Впервые отправляя свое любимое и зачастую единственное чадо в детский сад, родители надеются, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Происходит это оттого, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?
Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. Объективные причины — например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация. В этом случае вам вряд ли удастся что-либо изменить, и лучший выход — забрать ребенка из детского сада и подыскать другой.
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей. Со стороны родителей возникает неоправданно позитивное отношение тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад «всему научит», а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. Но на самом деле детский сад способен многое сделать для развития дошкольников, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи. Также со стороны родителей возникает неоправданно негативное отношение, если личный «детсадовский» опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что «это очень плохо». Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.
Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения.
Еще одна проблема — это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что ребенок погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность оттого, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель «навязывает» им свою точку зрения.
Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, — это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться—раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать воспитателя), как правило, затруднений не возникает. Если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали, то могут появиться проблемы. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу действий невозможно, т. к. в детском саду существуют свои требования и инструкции по безопасному пребыванию детей. Поэтому, не видя «должного» отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад потому, что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.
Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который «недосмотрел» за ребенком, или агрессия по отношению к «злостному обидчику». Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. «Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения? А почему тебе воспитательница не одела колготки, кофточку особенно в старшем возрасте и т.д.?» — дети очень хорошие психологи и быстро понимают, что взрослого интересуют негативные рассказы о детях или воспитателях, и стараются подстраиваться под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории «специально для мамы». Это обычно происходит в возрасте 5—6 лет, когда дети уже понимают, что людьми можно манипулировать. Искусственно создавая конфликт, дети стоят в стороне и смотрят, «что произойдет», получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, «горит» на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Можно ли их свести к минимуму.
Первое. Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит вашего воспитания. Сейчас появилось очень много разнообразных программ и методик. Вы должны подобрать тот детский сад, который соответствует вашим педагогическим воззрениям, а не ломать себя и ребенка под чужеродную вам систему.
Второе. Вы должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется. При вхождении в коллектив ребенок испытывает большое напряжение. Нужно проявить терпение, не нервничать, если стресс связан именно с адаптацией. Разобраться в том, что это за проблема — адаптация, непринятие воспитателя или противопоказанность ребенку данного коллектива, может только специалист-психолог.
Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме. Ваше понимание и помощь воспитателю могут выражаться в самых, на первый взгляд, простых вещах. Покупая ребенку одежду для детского сада, выбирайте такую, чтобы застежки и завязки не мешали ему одеваться самостоятельно, не заставляйте воспитателя многократно напоминать вам об оплате за детский сад (естественно, повторяя много раз одну и ту же просьбу, воспитатель раздражается на родителя, а как следствие, и на ребенка).
Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.