Урок русского языка по теме "Буквы О–Ё после шипящих в корне". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Содержание материала рассчитано на 2 часа.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Буквы О – Ё после шипящих в корне».

Задачи:

  • Обучающие: научить видеть место орфограммы; используя и графически объясняя условия выбора орфограммы, правильно писать слова на данную орфограмму;
  • Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать и сопоставлять, подбирать различные комбинации, аргументировать свою точку зрения.
  • Воспитательная : формировать коммуникативную компетенцию, умение интересно рассказывать, слушать и слышать друг друга, сотрудничать при выполнении упражнений.

Форма урока: урок-исследование.

Методы и приёмы: поисковые методы.

Предварительная работа: Индивидуальное задание для каждого ученика-консультанта (по желанию учеников).

Оборудование: ИКТ (компьютер и проектор).

Ход урока

I. Орг. момент.

Приветствие. В рабочей тетради записываем число, классная работа. В ценной тетради находим пустую страницу с записью «Орфограмма №14». Записываем туда тему урока «Буквы О – Ё после шипящих в корне».

II. Целеполагание.

Учитель: Ребята, что такое орфограмма?

Ученики: Место в слове, где можно допустить ошибку.

Это правильный выбор буквы.

Учитель: Какие буквы сегодня будем выбирать?

Ученики: О – Ё

Учитель: Посмотрите внимательно на тему урока и скажите, каково место этих букв?

Ученики:

  1. ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (Ж, Щ, Ш, Ч)
  2. В КОРНЕ

Учитель: А теперь, исходя из темы, сформулируйте задачи урока. Что вы хотите узнать? Чему научиться? Зачем вы пришли на урок?

Ученики:

  1. узнать, когда после шипящих в корне слова пишется О, а когда Ё, от чего это зависит;
  2. научиться видеть орфограмму, объяснять её, правильно писать.

Учитель корректирует, рассказывает о предстоящей работе.

III. Актуализация знаний.

Наблюдение над лингвистическим материалом. Проблемная ситуация.

Учитель: перед вами слова ЗАЙЧОНОК, ВРАЧОМ, СТЕРЕЖЁТ, МЕДВЕЖОНОК, БЕРЕЖЁТ, ПЛАЩОМ. Относятся ли они к сегодняшней орфограмме?

Ученики: Хотя в этих словах есть орфограмма О-Ё после шипящих (пункт1-место орфограммы), но она не в корне, а в суффиксе или окончании. Следовательно, эти слова относятся к другой орфограмме.

Учитель: Молодцы. С этим правилом мы познакомимся позже, но, кому интересно, может поискать ответ, почему в словах О или Ё, к следующему уроку.

Разминка.

Учитель: Объедините пары и найдите общее.

Ученики быстро находят пары, аргументируют, находя как можно больше схожего. Задача: повторить грамматическое значение окончаний и словообразовательное значение суффиксов. Например:

  1. ЗАЙЧОНОК – МЕДВЕЖОНОК – общее: оба слова сущ., одушевленные, нарицательные, м.р., 2 скл.; суффикс «ОНОК» имеет словообразовательное значение «ДЕТЁНЫШИ ЖИВОТНЫХ»; нулевое окончание указывает на грамматическое значение « И.п., ед.ч.»
  2. ВРАЧОМ-ПЛАЩОМ – общее: оба слова сущ., нарицательные, м.р., 2 скл., окончание «ОМ» указывает на грамматическое значение « Т.п., ед.ч.».
  3. БЕРЕЖЁТ – СТЕРЕЖЁТ – общее: оба слова гл. наст. вр., по окончанию «ЁТ» сразу видно, что перед нами глагол 3 лица, ед. ч.,1 спр.

Проблемный вопрос.

Учитель: Хорошо, но, друзья, может быть, кто-то догадался , почему в окончаниях глаголов после шипящих Ё, а не О?

Ученики: Если вспомнить личные окончания глаголов, то у глаголов нет окончания «ОТ», значит, выбора между О-Ё просто нет – в таких случаях следует писать только Ё.

Учитель: Молодцы. Небольшая заметка: во всех глаголах и отглагольных словах после шипящих О никогда не пишется! Это заметка на будущее, а теперь обратимся непосредственно к нашей теме.

IV. Изучение новой темы.

Работа с таблицей. Наблюдение над лингвистическим материалом. Исследование.

Учитель: Посмотрите на слова в таблице. Прочитаем вместе. Какой звук слышится на месте пропущенных букв?

Ученики: Звук О слышится во всех словах таблицы.

Учитель: Почему же слова распределены на 2 колонки?

Ученики: То, что слышим, и то, что пишем, очень часто не совпадает – в одном столбике пишется – Ё, в другом – О.

Учитель: Перепишите таблицу так же, как у меня, в ценную тетрадь, подумайте и ответьте на вопрос:

Проблемная ситуация.

