Цель: Сформировать у обучающихся понятие слуховой, зрительной, моторной и смешанной памяти, через игры и упражнения научить тренировке внимания и памяти.
задачи:
- познавательные – ознакомиться с понятием память, приобрести знания о значении памяти для человека, правилах сохранения и улучшения памяти;
- воспитательные – воспитание здорового образа жизни;
- развивающие - развивать внимание, память, логическое мышление, расширять словарный запас.
Оборудование: плакаты с рисунками, 8 предметов ( кукла, карандаш, цветок, гриб (макет), ложка, мяч, кружка, мел), картинка с вопросами, карточки с набором слов, цветные карандаши, тетради.
Планируемый результат:
Дети учатся:
- знакомятся с понятием память;
- приобретать знания о значении памяти, о видах памяти;
- учатся сами формулировать правила сохранения памяти;
Умения, характеризующие достижения результата:
- практически используют упражнения для укрепления памяти;
- практически применяют в жизни правила сохранения памяти;
- в игре закрепляют интерес к предмету изучения, развивают память, внимание.
План занятия:
- Что такое память;
- Значение памяти для человека;
- Слуховая память;
- Зрительная память;
- Моторная память;
- Смешанная память;
- Правила сохранения памяти.
Ход занятия
Организационный момент:
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Психологический настрой.
- Нам улыбается зимнее солнышко, улыбнемся и мы друг другу и с хорошим настроением начинаем занятие.
Педагог: Благодаря этому виду умственной деятельности человека вы способны длительно хранить информацию о событиях внешнего мира, способны напеть услышанную мелодию, выучить стихи. Догадались, о чем пойдет речь?
Правильно сегодня мы поговорим о памяти. Как вы думаете, что такое память? (Выслушивает ответы детей.)
Педагог : Если быть более точным, то память - это замечательная способность нашего головного мозга запоминать и сохранять образы, события, впечатления и другую информацию. Как вы думаете, зачем нужна память?
Учащиеся: чтобы запоминать все на занятиях и получать хорошие оценки и т.п.
Педагог: действительно люди должны передавать свой опыт, знания следующим поколениям. Наши предки овладевали ремеслами, и передавали это искусство детям и внукам, изобрели письменные знаки, с помощью которых передавали смысл событий. Память помогла развиться точной науке математике, ученые смогли сделать расчеты и поднять в воздух космические корабли и самолеты. Вы запоминаете стихи, как правильно говорить, писать, как правильно себя вести. Скажите, у кого память лучше, у ваших бабушек и дедушек, или у вас?
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.
Педагог: Правильно, в детском возрасте у ребят очень цепкая память. Дети быстро всё схватывают и запоминают. К пожилому возрасту память слабеет. Люди начинают забывать, например, выключить чайник, не помнят, куда положили свои очки. Память можно и нужно развивать и укреплять. Учёные определили, что память бывает разная.
Например - слуховая. Это когда вы что-то слышите и запоминаете. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а кто-то повторит его за мной.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох! [6]
Один из обучающихся повторяет стихотворение..
Педагог: Молодец, ты почти все овощи назвал правильно.
Педагог предлагает второму ребёнку повторить за ним в определённом порядке восемь слов, не связанных между собой (корова, самолет, роза, часы, ветер, дерево, кит, рыбак).
Обучающийся повторяет слова.
Педагог: Ты тоже молодец, но не все слова назвал. На слух некоторым людям сложно запомнить слова, нужно быть очень внимательным. Но слуховую память можно тренировать. Сейчас мы сыграем в игру, которая очень хорошо тренирует слуховую память.
Игра «Бабушкин чемоданчик»:
Педагог: «Бабушка укладывала в чемодан тапочки». Второй игрок повторяет начало фразы и прибавляет своё слово: «… тапочки и кошку». Третий снова повторяет и прибавляет своё слово: «... тапочки, кошку и люстру». И так далее. Кто не сможет повторить слово, ему помогают.
Педагог: Выделяют также зрительную память. Как вы думаете, что мы можем запомнить благодаря зрительной памяти?
Обучающиеся: то, что мы видим глазами. Например, картину.
Педагог: Верно. Зрительная память это когда человек запоминает благодаря зрению. Например, учитель записал правило на доске, ученики прочитали и запомнили. А сейчас игра-упражнение для улучшения зрительной памяти.
Приглашает к столу одного обучающегося.
Игра «Запомни нас»:
На столе, под платком, спрятано восемь предметов: кукла, карандаш, цветок, гриб (макет), ложка, мяч, кружка, мел. Педагог поднимает платок, обучающийся внимательно смотрит 10 секунд на предметы стараясь их запомнить, затем предметы накрывают платком, ребенок должен назвать эти предметы, дети ему помогают.
