Класс: 3 класс
Цель:
- (Базовый уровень) ученики научатся разбирать слова по составу, обозначать части слова графически;
- (Повышенный уровень) ученики получат возможность научиться практическим навыкам словообразования приставочным и суффиксальным способами, умения устанавливать связь слова со схемой.
Задачи:
- формировать полноценные представления о морфологическом составе слова.
- обогащать словарный запас путём формирования семантических полей: подбора родственных слов (парадигматические связи);
- развитие слухового и зрительного восприятия и внимания; мышления посредством таких операций, как анализ, сравнение, обобщение;
- умение формулировать своё мнение, уважать мнение партнёра.
Оборудование и программное обеспечение:
- ПК,
- проектор,
- экран,
- презентация,
- маршрутная карта,
- индивидуальные карточки “Вырасти дерево”,
- индивидуальные карточки “Собери новое слово из частей других слов”,
- предметные карточки (листья с частями слова),
- схемы слов,
- шарики и эластичные кольца Су-Джок,
- загадки о составе слова,
- цветные карандаши,
- тетради,
- ручки,
- классная доска.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, наши гости! Давайте улыбнёмся и скажем друг другу:
- Добрый день! (Слайд 2)
1. Психогимнастика.
- Встаньте на пальчики и давайте покажем деревья в ветряную погоду (сопротивление), в спокойную погоду (мощь и сила). (Меняем каждое положение 3 раза). А сейчас вы осенние листочки. Налетел сильный ветер (трепыхание). Лёгкий ветерок (лёгкость, воздушность, невесомость). (Меняем каждое положение 3 раза).
II. Знакомство с темой.
2. Уточнение числа, месяца и времени года.
- Сядет первым тот, кто скажет, какое сейчас у нас время года?
- Вторым тот, кто докажет слова первого ученика?
- Третьим тот, кто скажет, где можно узнать точные сведения о числе, месяце и времени года?
- Четвёртым тот, кто даст определение слову “календарь”? ( Таблица или книжка с перечнем всех дней, месяцев и времени года.)
- Откройте тетради и запишите дату.
3. Формулирование темы занятия. Целеполагание.
- Ребята, давайте припомним занятия-путешествия. В какой стране вы побывали? (В стране Грамматике в гостях у Корнея (Корня), у Приставки, Суффикса и Окончания.)
- Сегодня мы с вами, ребята, вновь отправляемся в путешествие по стране Грамматика. Побываете вы в замке Словообразования. Во время путешествия вы закрепите знания о составе слова. Научитесь разбирать слова по составу, образовывать новые слова при помощи частей слов, подбирать к словам схемы. Познакомьтесь с маршрутной картой (Приложение 1). (Слайд 3)
4. Актуализация знаний.
- Но прежде чем отправиться в путешествие вам понадобятся знания. Давайте их проверим. Послушайте, запомните слова: корень, суффикс, слово, приставка, окончание. Что здесь лишнее, почему? (Лишнее здесь “слово”, потому что корень, суффикс, приставка и окончание – это части слова.)
- Что такое корень? (Приставка. Суффикс. Окончание.)
- У каждого карта маршрута. Для чего она вам? (Она поможет нам ориентироваться в стране Грамматике. Стрелки укажут путь.)
- А чтобы легче было ориентироваться в карте маршрута, вы помните, добравшись до нового пункта назначения нужно путеводитель-стрелку раскрашивать в красный цвет.
5. Динамическая пауза Су-Джок.
- Разогреем пальчики.
1) Массаж Су-Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Шарик я в руке катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2) Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, / разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
- В добрый путь!
“Путешествие в страну Грамматики”.
6. Лес Однокоренных слов. (Слайд 4)
- Надо пройти через Лес Однокоренных слов. Всякий кто заходит в это лес, должен посадить своё дерево. Для этого необходимо подобрать к слову-корень по 4-ре родственных слова (Приложение 2). (Слайд 5) Работаем сначала самостоятельно, затем обобщаем ваши ответы и двигаемся дальше. Запишите в карточку свою группу родственных слов, выделите корень слова.
Слова – корень: лист, нож, дом, лес.
(Слайд 6)
- Проверь себя! Какие слова называются родственными? (Слова, которые имеют один и тот же корень и близкое значение, называются однокоренными, родственными.)
- Ребята, как вы думаете, а почему задание с однокоренными словами приготовлены были для вас в лесу? Что такое лес? (Лес – это часть поверхности Земли, покрытая древесными растениями.)
Что может быть общего у однокоренных слов и деревьев в лесу? (У всех деревьев и слов есть корень.)
- Вы отлично справились с этим заданием!
7. Физминутка.
(Выполнение действий по тексту)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали
Раз-два-три.
Ручками похлопали
Раз-два-три.
Покрутились, повертелись
Раз-два-три.
И за парты все уселись
Раз-два-три.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Раз-два-три-четыре-пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
8. Долина “Слов-Рассыпушек”. (Слайд 7)
Что такое долина? Долина – это обширное пространство расположенное вдоль реки или между горами. Вы отправляетесь в “Долину Слов-Рассыпушек”. Там постоянно резвится ветер. (На столе вразброс лежат осенние листья берёзы, клёна, осины, дуба, на которых записаны части слов.) Ветер разбросал листья деревьев, на которых были написаны части слов, всё перепутал. Давайте попробуем их собрать. Посмотрите на них. Как будете действовать? (Предлагаю подобрать одинаковые листочки друг к другу, а потом из них собрать слова.)