Это нужные для сегодняшней орфограммы слова?


Ж…РДОЧКА
Ч…РНЫЙ
Ш…ПОТ
Щ…КИ
КРЫЖ…ВНИК
Ш…В
Ш…РОХ
ТРУЩ…БА

Ученики: Да, эти слова нам подходят, потому что орфограмма

  1. ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (Ж, Щ, Ш, Ч)
  2. В КОРНЕ

Учитель: Докажите, прописывая рядом однокоренные слова с буквой Е после шипящей, выделяя корень, подчёркивая место орфограммы.

Ученики по желанию выходят к доске и заполняют таблицу, вставляя пропущенные буквы, при этом продолжают оформлять таблицу в ценной тетради, которая теперь выглядит таким образом:



Ж РДОЧКА – ЖЕРДЬ
Ч РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬ
ШПОТ – ШЕПЧЕТ
ЩКИ – ЩЕКА
КРЫЖ ВНИК
Ш В
Ш РОХ
ТРУЩБА

Учитель: Ребята, догадались, в каком столбике – Ё после шипящих в корне, а в каком – О?

Ученики, наблюдая над записью, дают правильный ответ.

Ё О
Ж Ё РДОЧКА – ЖЕРДЬ
Ч Ё РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬ
Ш ЁПОТ – ШЕПЧЕТ
Щ ЁКИ – ЩЕКА
КРЫЖ О ВНИК
Ш О В
Ш О РОХ
ТРУЩ О БА

Учитель: Хорошо. Так от чего же зависит О или Ё? Аргументируйте своё предположение.

Ученики: ГИПОТЕЗА: Судя по записи в таблице, слово с Ё можно проверить однокоренным словом с буквой Е, а слово с О нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.

Учитель: Какое умение нужно иметь ученику, чтобы правильно написать?

Ученики: Ученик должен уметь правильно подбирать однокоренные слова.

Учитель: Ваша гипотеза верна. Запишем вывод в 3-ю строку таблицы.

Ё О
Ж Ё РДОЧКА – ЖЕРДЬ
Ч Ё РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬ
Ш ЁПОТ – ШЕПЧЕТ
Щ ЁКИ – ЩЕКА
КРЫЖ О ВНИК
Ш О В
Ш О РОХ
ТРУЩ О БА
Можно проверить однокоренным словом с буквой Е.  Нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.

Учитель: Хорошо. А теперь сами сформулируйте правило, не забудьте указать место орфограммы.

Ученики сами выводят правило: после шипящих в корне слова пишем Ё, если слово можно проверить однокоренным словом с буквой Е, после шипящих в корне слова пишем О, если слово нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.

Учитель: Хочу подарить вам считалку, в которой присутствуют слова только с О после шипящей, прикрепите её в ценную тетрадь.

Считалка: ШОРОХ, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА, ШОВ, КРЫЖОВНИК и ОБЖОРА, ШОКОЛАД, ШОССЕ, ЖОНГЛЁР, ТРЕЩОТКА, ШОРНИК и ШОФЁР, МАЖОРНЫЙ, ШОРТЫ, КАПЮШОН.

Учитель: Какое слово вам незнакомо?

Ученики: Шорник.

Учитель: О лексическом значении и происхождении данного слова нам поможет консультант.

Индивидуальное задание №1.

Ученик – консультант в роли учителя рассказывает и задаёт вопросы детям:

  1. Предположите, что означает слово «шорник» (выслушивает ответы учеников).
  2. Открывает доску, где показана словообразовательная цепочка слова. (Обычно ученики не знают лексическое значение слова «шоры» – начинаем с суффикса.) Какое словообразовательное значение у суффикса «НИК»?

Ученики: данный суффикс омонимичен: 1) обозначает лицо, профессию человека (садовник, дворник, работник); 2) предмет ( учебник, дневник, приёмник). Следовательно, «шорник» – либо человек, либо предмет. (Многие предполагают, что это предмет, которым шоркают.)

  1. Шоры – пластинки, находящиеся у глаз лошади. Как вы думаете, зачем они? Нет, не для красоты, они нужны, чтобы лошадь не смотрела по сторонам, бежала прямо и ничего не боялась.

  2. Шорник – человек, который изготавливает приспособления для упряжки.

Оба слова являются устаревшими.

Индивидуальное задание №2.

Другой ученик рассказывает о лексическом значении слов «трещотка», «мажорный», напоминая о многозначных и заимствованных словах.

V. Закрепление. 

Распределительный диктант.

Учитель предлагает карточки со словами на данную орфограмму в составе словосочетаний, дети выбирают нужные слова и распределяют по колонкам. За закрытой доской работают 2 ученика – один выписывает слова с Ё, другой с О, остальные – каждый индивидуально в рабочей тетради.

Карточка №1 с заданием: распределите слова по столбикам, объясняя условия выбора орфограммы.

