Основная цель: создание условий для личностного развития учащихся, проявления ими творческих и иных индивидуальных качеств в общеобразовательном учреждении.
Конкретная цель: разработать основы понятия «личностно ориентированное воспитание», «личностно ориентированный классный час».
Задачи:
- Определение факторов, влияющих на воспитанность учащихся.
- Выявление целевых групп и задач по воспитанию учащихся, стоящих перед каждой группой.
- Разработка примерных мероприятий по личностно ориентированному воспитанию учащихся.
Форма проведения: «мозговой штурм»; групповая форма работы
Необходимое оборудование: листы формата А3 (по 6 для каждой группы), фломастеры разных цветов; клей, ножницы; журналы и иллюстрациями для создания коллажей.
Оформление: плакат с темой педагогического совета; поэтапный план педагогического совета; плакаты с определениями понятия «классный час»; таблицы «Сравнительная характеристика традиционного и, личностно ориентированного классного часа», «Технология подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа»
Ход педсовета
Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! В последнее время все большее внимание уделяется вопросу воспитания учащихся. Это не случайно. Процесс образования представляет собой не что иное, как единство обучения и воспитания. Воспитания на уроке, воспитания во внеурочной и внешкольной деятельности. Поэтому одной из задач любого образовательного учреждения является" не только научить, но и воспитать личность, грамотную, творческую, социально значимую.
Одним из направлений приоритетных национальных проектов «Образование» является выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя. А классный руководитель - это именно тот человек, который в пределах образовательного учреждения непосредственно занимается воспитанием учащихся.
Несмотря на то, что наш педсовет длится всего несколько минут, слово «воспитание» прозвучало уже достаточно много раз. У каждого из нас свои представления о воспитании. Для того, чтобы определиться, что же это такое, я прошу вас выполнить первое задание.
Задание 1. 1 минута.
Напишите на листе слова, которые возникают у вас в памяти, когда вы слышите слово «воспитание».
По итогам выполнения заданий группы представляют свои мнения, не повторяя слова, высказанные предыдущим выступающим.
Итак, мы получили представление, что каждая группа подразумевает под понятием «воспитание». Естественно, что воспитанным человек не рождается, а становится. И влияние на это оказывают самые разнообразные факторы: и социальные, и психологические, и биологические и многие другие.
Всем известна фраза о том, что для того, чтобы полностью реализовать себя в жизни, необходимо сделать три вещи: родить сына, построить дом и вырастить дерево. Наши «деревья» - это наши ученики. И именно они подвержены влиянию самых разнообразных факторов. Давайте подумаем, что же именно влияет на воспитание наших учащихся. Можем ли мы устранить влияние каких-то факторов, какое-то влияние скорректировать, а с чем вынуждены смириться как с неизбежностью? Чтобы разобраться в этих вопросах предлагаю выполнить второе задание.
Задание 2. 5 минут.
«Вырастите» воспитанника (схема дерева), где ствол - это факторы. Ветви - группы факторов, листочки - перечень факторов внутри группы. Факторы, которые можно устранить или скорректировать, изобразите одним цветом; неустранимые факторы - другим.
По итогам выполнения задания группы представляют свои схемы, комментируя изображенное на них.
Итак, мы с вами выяснили, что среди прочих факторов, влияющих на воспитание учащихся, есть школьные факторы. А это значит, что многое зависит от нас с вами.
Каков же он, наш воспитанник-выпускник? Сейчас мы попытаемся в этом разобраться. Вам предстоит создать модель воспитанника-выпускника глазами ... А вот чьими глазами - определит жеребьевка.
Происходит жеребьевка, определяющая целевые группы: ученик, родители, классные руководители, администрация школы, власть.
Задание 3. 10 минут.
Создать коллаж «Модель воспитанника-выпускника, которую
представляет ... » та категория, которая вам выпала в результате жеребьевки.
По итогам работы каждая группа представляет коллаж, комментируя выполненную работу.
Мы с вами определили, каким мы хотим видеть выпускника школы с точки зрения воспитания. А теперь поразмышляем над тем, что нужно сделать, чтобы модель стала реальностью.
Задание 4. 10 минут.
Создать коллаж, изображающий, что нужно для того, чтобы выпускник школы был воспитанным человеком.
Задание выполняется от лица той категории, которая выпадает группе в ходе жеребьевки.
По итогам работы каждая группа представляет коллаж, комментируя выполненную работу.
Общее представление имеется. А теперь подумайте и предложите конкретные мероприятие, чтобы достичь тех целей, которые мы определили.
Задание 5. 5 минут.
Составьте план первоочередных мероприятий, необходимых для полноценного воспитания учащихся.
Группы высказывают свои предложения.
Уважаемые коллеги! Вами проделана большая работа. Определена модель воспитанника-выпускника, названы факторы, влияющие на воспитание, обозначено, что нужно делать. Остается ответить на один вопрос: как же все это делать? Как достичь желаемого результата в условиях образовательного учреждения."
Одна из возможностей - это использование для личностного развития учащихся возможности классного часа.
Если посмотреть, что мы называется классным часом, то можно увидеть множество определений.
Работа с плакатами на доске(определения классного часа)
Но как бы то ни было в основе любого классного часа лежит общение педагога и ученика. От того, как строится это общение, зависит результат нашей работы. Существует несколько мнений относительно того, как часто и в какой форме проводить классные часы классным руководителям. Один раз в месяц или начинать с такого часа общения каждый учебный день. И то, и другое, конечно, крайности. В одном случае общение становится настолько частым, что возможности классного часа используются в качестве дополнительного занятия по предмету, в другом - настолько редким, что накопившиеся вопросы не успевают решиться в течение отведенного для классного часа времени. Оптимальный вариант - один раз в неделю. Для нас привычна традиционная форма проведения классного часа. Но все чаще идет разговор о том, что личностно ориентированным, то есть направленным на личность, ее развитие, должен быть не только урок, но и классный час. В чем же отличие традиционного классного часа от личностно ориентированного?
Работа с таблицей на доске (Приложение 1)
Как видите, различия есть. И весьма значимые. Как же подготовить и провести личностно ориентированный классный час?
Работа с таблицей на доске (Приложение 2)
Таким образом, будет ли наш ученик воспитанным, будет ли он человеком творческим, коммуникативным, реализующим свои возможности и способности - зависит от нас.
Подводя итог всему выше сказанному, предлагаю:
Организовать семинар-практикум по изучению проблемы «Личностно ориентированный классный час».
В работе с классными коллективами использовать технологию про ведения личностно ориентированных классных часов.
Создать творческую группу по подготовке плана мероприятий, необходимых для полноценного воспитания учащихся в условиях школы.