Проектная форма обучения как пространство успешного развития личности

Разделы: История и обществознание


«В обществе Великих замыслов нельзя быть одиноким…»
Хорхе Анхель Ливрага

Когда-то мы жили во второй половине социализма, зачитывались фантастикой Р. Брэдбери, А. Казанцева, братьев Стругацких и мечтали о будущем. Теперь мы живём в третьем тысячелетии, и информационное общество - уже реальность. Новые исторические реалии выдвигают и новые требования не только ко всей системе образования в целом, но и к педагогической деятельности.

В условиях быстрого обновления информации, когда она поступает не каплями, а обрушивается огромными блоками, мы вынуждены пересмотреть и изменить систему получения знаний учащимися: от принципа «дать знания» перейти к принципу: «научить получать знания и умения».

Современному педагогу требуются методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию ученика;
  • развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, самооценочные и др.;
  • были бы приоритетно направлены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип взаимосвязи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, накопленных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Однако автор не может согласиться с мнением, что на уроках «серьезных предметов» (к которым причислены литература, история, география, математика, физика, биология, химия) метод проектов «имеет относительно низкую эффективность, что доказала…практика».

Метод проектной деятельности может широко использоваться не только во внеклассной работе, но и в учебной деятельности. Поскольку в нашем физико-математическом лицее ученики имеют повышенную нагрузку, на уроке применяются в основном мини-проекты. Однако почти в каждой параллели можно реализовывать и долгосрочные проекты.

В своей педагогической практике автор использует проектный метод на уроках истории, обществознания и мировой художественной культуры.

В первом полугодии учащиеся 5 классов участвуют в проекте «Самая загадочная страна Древнего Востока». После изучения тем «Древний Египет» и «Древний Восток» проводится повторно-обобщающий урок «Путешествие по Древнему Востоку» в форме познавательной игры. За 2-3 недели класс делится на группы и получает задание: выбрать одно любое государство Древнего Востока, найти информацию о его культуре и истории, нарисовать эмблему, придумать девиз и представить, в чем загадка этой страны. Предлагаются такие формы выхода проектной деятельности, как газета, реклама, буклет или презентация.

Во втором полугодии после изучения соответствующих тем ученики 5 классов готовят виртуальную экскурсию в Олимпию, Древние Афины, Спарту или «Вечный город». В основном это презентации, выполненные в программе POWER POINT. Группы формируются с учетом желания ребят. Можно выполнять проект индивидуально. Задание даётся заранее, за 3-4 недели. Потом определяется день, когда ребята выступают на уроке, представляя результаты своей работы. Учитель или жюри оценивают представленные проекты.

Один-два раза в году (обычно в середине и конце учебного года) в каждой параллели проводится урок-суд над каким-нибудь историческим деятелем. Это тоже один из видов проектной деятельности. Учитель формулирует проблемный вопрос, например: «Александр Македонский: небожитель или гордец?» За 2 недели класс делится на группы: Обвинители во главе с Прокурором, Защитники во главе с Адвокатом, Историки, Художники, Фотокорреспонденты, Свидетели Защиты и Обвинения. Художники рисуют плакаты, подбирают иллюстрации, оформляют кабинет, готовят костюмы. Историки изучают труды учёных, выписывают цитаты из книг и источников. Защитники готовят тезисы по защите и подбирают свидетелей, чтобы «оправдать» исторического деятеля. Обвинители, наоборот, готовят тезисы обвинения. Выслушав обе стороны, историков, желающие голосуют «белыми» или «черными» камнями. Интересно и увлекательно этот момент можно обыграть с помощью интерактивной доски SMART. Фотокорреспонденты на уроке делают снимки рабочих моментов, а через неделю представляют репортаж или выпускают газету. Чаще всего одноклассники встречают «произведение» «фотокорреспондентов» бурным восторгом, особенно, если показать его через несколько лет, когда главные герои, задиристые, вихрастые, шумные мальчишки и девчонки уже повзрослели и стоят на пороге новой жизни.

Возможные темы для проведения уроков-судов:

  • «Или Цезарь, или никто?»
  • «Кто «лучший» из императоров?»
  • «Елизавета I – мать или мачеха английского народа?»

В прошлом году совместно с учителем математики Теленгатор Светланой Владимировной был осуществлён межпредметный проект «Старинные задачи сквозь века и страны». Он проводился при изучении тем «Решение текстовых задач» и «История Древнего Востока».

На уроках истории учащиеся 5-х классов знакомились с культурным наследием Древнего Египта, Древней Индии и Междуречья, а на уроках РНЗ (Решение Нестандартных Задач) учились решать текстовые задачи. Практика показывает, что использование исторических задач и разнообразных старинных (арифметических) способов их решения не только обогащает опыт мыслительной деятельности учащихся, но и позволяет им осваивать важный культурно-исторический пласт истории человечества. Группы «Индийских мудрецов», «Вавилонских странников» и «Знатоков страны пирамид» увлечённо бороздили просторы Интернета, читали энциклопедии в поисках ответа на основополагающий вопрос: «Может ли царица наук быть служанкой истории?» (Более подробно о проекте можно узнать на сайте http://letopisi.ru).

В ходе данного проекта ученики узнали, что развитие одной науки находится в тесной взаимосвязи с другой.

В 8 классе самой сложной для восприятия школьников является тема «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в XIX веке». Метод проектов позволяет превратить урок в увлекательное путешествие по странам Востока XIX столетия. За 3-4 недели класс делится на 5-6 групп, каждая из которых выбирает страну, собирает информацию (информбюро), обрабатывает ее (аналитики). Другие готовят презентацию и задания для ребят. На уроке ученики представляют свой проект, проводят проверочную работу среди «слушателей», самостоятельно оценивают. Таким образом учитель попутно решает проблему накопляемости оценок.

На уроках мировой художественной культуры ребята выполняют проекты в форме Антологии – сборника стихотворений поэтов по определенной теме. Сложность заключается не только в поиске информации и подборе нужного материала, его оформлении, а в выборе темы. Сделать это учащиеся должны самостоятельно. В прошлом учебном году восьмиклассники подготовили следующие антологии: «О Греции стихами», «Боги и герои античного мира» и другие.

В старших классах результаты проектной деятельности отражены учащимися в виде словаря эпохи перестройки, интервью об эпохе Л.И.Брежнева, презентаций и исследовательских работ «Судьба семьи в истории страны».

В современном обществе, как нам представляется, педагог должен уметь не только давать крепкие и прочные знания, воспитывать Личность, но и задавать вектор её развития, приоткрыв дверь в огромный мир, где можно увидеть звёзды!

Путеводной звездой, по нашему мнению, является метод проектов, который позволяет учащимся развить навыки критического мышления и сотрудничества, овладеть информационной грамотностью, научиться адекватно оценивать свою работу, т.е. получить навыки, необходимые, чтобы стать успешными в XXI веке. Для нас важно, что на этом пути учитель и ученик идут в одном направлении и движутся к одной цели.