Ж…лтый капюш…н, ш…лковые ш…рты, деш…вая расч…ска, ч…рствый ш…колад, ж…сткая щ…тка, заш…л за реш…тку, ч…порный ж…кей.

Учитель: значение каких слов вам непонятно?

Индивидуальное задание №3.

Ученик рассказывает о лексическом значении слов «чопорный», «жокей». Связаны ли по смыслу слова в данном словосочетании? Посмотрите ещё раз на карточки. В каком словосочетании нарушена лексическая сочетаемость слов?

Ученики: в словосочетании «чёрствый шоколад», потому что чёрствым может быть хлеб, булочка (мучное изделие) или человек. Здесь следовало употребить «твёрдый шоколад».

Проверка: ученики, работающие у доски, показывают свою работу, комментируют, остальные меняются тетрадями и проверяют работу соседа по парте.

Запись выглядит примерно так, причём условия выбора орфограммы обязательно объясняются не только устно, но и графически.

Ё О
Жёлтый – желтеть
Шёлковые – шелковистый
Дешёвая – дешевле
Расчёска – чешет
Чёрствый – черстветь
Жёсткая – жесть
Щётка – щетина
Зашёл – шедший
Решётка – решето
Капюшон
Шорты
Шоколад
Чопорный
Жокей

Учитель: поиграем в «третий лишний». Запись на доске:

  1. Ч…рточка, ш…к, ч…лн.
  2. Ч…лка, пч…лы, ш…мпол.
  3. Щ…ки, ж…лудь, постриж…ёшь.

1. Ученики легко подбирают однокоренное слово с е «чёрточка» – «черта»; к слову «шок» не подбирают, следовательно выбирают О, а вот со словом «чёлн» возникают трудности: ученики не знают лексическое значение, не могут подобрать однокоренное слово с Е. На помощь приходит консультант.

Индивидуальное задание №4.

Ученик рассказывает о лексическом значении слова «чёлн»,

помогает подобрать однокоренное слово с Е «челнок» («маленькая лодка, выдолбленная из дерева»). Также он рассказывает о других значениях этого слова: «предмет в швейной машинке, на который накручивается нить»,

«просторечное название предпринимателя».

Как в лексике называются такие слова?

Ученики: Омонимы. (Аргументируют.) Лишнее слово – шок.

2. Ученики легко подбирают однокоренное слово с е к слову «пчёлы» – «пчелиный» (или форму слова – «пчела»). Возникает вопрос, как проверить слова «чёлка» и «шомпол». Помогает консультант.

Индивидуальное задание №5.

Ученик рассказывает о лексическом значении заимствованного слова «шомпол» и этимологии слова «чёлка» (от «чело» – лоб). Здесь же консультант сначала спрашивает, а затем рассказывает, что означает фразеологизм «бить челом» («просить о чём-либо»).

Ученики: Лишнее слово «шомпол».

Учитель: Сегодня мы работали с орфограммой в слове, в словосочетании, а сейчас поработаем с предложениями. Это загадки. Я предлагаю их отгадать. Дети устно объясняют буквы и дают свои ответы.

Карточка №2

  1. Ш…л долговяз, во сыру землю увяз. (дождь)
  2. Ч…рные, кривые, от рожденья все немые; встанут в ряд – сейчас заговорят. (буквы)
  3. Наведёт стеклянный глаз, щ…лкнет раз – и помним вас. (фотограф)

Самостоятельная работа.

Учитель: Перед вами текст. Докажите. Определите тип, стиль речи. Придумайте название.

Карточка №3. Вставьте пропущенные буквы, запятые. Объясните. Продолжите текст 2-3 предложениями.

Щ…лкнул выключатель заж…гся свет и окно стало ч…рным. Исчезли оч…ртания деревьев слышался только шум идущих по ш…ссе машин.
Но скоро и он стихнет. Опустится ночь с её осторожными ш…рохами и невнятным ш…потом. Хочется …

Учитель: Послушаем получившиеся тексты. (Обычно пятиклассники фантазируют – у них получаются интересные фрагменты текстов). Молодцы! Сдайте, пожалуйста, карточки. Каждый получит за них оценку.

VI. Рефлексия.

Карточка №4

Ученики заполняют карточку, затем зачитывают предложения. Учитель опрашивает многих.

  • Сегодня на уроке я узнал новое о …
  • Мне было интересно узнать …
  • Мне захотелось …
  • Я не понял …
  • Я почувствовал …
  • Я впервые ...
  • Я оцениваю свою работу на уроке на …

Учитель: оценивает работу учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание.

все – 1) выучить изученную орфограмму;

по выбору – 2) составить игру «третий лишний» по изученной орфограмме, нарисовать рисунок с изображением новых для вас слов или сочинить текст, используя как можно больше слов с орфограммой «Буквы О – Ё после шипящих в корне».

Учитель: Спасибо за урок!