Урок окружающего мира по теме "Про кошек и собак". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Обучающая: систематизировать знания детей о домашних животных; познакомить с разнообразием пород кошек и собак, их особенностями;
  • Развивающая: Способствовать обогащению словарного запаса. Формировать коммуникативные навыки обучающихся.
  • Воспитывающая: Формировать бережное отношение к животным, чувства ответственности «за тех, кого приручили».

Ход урока

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Вступление.

Вы любите отгадывать загадки? Да

Ответы-отгадки ищите в классе.

  • Кто в малине знает толк?
    Косолапый бурый… (медведь)

  • По горной круче проходил
    Обросший шерстью…(баран)

  • Быстрее всех от страха
    Несётся…(заяц)

  • Дочерей и сыновей
    Учит хрюкать…(свинья)

  • Кто любит по веткам носиться?
    Конечно рыжая … (белка)

Посмотрите на картинки. Кто здесь изображён? Животные.

У меня на доске 2 картинки: «Дом» и «Лес»

Куда вы поселите этих животных?

  • На 1 картинке, прикрепленной на доске, изображен «Дом»
  • На 2 картинке, прикрепленной на доске, изображен «Лес»

Почему вы так распределили зверей? Барану и свиньям нужен уход, поэтому они живут рядом с человеком, а белка, медведь и заяц сами добывают себе еду, делают жилье, их место обитания – лес.

Закончите моё предложение:

Всех животных мы можем разделить на 2 группы… домашние и дикие.

О каких животных вы говорили на прошлом уроке? О домашних.

Всех домашних животных мы можем разделить на тех, которых человек держит, для того чтобы получать от них пользу, и тех которые помогают людям получать эстетическое удовольствие, психологическую разгрузку.

Место, где живут животные, на которых мы любуемся, за которыми мы ведём наблюдения, называется …живой уголок.

III. Проверка домашнего задания.

Работа у доски (пока дети выполняют задание на карточках):

Вызывается 1 человек, он по желанию выбирает себе напарника. Они работают в паре у доски. (Выполнение задания: на сомнение или на успех?)

Задание:

Внимательно рассмотрите картинки, данные в таблице, и соедините картинку с названием животного.

Рефлексия: все ли вы выполнили правильно?

* На столах у вас приготовлены карточки. Начинайте выполнять задание.

Карточка №1.

Обведи тех животных, которые могут жить в живом уголке.

<Рисунок 1>

Давайте, проверим правильность выполнения задания. Ко мне подойдут следующие ребята. Вы выбираете картинку с изображением животного, и прикрепляют его к доске.

Рефлексия: Встаньте те, кто выполнил задание точно так же как на доске. Садитесь.

Теперь встаньте те, у кого 1 ошибка. Садитесь.

У кого что-то не получилось. Я надеюсь, что вы внимательно посмотрели на доску и в следующий раз всё сделаете без ошибок.

IV. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о домашних животных, а вот о каких именно вы узнаете, отгадав мои загадки.

***
Поздно вечером в субботу
Мать и двое малышей
Отправлялись на охоту –
Шли в подвал ловить мышей.
Что за дети шли в подвал?
Кто их мама? Угадал?

**
Мама мышку поджидала,
Притаившись за окном.
Дети прыгали, играли
И мяукали вдвоём.
Кто мяукал и играл?
Ты, наверно, угадал?

***
На рассвете кошка-мама
С малышами шла домой.
Мама трёх мышат поймала,
А котята – ни одной.
Л. Венгер

Кто же это? Кошка

***
Это самый верный друг,
Пищу, он берёт из рук,
Позволяет гладить ушко,
И ему хозяин нужен,

***
Защищать его он будет,
Закрывать своею грудью
От опасности любой.
И конечно ценят люди
Эту верную любовь.
О. Дружкова

А это кто? Собака (пёс)

Значит, мы поведём разговор про … кошек и собак.

* На доске название «Про кошек и собак»

Что вы уже знаете о них? Как надо за ними ухаживать.

Об этом вы узнали в 1-ом классе. Так что же ещё можно узнать по этой теме, раз вы всё-всё знаете? Какие бывают кошки и собаки, для чего они нужны человеку, как правильно ухаживать за ними.

Молодцы, правильно.

* На доске вывешивается задачи урока:

  • Какие бывают породы кошек и собак?
  • Для чего мы заводим кошек и собак?
  • Как вы ухаживаете за своими питомцами?

V. Физминутка для глаз.

С учетом животных данных на доске.

* Когда дети сидят с закрытыми глазами, учитель открывает доску, на которой прикреплены картинки с изображением кошек и собак. (Тема урока и цели также и с этой стороны).

VI. Новый материал.

Вступление:

Посмотрите, сколько фотографий кошек и собак я принесла сегодня на урок. Очень давно кошки и собаки стали жить рядом с человеком.

Новый материал.

Поговорим о кошках.

Как вы думаете, сколько лет кошка живёт рядом с человеком?

Кошка живет рядом с человеком очень давно, более 5 тысяч лет. Родиной кошки считается Нубия (современный Египет) и там она считалась священным животным. А как вы думаете почему?

Ночной образ жизни и светящиеся в темноте глаза придавали кошке таинственность, поэтому её считали священным животным и устраивали ради неё праздники.

Кошка является хищником. Вы знаете как кошка охотиться?

Когти у кошки втяжные: подкрадываясь, она прячет их в мягкие подушечки, но уж если запустит в добычу – не вырваться. Играя, кошка редко пускает в ход когти – отбивается “бархатными” лапками, но если её разозлить – не обижайтесь, сами виноваты.

А для чего сейчас мы держим в домах кошек? Они могут предсказывать погоду, они хорошие лекари, просто потому что они красивые, грациозные и нежные.

