Урок литературного чтения "Мир просит тебя: открой меня заново!"

Разделы: Начальная школа


Мы в творчестве выходим из себя
И это называется душою…
А. Вознесенский

Творчество и душа… Неразрывной нитью связаны эти слова. Мы чувствуем, огорчаемся, мечтаем, рассуждаем. Мы – творим! Каждый из нас в творчестве видит свой идеал счастья: актриса силою своего таланта пробуждает совесть, заставляет рыдать и смеяться весь зал; художник творит чудо, передавая на полотне вечную прелесть мира и человеческих порывов; учитель провидит в своем ученике будущего Козловского, Ломоносова или Ахматову или просто добрую, любящую маму.

Нет сомнения в том, что творчество – это та волшебная шапка, под которой расцветает счастье.

Дети – это маленькие творцы. Как развить их творческие способности? Как помочь не потерять «искру Божию», данную каждому малышу от рождения?

Творческие способности ребенка можно развить. Младший школьный возраст – благоприятный период для развития литературного творчества. Вашему вниманию предлагается урок литературного чтения по теме «Мир просит тебя: открой меня заново» (3 класс, система Л.В. Занкова).

Урок литературного чтения. 3 класс

  • М. Басе (1644-1694), К. Исса (1763-1827). Хокку
  • М. Шагал (1887-1985) «Я и деревня»

Цель урока: Показать (на примере хокку и живописи М. Шагала), что настоящий художник и поэт видят мир необычно, по-особенному; обсудить, какие точные и ярки образы они создают, какие художественные приемы при этом используют.

Задачи урока:

  • обсуждая хокку (трехстишие) Басе, обратить внимание детей на минимальное использование поэтом эпитетов для создания художественного образа (определения в сочетаниях «первый снег», «зимнее утро» - не является эпитетами; даже определение «уродливый» для поэта – скорее констатация факта, чем выражение своего отношения к ворону);
  • отметить обращение поэта к приему контраста, на котором держится образ, с помощью которого утверждается и даже подчеркивается красота мира;
  • сопоставив начальные строчки трехстиший Басе и Исса, помочь детям обнаружить, что поэты сразу указывают нам, на что надо смотреть, чему надо удивляться;
  • рассмотреть в «Картинной галерее» работу М. Шагала «Я и деревня», обнаружить, что художник хочет подчеркнуть единство мира людей и мира животных в деревне.

Ход урока

1. Вот Я! И вот мой мир. Мы и похожи, и разные
Вот личный мир не тот, что передо мной.
Могу я в своем мире взлететь на красочные облака фантазии
Могу я ссору предугадать, и не случится она
Могу я человеку «здравствуй» сказать и друга обрету.

2. Мир, какие сложные понятия. Он очень разный и каждый видит и понимает его по-своему.

Я предлагаю вам взлететь на красочные облака фантазии. Каким вы видите мир?

С одной стороны мир очень большой, прочный, сильный. С другой – хрупкий, ранимый, чувствительный ко всему, что происходит. Разные люди живут на нашей земле: добрые, злые, ранимые, чувственные, милосердные, с разными мыслями и чувствами.

И порой, мы настолько привыкаем к миру в котором живем, что за повседневными делами можем и не заметить что что-то изменилось, стало не таким как раньше, а на некоторый момент просто не обращаем внимания! И тогда мир напоминая призывает нас! Присмотрись, вслушайся: открой меня заново!

  • Как вы понимаете эти слова?

Есть такие люди, которым недостаточно просто жить как все, работать, просто любить, разочаровываться, для них эти слова становятся смыслом всей их жизни. Они постоянно находятся на красочной обложке фантазии.

  • Что это за люди?

Все существо этих людей построено на способности мечтать. Они творцы, создатели. Смысл всей их жизни может сводиться лишь к одному – раскрыть людям истину, красоту, душу. Такие люди смотрят на дерево и видят девицу-красавицу, слышат как травинки перешептываются, ветер ворчит, реченька песню поет.

  • Как, по-вашему, они воспринимают мир, природу?

