Урок экономики по теме "Конкуренция и ее виды"

Разделы: Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (418 кБ)


Класс: 10

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер учителя, Microsoft Office PowerPoint 2003, презентация, весы с двумя чашами, бумажные гири.

Цели урока:

  • обучающая: определить экономическое значение конкуренции, охарактеризовать виды конкуренции, выявить достоинства и недостатки конкуренции;
  • развивающая: развить способности самостоятельно мыслить, логику, применять ранее изученный материал для усвоения нового материала;
  • воспитывающая: воспитывать у учащихся способность самостоятельно получать знания, ответственность, внимание.

Ход урока

1. Организационный этап

Учитель: “Здравствуйте. Сегодня мы с вами должны изучить довольно объемный материал, поэтому прошу всех настроиться на интенсивную работу”. (Заранее каждому учащемуся раздается рабочий лист; на доске слайд №1).

2. Актуализация знаний

Учитель: “Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. Сегодня на уроке мы разберем ключевое понятие, выражающее сущность рыночных отношений. Ваша задача, выслушав притчу из знаменитой книги “Квадрант денежного потока” Роберта Кийосаки определить тему урока”. (далее учитель рассказывает притчу)

3. Изучение нового материала

Учитель: “Итак, какое экономическое понятие описано в данной ситуации (ученики:соперничество”) и тема нашего урока: (ученики: “Конкуренция”). О данном понятии есть много высказываний, например: Эвин Кэннан считает, что “экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга. Это стимул для развития бизнеса”. А вот Энтони де Мелло в сборнике “Одна минута глупости” написал, что конкуренция – источник вселенского зла, она выявляет в вас самое худшее, ибо учит ненавидеть. Сколько людей, столько и мнений. Скажите, для того чтобы с ними согласиться или же опровергнуть, что нам нужно сделать на уроке (ученики: “выявить экономическое значение конкуренции, определить достоинства и недостатки конкуренции”). Для этого рассмотрим на уроке следующие вопросы: 1) Конкуренция: определения и функции; 2) Виды конкуренции; 3) Достоинства и недостатки конкуренции. Переходим к рассмотрению первого вопроса. С данным понятием мы уже встречались, изучая типы экономических систем. Поэтому попытайтесь дать определение понятию “конкуренция”, опираясь на ранее полученные знания. (учащиеся предлагают свои варианты, далее материал обобщается учителем). Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция выполняет в экономике следующие функции: регулирования, мотивации, распределения, контроля (ученикам предлагается соотнести название функции с описанием действительности, слайд 7) Результаты деятельности любой фирмы сильно зависят не только от ее затрат, но и от типа конкуренции, с котором приходиться сталкиваться продавая свои товары. Т.е. мы переходим ко второму вопросу: Виды конкуренции. Ваша задача по ходу выявить основные типы конкуренции и занести их отличительные особенности в таблицу (см. приложение), которую вы сдадите на проверку в конце урока”.

Учитель на доске показывает пример вида конкуренции, а учащиеся самостоятельно, по имеющимся критериям, определяют основные признаки. Таблица проверяется (ученики называют свои варианты).

Учитель: “Для закрепления данного материала я предлагаю вам поработать со следующим упражнением, ваша задача прочитать внимательно и ответить на вопросы, аргументируя свой ответ (см. приложение).

После закрепления материала по второму вопросу учащимся предлагается проголосовать “за” или “против” утверждения: “Конкуренция – стимул бизнеса”. Каждый ученик кладет бумажную гирю на весы “За” или “Против” конкуренции, аргументирую при этом свой ответ.

Ответы могут следующими:

Преимущества:.

1. Способствует более эффективному использованью ресурсов;

2. Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

3. Создаёт условия по оптимальному использованью научно-технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;

4. Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

5. Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);

2. Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;

3. Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);

4. Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;

5. Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;

6. Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

4. Закрепление изученного материала

Учащимся предлагается выполнить тест (см. приложение)

Подведение итогов урока

Каждый из вас уже получил оценку за тест, увидели, на сколько овладели новым материалом, но мне бы хотелось, чтобы в завершении урока вы ответили на следующие вопросы:

  • О каком экономическом термине шла речь на данном уроке?
  • Какая цель была поставлена перед нами? Достигли мы ее?
  • Что понравилось (не понравилось) на уроке?
  • Можете ли вы оценить свою работу на уроке? (предлагается заполнить оценочный лист, см. приложение)

Домашнее задание: параграф 7.1 (основы экономической теории /под ред. С.И. Иванова); привести примеры отраслевых рынков Раменского района для каждого вида конкуренции.