Рассмотрите внимательно фотографии животных.

На них мы видим кошек и пушистых, и гладкошерстных, и белых, и черных, и множество других. Кто-нибудь из вас знает, почему все кошки разные? Они разные, так как у них разные породы.

На свете около 60 разных пород кошек. (По классификации Международной федерации европейских любителей кошек, существует около 57 пород кошек). Назовите породы кошек, которые вы знаете, и покажите их среди фотографий на доске.

* Породы: короткошерстная, персидская, ангорская, сиамская, обычная домашняя.

Стихи о кошках:

* Сиамский кот.
Я шерстки не видывал
Тоньше и глаже,
Глаза же и мордочка
Словно бы в саже.
Он гордый,
Он на руки к вам не пойдет
Тот серо-жемчужный
Таинственный кот.
В. Лифшиц

* Сибирский кот.
Кот сибирский,
Кот пушистый,
Нежен мех его душистый,
Сам он важен и спесив-
Видно, знает, что красив.
В. Лифшиц

Поднимите руку, у кого дома есть кошка. А кто может рассказать о своих любимцах?

* Рассказы ребят о своих питомцах по плану (план дан на доске)

Мой домашний питомец

  1. Фотография любимца.
  2. Кличка кота.
  3. Какой он породы?
  4. Как ты за ним ухаживаешь?

* Фотографии можно прикреплять на доску. (На работу не более 2-х минут)

* Тех, кого я не успею выслушать, сдают свои ответы учителю и за работу получают оценку.

Рефлексия: Как надо ухаживать за кошками, чтобы они нас любили? Надо их кормить, причесывать, играть с ними, гладить.

Встаньте дети, которые согласны с этими словами.

VII. Физминутка на движение.

Вспомните, как кошка выгибает спинку.
Любая кошка может вытягивать лапки.
Наши кошки хорошо прыгают.
А как ловко и быстро они сворачиваются клубком (приседания)

Повторить ещё раз с самого начала.

VIII. Новый материал.

А дальше мы с вами встретимся с самым верным другом человека. Кто это? Собака.

Повсюду, где живет человек, рядом с ним – собака. Она – верный помощник людей с древних времен. Это было очень-очень давно. Первобытный человек жил в пещерах и постоянно боялся за свою жизнь. Человек приручил собаку сторожить жилище, лаем подавать сигнал тревоги, собака стал помогать на охоте, охранять и защищать скот.

В мире выделяется около 400 пород разных собак. Они делятся на 3 группы: по каким признакам можно разделить собак?

* Ответы детей. На доске прикрепляется 3 таблички:

Служебные, охотничьи, декоративные

* Работа в парах: 1 ряд – служебные,

2 ряд – охотничьи

3 ряд – декоративные

Обсудите с соседом по парте как, по вашему мнению, могут выглядеть собака вашей группы и дайте её словесный портрет используя плану.

*План прикреплён на доске.

План

  1. Зубы.
  2. Лапы.
  3. Размер.
  4. Особенности характера.

Служебные – сильные, выносливые, умные собаки, которые могут выполнять любую сложную работу

Охотничьи собаки – с хорошо развитым чутьём, преданные своему хозяину, зоркие.

Декоративные собаки – чаще всего маленькие, красивые, весёлые, сообразительные.

Молодцы, вы неплохо описали собак входящих в различные группы.

А сможете ли вы правильно распределить собак по группам?

У каждого из вас на парте даны карточки с названием породы собак. Используя «Атлас – определитель» прикрепите слово в нужный столбик.

* Породы: овчарка, колли, боксёр, лайка, бульдог, сенбернар, пудель, ротвейлер, пекинес, такса, дог, чау-чау, кокер-спаниель, ирландский сеттер, ньюфаундленд.

Служебные Охотничьи Декоративные
Овчарка лайка бульдог
Колли такса пудель
Боксёр кокер-спаниель пекинес
Сенбернар ирландский сеттер чау-чау
Ротвейлер
Дог
Ньюфаундленд

У кого из вас есть своя собака?

* Рассказы ребят о своих питомцах по плану (план дан на доске)

Мой домашний питомец

  1. Фотография любимца.
  2. Кличка пса.
  3. Какой он породы?
  4. Как ты за ним ухаживаешь?

* Фотографии можно прикреплять на доску. (На ответы дается 2 минуты)

Как много интересного вы рассказали о своих собаках.

* Тех, кого я не успею выслушать, сдают свои ответы учителю и за работу получают оценку.

Рефлексия: Для чего человек заводит собаку?

Что был рядом верный преданный друг.

Кто согласен с этим утверждением, встаньте.

IX. Благодарность собакам от человека.

Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставили памятники собакам: в Париже – сенбернару Барри, спасшему в Альпах во время снежных заносов 40 человек; в Берлине – памятник собаке – проводнику слепых; в Петербурге, где работал ученый Павлов – собаке, служившее науке. Псу, по кличке Верный, есть памятник в Италии. 14 лет этот пёс каждый вечер упорно ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне. В апреле 2006 года, в Ижевске открыт памятник собаке-космонавту Звездочке.

X. Обобщение.

Закончить наш разговор о кошках и собаках мне хочется словам известного писателя Антуана де Сент Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»

* Слова выносим на доску.

Собака и кошка – не футбольный мяч, с ними надо иметь дело, и после игры. Плохо обученных животных трудно перевоспитать. И о них нужно заботиться с первых дней.

XI. Домашнее задание.

По тетради на печатной основе.

XII. Итог.

Давайте подведём итог урока.

На таблице даны вопросы. Продолжите фразы данные у меня…

Сегодня для меня было

  • самым полезным
  • самым неожиданным
  • самым трудным
  • самым приятным
  • самым интересным
  • самым важным

Самоанализ.