3. Давным-давно, почти 3 века назад, в бедной японской семье родился мальчик Мацуо Басе. Тогда никто и подумать не мог, что в будущем он станет великим японским поэтом. Басе сам начал писать стихи в юном возрасте. В расцвете сил он принял постриг. Но настоящим монахом Басе не стал. Он жил в маленьком домике в бедном поместье. Сидя под банановыми деревьями, окружающими его хижину перед маленьким прудом во дворе он творил. С одним из его творений – лирических стихов японским трехстишием – хокку, мы сейчас познакомимся.

4. Чтение хокку Басе

Уродливый ворон
И он прекрасен на первом снегу
В зимнее утро!
Басе

  • Вы ясно представили себе картину, которую рисует поэт? Нравится?
  • Есть ли в этом стихотворении какие-либо приемы, специальные, поэтические, украшающие образ?
  • На чем держится образ? (прием контраста)
  • Что хочет показать автор? (красота заложена и содержится во всем. Просто должен наступить момент, когда она себя обнаружит или когда кто-то ее заметит)
  • Чем взгляд поэта на самые обыкновенные вещи отличается от нашего с вами взгляда?

(Скрытая неяркая красота, которая может обнаружить себя лишь в определенный момент: таковы и свойства души. Душа – это то, что скрыто от посторонних глаз, но обладает тайной красотой).

И в этом хокку Басе о чем говорит – не смотри, что я некрасив, ты загляни внутрь, пойми, какое у меня доброе сердце, чистая душа, богатый внутренний мир. Поэт во все видит тайну. Во всем угадывает душу. «Поэзия притаилась во всем», говорил Басе. Он шел по дорогам Японии, как посол самой поэзии, зажигая в людях любовь к ней и приобщая их к подлинному искусству.

5. Японское лирическое стихотворение хокку оно строится по особым правилам. Басе говорил своим ученикам, что в хокку должна быть тайна, недоговоренность и в тоже время простота и краткость.«Чтобы написать о сосне, стань сосной»

  • Как вы это понимаете?

6. А сейчас, закройте глаза: тишина, ночь, легкий ветерок с нежностью касается вашего лица, темное, почти черное небо – луна! (звучит музыка Бетховена «Лунная соната»)

  • Какая она?
  • Вам приходилось когда-нибудь видеть красную луну? Глядя на эту иллюстрацию, какие мысли у вас возникают?

Иногда красота окружающего мира настолько вдохновляет поэта, что образы рождаются в его душе один за другим. Так и у японского поэта Кабаяси Исса, последователя Басе. Исса – наиболее народный и демократичный поэт Японии, выходец из деревни. Биография поэта трагична. Мама у него умерла, когда Исса был еще ребенком, мачеха очень жестоко обращалась с мальчиком, поэтому в 14 лет он ушел из дома, стал жить самостоятельно. Он был человеком большого сердца: его поэзия говорила о любви к людям, ко всем беспомощным и обиженным.

6. А сейчас давайте познакомимся с его творчеством, посетим поэта Исса в эти мгновения (чтение хокку)

  • Что чувствует поэт? Почему поэт восклицает?
  • Почему поэт обращается к детям, а не просто к людям? (заменим мысленно слово «дети» на слово «люди» и понаблюдаем изменится ли смысл?

Сама красная луна – это так красиво, что кажется чем-то нереальным, каким-то чудом. Должен же быть у этого чуда хозяин?

Но хозяином не может быть просто человек. Хозяином может быть только тот, кто сам верит в чудеса и живет в мире чудес (а это дети?!).

  • Чья луна на небе? (Ничья, и в то же время общая, потому что красота ее принадлежит всем людям!).

7. У Басе тоже есть хокку с обращением к детям.

Прочитаем и подумаем, можно ли его поместить третьим, в эту главу, или же не стоит.

Снежный заяц – как живой!
Но одно осталось, дети:
Смастерим ему усы.

Что не досказал поэт?

Мир для поэта прекрасен! Басе утверждает, что в любом человеке может быть таится мудрец. Приглядись! Исса считает, что на мир нужно всегда смотреть влюбленными глазами, пусть даже эта красота перед взглядом иногда подернута печалью. Каждый из нас воспринимает мир по-своему, кто-то пронзительно, очень чутко, а кто-то загадочно, таинственно.