Педагог: Зрительную память также можно тренировать еще одним способом.
Выходит следующий, обучающийся. Педагог показывает ему рисунок, просит внимательно на него посмотреть. Затем закрывает рисунок и задаёт вопросы. Если ребёнок не отвечает, ему помогают другие обучающиеся.
Педагог:
- Сколько деревьев на картинке?
- Сколько животных изображено?
- Кто сидит на пеньке?
- Сколько грибов на рисунке?
- Что растет справа от березы
- Сколько пеньков на рисунке?
Проверь какая у тебя зрительная память? (показывает рисунок 10сек., затем просит детей нарисовать все фигуры в тетради, передавая форму, цвет, расположение).
Задание для всех учащихся:
Физкультминутка:
Учащиеся под руководством педагога выполняют движения по тексту.
«Мы бросали мяч друг дружке.
Мячик прыгал, как лягушка.
Укатился он куда-то,
Не найдут его ребята.» [1]
Педагог: Существует ещё память, которую называют двигательной (моторной). Этот вид памяти связан с двигательной активностью, например, ученики переписали правило с доски в свою тетрадь и запомнили это правило (рука двигала ручку). Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Важность этого вида памяти в том, что она служит основой для практических и трудовых навыков, также навыков ходьбы или письма.
Сейчас поиграем в игру, которая тренирует двигательную память.
Игра «Зеркало»:
Обучающиеся разбиваются на пары. В каждой паре дети, становятся лицом, друг к другу. Педагог показывает, кто из них зеркало, а кто человек. Человек двигается перед зеркалом. Зеркало повторяет движения человека, через некоторое время роли меняются.
Педагог: Бывает, что человек пользуется смешанной памятью, когда запоминается лучше то, что ученик прослушает, а потом еще прочитает или вспомнит рисунки в учебнике. В этом случае задействовано несколько видов памяти одновременно: зрительная - видим, слуховая - слышим, двигательная – проговариваем (двигается язык, нижняя челюсть), или записываем (двигается рука).
Упражнение для улучшения памяти:
Педагог приглашает одного из обучающихся. Показывает ему плакат, на котором изображено восемь предметов: дерево, рыбка, глаз, корабль, морковка, снеговик, человек, яблоко. Просит посмотреть на каждый предмет, затем записать предметы, изображенные на плакате, проговаривая название каждого вслух. Затем закрывает плакат и просит по порядку вспомнить и назвать все предметы.
Педагог: Молодец, ты правильно назвал все предметы. А теперь, ребята, скажите, как вам было легче запоминать. Когда вы только слышали названия предметов, только видели эти предметы, или когда вы и слышали и видели и сами произносили названия предметов?
Обучающиеся отвечают.
Педагог: Вы правильно заметили. Когда в запоминании участвуют несколько видов памяти, то и запомнить легче и запоминается надолго. Вы сегодня узнали игры и упражнения, с помощью которых можно память укреплять. Как должен вести себя человек, чтобы его память улучшалась?
Обучающиеся: чаще бывать на свежем воздухе, учить стихи.
Педагог: Верно! Чтобы память была крепкая надо соблюдать следующие правила:
- Укреплению памяти способствуют игры и движения на свежем воздухе.
- Нужно правильно питаться. Есть много овощей и фруктов, морепродуктов, пить молоко.
- Вдох надо делать через нос – это улучшает вашу память.
- Необходимо заниматься упражнениями для укрепления памяти, например такими, которыми мы занимались на занятии.
- Более прочному запоминанию помогает самостоятельное составление различных схем, таблиц, рисунков, планов.
- Необходимое условие запоминания – понимание материала.
Итог занятия: над какой темой работали? Что вызвало затруднение? Что интересного узнали на занятии?
Домашнее задание: дома поиграйте с родителями и знакомыми в игры-упражнения, которые развивают память человека, придумайте сами одну игру на улучшение памяти.
Литература:
- Васина Е.М. Окружающий мир.1-4 классы. Конспекты уроков и внеклассных занятий. Волгоград, изд. «Учитель», 2011.
- Зайцев Д.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент», 1997.
- Истомина З. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста . Психология дошкольника. Хрестоматия: Для студ. сред. пед. учеб. заведений. Москва, издательский центр «Академия», 2000.
- Сергеев Б.Ф. Тайны памяти. Москва, изд. «Молодая гвардия», 1981.
- Смирнова А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. Москва, изд. Просвещение, 1967.
- Товпиец И.П. Дмитриева Н.Я. Естествознание. Учеб. Хрестоматия для 3 кл. трехлет. нач. шк. Москва, изд. «Просвещение», 1997.