- Действуйте! Что у вас получилось? (Я собрал дубовые листочки. У меня получилось слово – холодные. Я собрал берёзовые листочки. У меня получилось слово – дожди. Я собрал кленовые листочки. У меня получилось слово – перелётные. Я собрал осиновые листочки. У меня получилось слово – птицы.)
(Слайд 8)
- Назовите части получившихся слов. (В слове холодные: корень – холод –, суффикс – н –, окончание – ые. В слове дожди: корень – дождь –, окончание – и. В слове перелётные: приставка – пере –, корень – лёт –, суффикс – н –, окончание – ые. В слове птицы: корень – птиц –, окончание – ы.)
- Какие слова одинаковые по составу? (Слова – птицы и дожди. В них можно выделить корень и окончание.)
- Составьте словосочетания с этими словами. Что получилось? (Холодные дожди. Перелётные птицы.)
- К какому времени года относятся эти явления? (К осени.)
- Запишите словосочетания. Разберите слова по составу. Припомните другие явления осени, назовите их.
9. Мост “Графических схем”. (Слайд 9)
- Ребята, на пути нам встретилась река, а мост, через который нужно пройти исчез. А всё потому, что он был построен из волшебных кирпичей. Построить вы его сможете только в том случае, если задание выполните быстро и правильно. Выполнив это задание, нужно будет подумать и ответить, как оно может быть связано с названием моста? Какое задание вас ждёт? (Нужно подобрать к каждому слову схему.) (Слайд 10)
- Правильно. Действуйте!
Ученики работают у доски.
мост мостовой мостик помост замостить
- Давайте проверим, правильно вы выполнили это задание? (Слайд 11)
- Что общего у этих слов. (У этих слов одинаковый корень, слова однокоренные.)
- Объясните значения этих слов.
(Мост – сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь. Замостить, покрывать улицу, дорогу камнем или другим твердым материалом. Помост – это возвышение, площадка из камня или сколоченная из досок. Мостовой – слово-признак (прилагательное), например, мостовой кран. Мостик – это маленький мост.)
- Скажите, почему такое задание нас ожидало на Мосту? (Мост построен из частей – кирпичей, а слова – из частей: приставки, корня, суффикса, окончания.) (Слайд 12)
- И вы опять прекрасно справились с заданием. Двигаемся дальше.
10. Гимнастика для глаз. (Слайд 13)
- Следим за движущимися предметами только глазами. Не вращаем головой.
11. Горы “Разбери-Собери” (Контроль знаний). (Слайд 14)
- Что такое горы? (Горы – это значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью.)
- Вам не показалось это название гор необычным? Что нужно разобрать, а затем собрать, как вы думаете? Разбирать вы будете слова по составу, а затем составлять одно новое слово из частей разобранных слов, которые обозначены графически. Одну карточку мы разберём у доски, а затем выбудете действовать самостоятельно.
- Как вы считаете, через горы легко перебраться? Что для этого нужно? (Путь через горы нелёгкий. Нужна сила, смекалка, знания...)
- Да, ребята, задание вас ждёт непростое, но вам всё по плечу! У вас для этого есть главное оружие – это знания.
Индивидуальные карточки: Собери новое слово из частей других слов. (Приложение 3)
(Слайд 15)
- Назовите, какие слова у вас получились? (Гористый. (Пригорок. Горочка. Горка. Горный.)
(Слайд 16, 17)
- Что общего у этих слов? Как они называются? (Слова гористый, пригорок, горочка, горка, горный – однокоренные, родственные. Они имеют один и тот же корень и близкое значение.)
- Объясните, при помощи, каких частей вы образовали эти родственные слова? Дайте определение этим словам.
- Отлично справились и с этим заданием.
12. Замок Словообразования.
- Вот вы и добрались до ворот Замка Словообразования. Замок охраняют Эльфы, чтобы войти в него нужно отгадать загадки.
Загадки: (Слайд 18, 19)
***
Хамелеон я в слове, так скажу.
Для связи слов я в предложении – служу! (Окончание)
***
Я самый главный в слове,
И называюсь ... (Корень).
***
Уж очень строгий я друзья.
За корнем место мне досталось.
Как только к корню встану я,
Так сразу слово поменялось. (Суффикс)
***
Люблю я зонтики, Друзья!
Крючком цепляюсь за слова.
Крючком обозначаюсь я.
Состав тяну – идёт молва!
Не встану сзади я – не жди!
Стою я в слове впереди. (Приставка)
***
Всему название дано –
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз,
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено ... (Словами)
- Молодцы, ребята! Вы добрались до замка Словообразования.
(Слайд 20)
- Кто даст определение названию замка? (Словообразование – это состав (строение) слова.)
13. Творческая минутка.
- Давайте раскрасим карту маршрута!
Ученики раскрашивают изображение объектов карты маршрута и вклеивают их в тетрадь.
III. Итог занятия.
- Ребята, понравилось вам занятие? Наташа, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Надя...?) Серёжа, чем интересны были задания? Витя, какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились? (Мы научились разбирать слова по составу, образовывать новые слова при помощи частей слов (перечисляют), подбирать к схему к слову.)
(Слайд 21)
- Ребята, оцените свою работу на уроке.
Самооценочные лесенки: “Поставь знак “!” на той ступеньке, где оценка совпадает с вашей”.
(Слайд 22)
Я работал на уроке:
На уроке мне было:
- Вы молодцы! Спасибо вам за урок. Всего доброго! (Слайд 23)