Содержание материала рассчитано на 2 часа.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Буквы О – Ё после шипящих в корне».
Задачи:
- Обучающие: научить видеть место орфограммы; используя и графически объясняя условия выбора орфограммы, правильно писать слова на данную орфограмму;
- Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать и сопоставлять, подбирать различные комбинации, аргументировать свою точку зрения.
- Воспитательная : формировать коммуникативную компетенцию, умение интересно рассказывать, слушать и слышать друг друга, сотрудничать при выполнении упражнений.
Форма урока: урок-исследование.
Методы и приёмы: поисковые методы.
Предварительная работа: Индивидуальное задание для каждого ученика-консультанта (по желанию учеников).
Оборудование: ИКТ (компьютер и проектор).
Ход урока
I. Орг. момент.
Приветствие. В рабочей тетради записываем число, классная работа. В ценной тетради находим пустую страницу с записью «Орфограмма №14». Записываем туда тему урока «Буквы О – Ё после шипящих в корне».
II. Целеполагание.
Учитель: Ребята, что такое орфограмма?
Ученики: Место в слове, где можно допустить ошибку.
Это правильный выбор буквы.
Учитель: Какие буквы сегодня будем выбирать?
Ученики: О – Ё
Учитель: Посмотрите внимательно на тему урока и скажите, каково место этих букв?
Ученики:
- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (Ж, Щ, Ш, Ч)
- В КОРНЕ
Учитель: А теперь, исходя из темы, сформулируйте задачи урока. Что вы хотите узнать? Чему научиться? Зачем вы пришли на урок?
Ученики:
- узнать, когда после шипящих в корне слова пишется О, а когда Ё, от чего это зависит;
- научиться видеть орфограмму, объяснять её, правильно писать.
Учитель корректирует, рассказывает о предстоящей работе.
III. Актуализация знаний.
Наблюдение над лингвистическим материалом. Проблемная ситуация.
Учитель: перед вами слова ЗАЙЧОНОК, ВРАЧОМ, СТЕРЕЖЁТ, МЕДВЕЖОНОК, БЕРЕЖЁТ, ПЛАЩОМ. Относятся ли они к сегодняшней орфограмме?
Ученики: Хотя в этих словах есть орфограмма О-Ё после шипящих (пункт1-место орфограммы), но она не в корне, а в суффиксе или окончании. Следовательно, эти слова относятся к другой орфограмме.
Учитель: Молодцы. С этим правилом мы познакомимся позже, но, кому интересно, может поискать ответ, почему в словах О или Ё, к следующему уроку.
Разминка.
Учитель: Объедините пары и найдите общее.
Ученики быстро находят пары, аргументируют, находя как можно больше схожего. Задача: повторить грамматическое значение окончаний и словообразовательное значение суффиксов. Например:
- ЗАЙЧОНОК – МЕДВЕЖОНОК – общее: оба слова сущ., одушевленные, нарицательные, м.р., 2 скл.; суффикс «ОНОК» имеет словообразовательное значение «ДЕТЁНЫШИ ЖИВОТНЫХ»; нулевое окончание указывает на грамматическое значение « И.п., ед.ч.»
- ВРАЧОМ-ПЛАЩОМ – общее: оба слова сущ., нарицательные, м.р., 2 скл., окончание «ОМ» указывает на грамматическое значение « Т.п., ед.ч.».
- БЕРЕЖЁТ – СТЕРЕЖЁТ – общее: оба слова гл. наст. вр., по окончанию «ЁТ» сразу видно, что перед нами глагол 3 лица, ед. ч.,1 спр.
Проблемный вопрос.
Учитель: Хорошо, но, друзья, может быть, кто-то догадался , почему в окончаниях глаголов после шипящих Ё, а не О?
Ученики: Если вспомнить личные окончания глаголов, то у глаголов нет окончания «ОТ», значит, выбора между О-Ё просто нет – в таких случаях следует писать только Ё.
Учитель: Молодцы. Небольшая заметка: во всех глаголах и отглагольных словах после шипящих О никогда не пишется! Это заметка на будущее, а теперь обратимся непосредственно к нашей теме.
IV. Изучение новой темы.
Работа с таблицей. Наблюдение над лингвистическим материалом. Исследование.
Учитель: Посмотрите на слова в таблице. Прочитаем вместе. Какой звук слышится на месте пропущенных букв?
Ученики: Звук О слышится во всех словах таблицы.
Учитель: Почему же слова распределены на 2 колонки?
Ученики: То, что слышим, и то, что пишем, очень часто не совпадает – в одном столбике пишется – Ё, в другом – О.
Учитель: Перепишите таблицу так же, как у меня, в ценную тетрадь, подумайте и ответьте на вопрос:
Проблемная ситуация.
Это нужные для сегодняшней орфограммы слова?
