Задачи:
- Научить детей самостоятельно выполнять гимнастику для глаз;
- сформировать навыки равновесия на гимнастической скамейке;
- совершенствовать дыхательные упражнения;
- развивать двигательные качества учащихся;
- воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
- мяч массажный малый по числу учеников;
- гимнастические коврики по числу учеников;
- палочки с зайчиком по числу учеников;
- гимнастическая скамейка;
- круги резиновые по числу учеников;
- обручи 3 шт.;
- иллюстрации смешариков (Ёжик, Нюша, Крош, Бараш, Совунья, Пин)
- домики 6 шт.
Музыкальное сопровождение: «Круглая песня», музыка для релаксации «Закат у края вод».
Место проведения: спортивный зал.
Ход урока
Вводная часть:
построение, расчёт по порядку, приветствие.
В зал заходит учитель и приносит письмо.
Учитель. Ребята, нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.
— Дорогие первоклассники! Вам нравится учиться в школе? Вы любите бегать, прыгать и играть? Приглашаем вас в увлекательное путешествие. Ваши друзья — смешарики. Ну что, принимаем приглашение? Тогда в путь. Звучит музыка «Круглая песня».
Подготовительная часть:
- ходьба на носках, руки вверх;
- ходьба на пятках, руки на пояс;
- лёгкий бег;
- упражнение на дыхание «надуваем шарик» (руки в стороны — глубокий вдох, шумный выдох через рот, обнимая себя руками).
Ходьба строевым шагом. Дети останавливаются у домика.
Учитель. Ребята, хотите узнать, кто живёт в этом домике? Отгадайте загадку.
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмёшь,
А зовётся это… (ёж)
Правильно, ёжик.
Дети берут малые массажные мячи.
Упражнения с малыми мячами.
- И. п. — о. с., мяч в правой руке.
В. — подняться на носки, руки вверх, переложить мяч в левую руку. - И. п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч в правой руке.
В. — наклониться вправо, переложить мяч за спиной в левую руку, вернуться в исходное положение; то же влево. - И. п. — ноги расставить шире, руки вверх, мяч держать двумя руками.
В. — наклон вперед, положить мяч на пол, выпрямиться, руки вверх; снова наклониться, взять мяч и вернуться в и. п. - И. п. — о. с., мяч в двух руках внизу.
В. — присесть, руки вперед, вернуться в и. п. - И. п. — ноги на ширине плеч, мяч в правой руке.
В. — подбросить мяч вверх, поймать двумя руками. - И. п. — о. с., руки на пояс, мяч на полу.
Прыжки вокруг мяча на двух ногах в одну и другую сторону. - Самомассаж рук мячом.
Самомассаж головы.
- Пальцами как граблями ведем поочередно от затылка, от лба, от висков к середине головы;
- Сильно ударяя подушечками пальцев, как по клавиатуре бегаем по поверхности головы;
- С любовью и лаской «расчесываем» пальцами волосы и представляем, что наша прическа самая красивая.
На комод забрался ёжик
У него не видно ножек.
У него, такого злючки
Не причесаны колючки.
И никак не разберёшь —
Щётка это или ёж?
Дети выполняют массаж головы.
Основная часть:
Учащиеся идут в обход зала: руки вверх, руки в стороны, руки вперёд. Останавливаются у следующего домика и отгадывают загадку.
Спереди — пятачок,
Сзади — крючок,
Посредине — спинка,
На спинке — щетинка. (Нюша)
Массаж спины.
Дети выполняют движения соответственно тексту.
На крылечке ножками потопали,
Ручками по щечкам похлопали,
Ладошками глаза закрыли
И пальчики раздвинули — раскрыли.
Дружно присели
Через пальчики посмотрели.
Пальчики в кулак сжимаем
Воздух набираем,
Пальчики разжимаем
Воздух выдыхаем.
Ладошками по груди постучим,
Погладим немножко и помолчим.
Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают по спине впереди стоящего ребёнка, на повторение потешки поворачиваются на 180°и поколачивают кулачками, затем постукивают пальчиками и поглаживают ладонями.
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Всё постукивают,
Всё похрюкивают:
Туки-туки-туки-тук!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Ходьба в обход зала высоко поднимая колени, руки за спину.
Дети останавливаются у следующего домика, отгадывают загадку.
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Бараш)
Равновесие на гимнастической скамейке.
- Ходьба на носках, руки вверх;
- Ходьба высоко поднимая колени, руки на пояс;
- Ходьба приставными шагами правым и левым боком.
Дети идут в обход зала на внешней стороне стопы, останавливаются у домика, отгадывают загадку.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Крош)
Зайка глазками моргал
Других зайчиков искал.
Вот их сколько, посмотрите.
Зайчиков скорей берите!
(дети берут зайчиков на палочке и встают в круги)
Посмотри как зайка встал,
Как он голову поднял
Шейкой, спинкой потянулся
И назад слегка прогнулся.
Лапка на шейке, лапка на спинке.
Пряменький зайка, как на картинке.
Гимнастика для глаз.
Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остаётся в фиксированном положении.
Зайка вправо поскакал,
Каждый зайку увидал.
Зайка влево поскакал,
Каждый взглядом увидал.
Зайка — вправо, зайка — влево.
Ах, какой зайчонок смелый!
Зайка скачет вверх и вниз,
Ты на зайку оглянись.
Зайка спрятался от нас,
Открывать не надо глаз.
Сильно зажмурить глаза, открыть. Повторить 3 раза.
Поморгать глазами 20 с.
— А сейчас Крош предлагает вам поиграть в игру.
Игра «Пролезай и убегай».
Учащиеся делятся на пары. Одни ученики держат обручи. По команде учителя дети бегут, пролезают в обруч и убегают. Другие учащиеся должны их догнать.
Дети идут по залу строевым шагом, подходят к следующему домику и отгадывают загадку.
Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло. (Совунья)
Игра «Совушка».
«Сова» сидит в гнезде. Дети идут по кругу, взявшись за руки и говорят:
Вокруг совушки иду
Пищу вкусную несу.
А сова не спит
И на нас кричит: «Ух-ух!»
Дети разбегаются, а «сова» их ловит и отводит в гнездо.
Заключительная часть:
Дети идут по залу строевым шагом, подходят к следующему домику и отгадывают загадку.
Холод лютый эта птица
В Антарктиде не боится,
Посреди снегов и льдин
В море плавает (Пин)!
Ложатся на гимнастические коврики.
Релаксация.
Музыкальное сопровождение «Закат у края вод»
Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга. Первый цвет голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз, в жару он освежает тебя как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Следующий — желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает нам настроение.
Зелёный — цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно — зелёный цвет поможет чувствовать себя лучше.
Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день.
Игра «К своим флажкам».
Дети получают круги разных цветов. Каждый круг соответствует по цвету крыше домика, в котором живёт смешарик. По команде учителя дети бегут к домику и забирают приз, который приготовил им смешарик.