8. Легко ли быть поэтом?

Поэт – творец, мастер, им быть очень сложно, надо уметь видеть и чувствовать особенным образом: воспринимать окружающий мир как живой и одушевлять, ощущая его красоту и беззащитность, уметь сопереживать – человек с добрым, любящим сердцем.

Поэт раскрывает, описывает образы с помощью слова, а как еще можно раскрыть красоту, тайну? (музыкой, красками). Художник – творец, мастер. Как порой бывает трудно людям, как нелегко складывается их жизнь. А особенно тяжело, когда тебя не понимают, а самое главное не хотят понять, когда не признают твоего творчества, твоего мастерства.

9. Такие испытания выпали на долю Марка Захаровича Шагала – художника-фантаста с мировым именем. Родина Марка Шагала – Белоруссия, Витебск.

Большую часть своей жизни – 60 лет, Марк Шагал жил во Франции. Так распорядилась судьба, что художник никому не подражал и никто, впрочем не пытался следовать за ним.

У Марка Шагала свой мир необычный. С первого взгляда абсолютно непонятный.

У вас в детстве была такая игрушка – калейдоскоп? Такое круглое окошко в обыкновенном цилиндрике, в котором волшебные стеклышки только на миг удерживают чудесный узор, чтобы тут же поменять его на другой. Вот такой же мир у Шагала. Он волшебный и хрустальный. Но в нем есть что-то важное и ценное, что исчезает. Что это?

Посмотрите на главные действующие лица его картины «Я и деревня» и сразу догадаетесь.

Какие струны в вашей душе затронула эта картина?

10. Далее работаем по плану:

  • Какова главная фигура картины?
  • Где находится художник?
  • Что волнует мастера? Что он чувствует?
  • Какая атмосфера «витает» в воздухе?
  • Что предшествовало написанию этого произведения искусства?

а) Главные действующие лица – лирический герой (это автопортрет художника: его зеленой профиль мы видим справа) и молодая корова с доброй мордой и человеческими глазами. Теплота привязанности к родному местечку, близость к природе, ощущение своей родственности всему живому – это то, что не исчезает.

б) Стихотворение В. Маяковского «Все мы немного лошади».

Идет-бредет старая лошаденка по скользящей дороге, вдруг поскальзывается и падает. Лежит, не может встать, и слезы текут из ее глаз.

«Лошадь не надо, лошадь слушайте, чего вы думаете, что вы их хуже».
Деточка, все мы немного лошади
Каждый из нас по-своему лошадь».

И от куда только сила взялась у лошади, изо всех сил – встала, и пошла с поднятой головой. Марк Шагал делится сходным переживанием – все мы немного коровы.

в) Профили коровы и человека обращаются друг к другу. Рты полуоткрыты.

На шее у лирического героя цепочка из бусинок с крестиком, на шее у коровы тоже бусинки.

Лирический герой, видимо желая понравиться корове словно превращается в бога растительного мира: у него зеленое лицо и в руках он держит (явно предназначенный в подарок корове – зеленую веточку). Это кажется объяснением в любви тому уютному мир родной деревни, миру природы, который так ценит художник.

г) Вы знаете, что совсем маленькие дети, грудные младенцы, видят мир перевернутым, вверх тормашками, и только потом, со временем научаются видеть его как мы все, то есть как обыкновенные люди. Настоящий художник часто сохраняет эту чудесную способность видеть мир по особому, необычно. Доказательства этому можно обнаружить в картине.

д) Марк Шагал почти всю жизнь прожил за границей. Париж он считал вторым Витебском. У нас, в России его не понимали, считали чудаком, в какой-то мере даже ненормальным человеком.

Его не понимали, потому что трудно понять! Что чувствовал поэт?, что переживал, о чем думал, мечтал.

е) Нам поможет это понять письмо-плач М. Шагала «Моему городу Витебску» (работа в группах).

Моему городу Витебску

Давно, мой любимый город, я тебя не видел, не упирался в твои заборы. Мой милый, ты не сказал мне с болью: почему я, любя, ушел от тебя на долгие годы?