Ж…РДОЧКА Ч…РНЫЙ Ш…ПОТ Щ…КИ |
КРЫЖ…ВНИК Ш…В Ш…РОХ ТРУЩ…БА |
Ученики: Да, эти слова нам подходят, потому что орфограмма
- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (Ж, Щ, Ш, Ч)
- В КОРНЕ
Учитель: Докажите, прописывая рядом однокоренные слова с буквой Е после шипящей, выделяя корень, подчёркивая место орфограммы.
Ученики по желанию выходят к доске и заполняют таблицу, вставляя пропущенные буквы, при этом продолжают оформлять таблицу в ценной тетради, которая теперь выглядит таким образом:
Ж … РДОЧКА – ЖЕРДЬ Ч … РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬ Ш…ПОТ – ШЕПЧЕТ Щ …КИ – ЩЕКА |
КРЫЖ … ВНИК Ш … В Ш … РОХ ТРУЩ …БА |
Учитель: Ребята, догадались, в каком столбике – Ё после шипящих в корне, а в каком – О?
Ученики, наблюдая над записью, дают правильный ответ.
Ё | О |
Ж Ё РДОЧКА – ЖЕРДЬ Ч Ё РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬ Ш ЁПОТ – ШЕПЧЕТ Щ ЁКИ – ЩЕКА |
КРЫЖ О ВНИК Ш О В Ш О РОХ ТРУЩ О БА |
Учитель: Хорошо. Так от чего же зависит О или Ё? Аргументируйте своё предположение.
Ученики: ГИПОТЕЗА: Судя по записи в таблице, слово с Ё можно проверить однокоренным словом с буквой Е, а слово с О нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.
Учитель: Какое умение нужно иметь ученику, чтобы правильно написать?
Ученики: Ученик должен уметь правильно подбирать однокоренные слова.
Учитель: Ваша гипотеза верна. Запишем вывод в 3-ю строку таблицы.
Ё | О |
Ж Ё РДОЧКА – ЖЕРДЬ Ч Ё РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬ Ш ЁПОТ – ШЕПЧЕТ Щ ЁКИ – ЩЕКА |
КРЫЖ О ВНИК Ш О В Ш О РОХ ТРУЩ О БА |
Можно проверить однокоренным словом с буквой Е. | Нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е. |
Учитель: Хорошо. А теперь сами сформулируйте правило, не забудьте указать место орфограммы.
Ученики сами выводят правило: после шипящих в корне слова пишем Ё, если слово можно проверить однокоренным словом с буквой Е, после шипящих в корне слова пишем О, если слово нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.
Учитель: Хочу подарить вам считалку, в которой присутствуют слова только с О после шипящей, прикрепите её в ценную тетрадь.
Считалка: ШОРОХ, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА, ШОВ, КРЫЖОВНИК и ОБЖОРА, ШОКОЛАД, ШОССЕ, ЖОНГЛЁР, ТРЕЩОТКА, ШОРНИК и ШОФЁР, МАЖОРНЫЙ, ШОРТЫ, КАПЮШОН.
Учитель: Какое слово вам незнакомо?
Ученики: Шорник.
Учитель: О лексическом значении и происхождении данного слова нам поможет консультант.
Индивидуальное задание №1.
Ученик – консультант в роли учителя рассказывает и задаёт вопросы детям:
- Предположите, что означает слово «шорник» (выслушивает ответы учеников).
- Открывает доску, где показана словообразовательная цепочка слова. (Обычно ученики не знают лексическое значение слова «шоры» – начинаем с суффикса.) Какое словообразовательное значение у суффикса «НИК»?
Ученики: данный суффикс омонимичен: 1) обозначает лицо, профессию человека (садовник, дворник, работник); 2) предмет ( учебник, дневник, приёмник). Следовательно, «шорник» – либо человек, либо предмет. (Многие предполагают, что это предмет, которым шоркают.)
- Шоры – пластинки, находящиеся у глаз лошади. Как вы думаете, зачем они? Нет, не для красоты, они нужны, чтобы лошадь не смотрела по сторонам, бежала прямо и ничего не боялась.
- Шорник – человек, который изготавливает приспособления для упряжки.
Оба слова являются устаревшими.
Индивидуальное задание №2.
Другой ученик рассказывает о лексическом значении слов «трещотка», «мажорный», напоминая о многозначных и заимствованных словах.
V. Закрепление.
Распределительный диктант.
Учитель предлагает карточки со словами на данную орфограмму в составе словосочетаний, дети выбирают нужные слова и распределяют по колонкам. За закрытой доской работают 2 ученика – один выписывает слова с Ё, другой с О, остальные – каждый индивидуально в рабочей тетради.
Карточка №1 с заданием: распределите слова по столбикам, объясняя условия выбора орфограммы.
