Б) прокипятить с раствором лимонной кислоты
  • В) залить моющим средством

Проверяем наши рассуждения и , открывая последний конверт с карточками вклеиваем правильные ответы в опорную схему. Слайд №9

С чем мы сегодня познакомились? Какие основные свойства карбоната кальция узнали?

Домашнее задание:

  1. Учебник §36, с 204 упражнение 4 (для выполнения воспользоваться материалами ЦОР-www.school-collection.edu.ru)
  2. Ответы оформить в виде слайда или Word-страницы с рисунками и отправить по электронной почте. Слайд №10