Парень, думал, ты, ищет где-то яркие особые краски, что сыплются, как звезды или снег на наши крыши. Где он возьмет их? Почему он не может найти их рядом?

Я оставил на твоей земле, моя родина, мысли предков и рассыпанные камни. Я не жил с тобой, но не было ни одной моей картины, которая бы не отражала твою радость и печаль. Все эти годы меня тревожило одно: понимаешь ли ты меня, мой город, понимают ли меня твои граждане?

М. Шагал

Для счастья нужно не так уж много: любовь, добро, понимание.

  • А почему он все же рисовал? (сердцу не прикажешь).

ж) И вот в конце 80-х годов в Москве была организована его первая выставка. Художник, мастер, творец возвращался. Как вы думаете что он чувствовал? Поняли ли его?.

Ему предложили поехать в Витебск, но он не захотел. Почему? (Боялся, что все изменится, боялся потерять краску детства).

11. Шагал сложен, лик его неуловим, он непостоянен. Возникают сомнение: не обманывает ли он нас? Не морочит ли нам голову? С тихой радостью и светлой грустью взирает на мир расцветший природный мир травы, цветов, деревьев. Так может смотреть лишь человек большой и дорой души. Поверим Шагалу. Отблагодарим его за эту добрую душу.

12. Поэты, писатели, художники, музыканты просто мастера, творцы, тонко чувствующие мир, передают состояние своей души с помощью доступных им средств.

А что нужно для того, чтобы человек творил (любовь, понимание, участие, муза).

  • Этот мир творцов, людей творческих – чья душа стремится ввысь, который живет постоянно в ожидании чуда, сказки – этот мир нам не доступен? Дверь в него плотно закрыта; или открывается но не для всех?

Вы, все люди вокруг – творцы, вы стремитесь к добру, свету, вы делаете добрые дела. Пусть у вас пока нет мирового признания, но может быть все еще впереди?

  • Что нужно сделать, чтобы для вас открылась дверь большого творческого мира?

Вы думаете, размышляете, высказываете мнение, которое возможно до вас еще никто не высказывал. Это ваши мысли, ваши творения.

У каждого из нас есть свой внутренний личный мир, который находится в тесной связи с миром большим.

17. Ваш мир перед нами – он светлый, лучистый, радостный.

(выставка рисунков: «Мой мир»).

  • Как вы думаете, какие дети по своему внутреннему миру выполняют эти работы?

Возможно здесь работы будущих художников, поэтому, да просто людей с добрым сердцем, стремящихся сделать мир лучше, светлее, красивее и вы, я верю, обязательно найдете дверь в мир большого творчества «Верь сам в себя наперекор Вселенной».

18. Представьте, что вам необходимо обратиться к миру – большому, а может быть внутреннему, личному – чем-то поделиться, о чем-то спросить. Поработайте в группах – напишите письмо Миру – пусть несколько строчек, зато от всего сердца, от всей души.

19. Чтение сочинений детей. Итоги урока

Людей неинтересных в мире нет
Их судьбы – как истории планет
У каждой все особое, свое
И нет планет, похожих на нее.
«Красиво жить» - не просто звук пустой
Лишь тот, кто в мире красоту множил
Трудом, борьбой, - тот жизнь красиво прожил!
Воистину увенчан красотой!

Такой день в жизни маленького человека может быть только раз. Самый прекрасный день в жизни. День, когда родник творчества забил впервые.

По-моему, это великое, ошеломляющее событие, толчком к которому может быть росинка, кротко лежащая в ладошке листа; дождик, неожиданно хлынувший на непокрытую голову; первая любовь или первая тоска по несбывшейся мечте…

И это переживание, кажущееся маленькому существу могучим, переполняет душу, отыскивает в памяти те нежные нотки, которые сумеют излиться таинственной мелодией. Творчество нисходит на душу, как весна. Мир внезапно предстает обновленным, разноцветным.

Верь сам в себя, наперекор Вселенной!

Литература:

  1. УМК: Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 класса. Часть I. - Самара: Корпорация «Федоров», 2009 - 160с.
  2. Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного урока: Учебно-методическое пособие для учителей, методистов, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: издательство «Учитель», 2003. - 160с.