(программа «Школа России»)
Тип урока: решение частных учебных задач по применению открытого способа.
Цель: составление таблицы умножения.
Задачи урока направлены надостижение следующих образовательных результатов:
1) личностных УУД:
- проявлять в конкретных ситуациях солидарность, взаимопомощь, доброжелательность, внимательность;
3) познавательные УУД: использование различных способов поиска информации (карточка-справочник)
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
3) коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества со сверстниками;
- Организовать продуктивное сотрудничество (работать в парах, выслушивать мнение собеседника, задавать вопросы на понимание);
4) регулятивные УУД:
формирование целевых установок учебной деятельности:
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
Формирование контрольно-оценочной деятельности:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
- анализировать собственную работу: совершённые операции, находить ошибки, устанавливать их причины;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный момент (Ф) Регулятивные УУД: формирование целевых установок учебной деятельности: удерживать цель деятельности до получения её результата. |
– Посмотрите на меня внимательно. Я хочу видеть ваши глаза, понять, как вы готовы к уроку, какое у вас настроение. – Вы готовы к уроку? – Что нам нужно, чтобы урок прошёл успешно? |
Высказывания детей: – Да. – Быть внимательными, уметь выслушать друг друга, а не только учителя, уметь исправить и дополнить ответ товарища, чтобы его не обидеть, работать быстро и дружно. |
II. Создание учебной ситуации (Ф) |
– С чем мы работаем на уроках математики? – Какие действия производим с числами, величинами? – Над чем мы работали на уроках математики? – Все ли случаи таблицы умножения мы вывели? |
Высказывания детей: – С числами, величинами. Производили с ними действия х, +, -, : , решаем задачи. Составляли таблицы умножения 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 и учились применять их при решении примеров. Нет. |
III. Постановка цели урока. (ПП) (Ф) Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. |
– Какую цель поставим на сегодняшнем уроке? – С чего начнём работу? – Как будем работать? – Какие правила работы надо соблюдать? – Приступайте к работе. Пара, закончившая работу первой, представляет на доске свой результат. – Нахождение произведений каких чисел у вас не вызвало затруднений и почему? – При нахождении, какого произведения вы испытывали затруднения? – Почему? |
Высказывания детей: Вывести таблицу умножения. С составления таблицы умножения 9. В парах. У каждого ребёнка памятка алгоритма работы в паре. Дети рассказывают ,как они будут работать. У каждой пары альбомный лист. Дети составляют таблицу умножения 9 на листочках. Выполнив работу, прикрепляют свои листочки на доске. 9х0=0 9х6=54 9х1=9 9х7=63 9х2=18 9х8=72 9х3=27 9х9=81 9х4=36 9х10=90 9х5=45 Все, (кроме 9х9.) (могу перечислить) При решении этих примеров мы применили переместительный закон умножения. 9х9. Здесь не подходит переместительный закон, т. к. множители одинаковые и нужно вспомнить другой способ. |
IV. Анализ условий решения задачи. (Г) Личностные УУД: проявлять в конкретных ситуациях солидарность, взаимопомощь, доброжелательность, внимательность. (Ф) |
– Какие способы мы применили при выведении предыдущих таблиц умножения? Коммуникативные УУД: организовать продуктивное сотрудничество (работать в парах, выслушивать мнение собеседника, задавать вопросы на понимание. Познавательные УУД: использование различных способов поиска информации (карточка – справочник) – Какие законы и способы нам помогут быстрее и легче найти произведение 9 х 9 ? – Над чем нам сейчас предстоит работать? – Как будем работать? – Какие способы более трудные? – Какие группы возьмутся за их применение? – В каком из способов может быть больше вариантов замены множителя? – Какие группы не очень уверены в своих силах? – Какой способ вы выберете? – Одинаковый ли результат мы получили? – О чём это говорит? – Над чем работали? – Справились с работой? – Как вы узнали, что справились? |
Высказывания детей: 1. Нахождение результата по предыдущему произведению. Находят у себя на парте карточку: axn = b; ax (n + a) = b + a 2. Замена действий умножения действием сложения. a x n = a + … + a n 3.Применение распределительного закона умножения относительно сложения. (a + b) x c = a x c + b x c. 4. применение распределительного закона умножения относительно вычитания. (a – b) x c = a x c – b x c. 1, 3, 4 . 2 неудобен. Над выведением случая 9 х 9 разными способами. В группах. 3,4. Ответы детей. В 3. Ответы детей. 1. По мере выполнения задания дети выносят на доску свои работы: 1.) 9 х 8 = 72 9 х 9 = 72 + 9 = 81. 3.) 9 х 9 = 9 х (5 + 4) = 9х 5 + 9 х 4 = 45 + 36 =81 4) 9 х 9 = 9 х (10 – 1) = 9 х 10 – 9 х 1 = 90 – 9 =81. Да. Что при умножении 9 х 9 получается 81 Над выведением таблицы умножения 9. Да. Знаем предыдущие таблицы умножения, законы математические и умеем работать дружно, помогая друг другу. |
V. Анализ уровня усвоения таблицы. (И) Регулятивные УУД: формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей) (ПП) (Ф) |
– Кто считает, что он уже освоил таблицу умножения 9? – Оцените себя знаками : если освоили «+» ; -если не освоили «-»; -если сомневаетесь «?» . – Хотите себя проверить? На доске: 36, 42, 13, 84, 81, 74, 27, 73, 90,0 – Выберите только те числа, которые могут быть произведением таблицы умножения 9. – Выпишите их в тетрадь вместе с примером. – Как будете работать? – Какие будут вопросы? – Есть в таблице умножения 9 произведения, которые оканчиваются цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9? Назовите их. Что вы заметили? – Есть ли в таблице умножения 9 произведения, которые начинаются на цифры 5, 9, 3, 6. 1, 4. 7. 2? – Что происходит с десятками? – Нужно ли нам знать таблицу умножения в жизни? – Со всеми случаями таблицы умножения мы знакомы? – Какая теперь перед нами стоит задача? |
Ответы детей. У каждого ребёнка на столах знаки «+», «-», «?». Да. В парах. По мере выполнения дети выписывают на доску: 9 х 4 = 36, 9 х 9 = 81, 9х3= 27, 9х10 =90, 9х0=0. Почему не подошли числа 42, 13, 84, 74, 73? Ответы детей Есть все. Начиная с 9х2 количество единиц каждого последующего результата на единицу уменьшается. Да. Начиная с 9х2 количество десятков на единицу возрастает. Да. Чтобы не ошибаться при умножении многозначных чисел на 9. Чтобы быстро решать примеры и задачи. Да. Применять все изученные случаи таблицы умножения при решении примеров |
VI. Итоговая рефлексия. (Ф) (И) Регулятивные УУД: формирование контрольно– оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею») |
– Какую задачу поставили на этот урок? – Решили её? – Где пригодится нам знание таблиц умножения? – Какую цель поставим себе на следующий урок? – Кто доволен своей работой на уроке? – Кого вы хотите поблагодарить за работу в парах? Оцените свою работу сегодня на уроке. На доске шкалы по количеству пар. |
Вывести таблицу 9. Да. При решении выражений, задач, уравнений. Решение задач, примеров с применением таблицы умножения. |
VII. Домашнее задание. | -Подумайте в группе,какие случаи таблицы умножения вы считаете самыми трудными? – Чтобы закрепить знание таблиц, предлагаю вам дома выполнить №33, с.12 (Т). – А вот № 38 можно решить по желанию. |
7, 8, 9 Записывают задание. |