Ж…лтый капюш…н, ш…лковые ш…рты, деш…вая расч…ска, ч…рствый ш…колад, ж…сткая щ…тка, заш…л за реш…тку, ч…порный ж…кей.
Учитель: значение каких слов вам непонятно?
Индивидуальное задание №3.
Ученик рассказывает о лексическом значении слов «чопорный», «жокей». Связаны ли по смыслу слова в данном словосочетании? Посмотрите ещё раз на карточки. В каком словосочетании нарушена лексическая сочетаемость слов?
Ученики: в словосочетании «чёрствый шоколад», потому что чёрствым может быть хлеб, булочка (мучное изделие) или человек. Здесь следовало употребить «твёрдый шоколад».
Проверка: ученики, работающие у доски, показывают свою работу, комментируют, остальные меняются тетрадями и проверяют работу соседа по парте.
Запись выглядит примерно так, причём условия выбора орфограммы обязательно объясняются не только устно, но и графически.
Ё | О |
Жёлтый – желтеть Шёлковые – шелковистый Дешёвая – дешевле Расчёска – чешет Чёрствый – черстветь Жёсткая – жесть Щётка – щетина Зашёл – шедший Решётка – решето |
Капюшон Шорты Шоколад Чопорный Жокей |
Учитель: поиграем в «третий лишний». Запись на доске:
- Ч…рточка, ш…к, ч…лн.
- Ч…лка, пч…лы, ш…мпол.
- Щ…ки, ж…лудь, постриж…ёшь.
1. Ученики легко подбирают однокоренное слово с е «чёрточка» – «черта»; к слову «шок» не подбирают, следовательно выбирают О, а вот со словом «чёлн» возникают трудности: ученики не знают лексическое значение, не могут подобрать однокоренное слово с Е. На помощь приходит консультант.
Индивидуальное задание №4.
Ученик рассказывает о лексическом значении слова «чёлн»,
помогает подобрать однокоренное слово с Е «челнок» («маленькая лодка, выдолбленная из дерева»). Также он рассказывает о других значениях этого слова: «предмет в швейной машинке, на который накручивается нить»,
«просторечное название предпринимателя».
Как в лексике называются такие слова?
Ученики: Омонимы. (Аргументируют.) Лишнее слово – шок.
2. Ученики легко подбирают однокоренное слово с е к слову «пчёлы» – «пчелиный» (или форму слова – «пчела»). Возникает вопрос, как проверить слова «чёлка» и «шомпол». Помогает консультант.
Индивидуальное задание №5.
Ученик рассказывает о лексическом значении заимствованного слова «шомпол» и этимологии слова «чёлка» (от «чело» – лоб). Здесь же консультант сначала спрашивает, а затем рассказывает, что означает фразеологизм «бить челом» («просить о чём-либо»).
Ученики: Лишнее слово «шомпол».
Учитель: Сегодня мы работали с орфограммой в слове, в словосочетании, а сейчас поработаем с предложениями. Это загадки. Я предлагаю их отгадать. Дети устно объясняют буквы и дают свои ответы.
Карточка №2
- Ш…л долговяз, во сыру землю увяз. (дождь)
- Ч…рные, кривые, от рожденья все немые; встанут в ряд – сейчас заговорят. (буквы)
- Наведёт стеклянный глаз, щ…лкнет раз – и помним вас. (фотограф)
Самостоятельная работа.
Учитель: Перед вами текст. Докажите. Определите тип, стиль речи. Придумайте название.
Карточка №3. Вставьте пропущенные буквы, запятые. Объясните. Продолжите текст 2-3 предложениями.
Щ…лкнул выключатель заж…гся свет и окно стало ч…рным. Исчезли оч…ртания деревьев слышался только шум идущих по ш…ссе машин.
Но скоро и он стихнет. Опустится ночь с её осторожными ш…рохами и невнятным ш…потом. Хочется …
Учитель: Послушаем получившиеся тексты. (Обычно пятиклассники фантазируют – у них получаются интересные фрагменты текстов). Молодцы! Сдайте, пожалуйста, карточки. Каждый получит за них оценку.
VI. Рефлексия.
Карточка №4
Ученики заполняют карточку, затем зачитывают предложения. Учитель опрашивает многих.
- Сегодня на уроке я узнал новое о …
- Мне было интересно узнать …
- Мне захотелось …
- Я не понял …
- Я почувствовал …
- Я впервые ...
- Я оцениваю свою работу на уроке на …
Учитель: оценивает работу учащихся на уроке.
VII. Домашнее задание.
все – 1) выучить изученную орфограмму;
по выбору – 2) составить игру «третий лишний» по изученной орфограмме, нарисовать рисунок с изображением новых для вас слов или сочинить текст, используя как можно больше слов с орфограммой «Буквы О – Ё после шипящих в корне».
Учитель: Спасибо за урок!