Тренинговое занятие для педагогов "Когда мы вместе"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: улучшение психологического климата в коллективе; снятие психического и физического напряжения; получение положительных эмоций; сплочение коллектива; развитие коммуникативных способностей; профилактика эмоционального выгорания.

Время занятия: 60 - 90 минут.

Материалы: карточки с правилами группы, мяч, карандаши, фломастеры, ручки; половина листа А4 по количеству участников; образец рисунка ведущего к упражнению «Рисунок»; магнитофон; записи мелодий релаксации; раздаточный материал для упражнения «Да – нет»; бланки для педагогов «Неоконченные предложения».

Ход занятия

Звучит тихая мелодия.

Приветствие, знакомство с правилами группы.

Ведущий объясняет особенности предстоящей работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы:

  • доверительный стиль общения (называть друг друга так, как вы привыкли в жизни);
  • общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе»);
  • свои суждения выдвигать в форме: «Я думаю», «Я считаю»;
  • искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников);
  • конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников);
  • определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступающего);

Эти правила выставляются на доску, чтобы они были перед глазами на протяжении всего занятия.

Знакомство по кругу (с мячом)

Давайте познакомимся друг с другом поближе. Сейчас, каждому из вас я по очереди буду бросать мяч, ваша задача - представиться и подобрать к своему имени прилагательное, начинающиеся с первой буквы имени (например, Светлана – сообразительная)

Упражнение «Рисунок» (цель: показать многообразие взглядов, при выполнении одинаковых инструкций)

Вам выдаются листы (по половине листа А 4), ваша задача - выполнять задание по инструкции ведущего молча, так, как вы его поняли, не задавая при этом дополнительных вопросов (стараться не смотреть на работу соседей)

Инструкция: посередине листа рисуем дерево, от дерева вправо дорожку, в верхнем углу -солнце, рядом с деревом дом, около дорожки цветы. На небе тучки.

- А теперь все разверните свои рисунки и посмотрим, что получилось.

- Одинаковые ли получились результаты? (нет)

- Как думаете, почему? Ведь инструкция для всех была одинаковая! (не было обратной связи, нельзя было уточнить задание)

- Какие ощущения испытывали при выполнении? Была ли раздражительность?

- Что хотелось сделать? (выругаться, все бросить, уточнить задание)

- Как думаете, что надо сделать для того, что бы избежать ситуации недопонимания? (Точнее и конкретнее выражать свои мысли, а для этого важно ориентироваться на собеседника, иметь обратную связь)

- Теперь сделаем это упражнение, но с использованием обратной связи. Я буду давать те же самые инструкции, но теперь вы можете задавать уточняющие вопросы.

- Сравниваем результат с образцом ведущего.

- Есть ли разница между выполнениями 1 и 2 - го образца рисунка.

- Ощущения после выполнения 2го рисунка? Сложнее или проще было? (проще, т.к можно было задавать уточняющие вопросы)

- Какие выводы можно сделать по результатам этого упражнения? (важно ориентироваться на собеседника, его уровень, опыт; важно не то, что говоришь, а то что услышали, должна быть чёткая организация речевого сообщения)

А сейчас немного отдохнём и разомнёмся.

Упражнение «Паровозик»

(цель: развитие групповой сплоченности коллектива; развитие коммуникативных способностей; невербальное общение; помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими)

Ведущий разбивает группу на тройки, в каждой тройке есть паровоз, пассажир и машинист. Паровоз находится впереди и идёт первым с вытянутыми вперёд руками, пассажир становиться за ним в серединку и передаёт управление; машинист замыкает триаду, держит пассажира за плечи и управляет всем поездом.

Инструкция: У пассажира и паровоза закрыты глаза. Машинист направляет свой паровоз (обходит препятствия) так, чтобы не получилось столкновений с другими поездами и препятствиями. Говорить во время упражнения никому нельзя, вы должны «слушать» телесные команды машиниста.

Когда группы сформированы поменять местами роли.

Машинисты переходят в другую тройку на роль паровозов или пассажиров, а паровозы и пассажиры могут перейти на роль машинистов.

Задача ведущего - расставлять препятствия, следить за техникой безопасности.

Во время упражнения дается сигнал – меняются тройками и ролями паровоз, машинист и пассажир.

Итог: При обсуждении акцент ставится на том, насколько было спокойно в роли паровоза, который идёт первым, но не знает в какую сторону (у него завязаны глаза, как и у пассажира), насколько можешь доверять машинисту и « пассажиру». Как это было – быть в роли паровоза, пассажира, машиниста?

- Каковы ваши ощущения? Чего не хватало?

- Уютно ли вы чувствовали себя в каждой из ролей?

- Кто чувствовал себя комфортно в роли паровоза, машиниста, пассажира? (выслушать ответы участников)

Цель: проследить свои ощущения, проанализировать их в ситуациях, где требуется проявить доверие к другому человеку.

Вывод ведущего: те, кто хорошо себя чувствовал в роли машиниста – у того существуют задатки лидера. Все люди разные, кто - то готов вести группу, а кто-то более комфортно чувствует себя в роли ведомого. Многое зависит от того, кто рядом – доверяете ли вы этому человеку. Обратите внимание на то, что самое сложное – вести «паровоз с пассажиром» - так же и руководитель чувствует ответственность за свою команду.

Упражнение «Да – значит Нет». (цель: соблюдение правил конструктивного ведения разговора, научить говорить "нет" или выражать свою точку зрения, свое мнение в приемлемой форме, без обид и злобы.)

Нередко люди при общении друг с другом не умеют соблюдать правила конструктивного ведения разговора.

Упражнение проводится в общем кругу. Участники разбиваются на пары.

Ведущие выдают готовые спорные утверждения: "Все дети - невыносимы", "Пожилые люди - мудрые и спокойные", "Все коллеги ценят и уважают друг друга", "Родители никогда не понимают своих детей", «Руководитель всегда прав».

После этого по мере готовности участники произносят (зачитывают) свою фразу. Остальные дают ответ в следующей форме. Сначала нужно обязательно согласиться с тем, что было сказано. После этого - продолжить разговор, выражая свое согласие или несогласие с тем, что было сказано.

Примеры фраз: "Да, однако...", "Да, и все же...", "Да, и если..."

Итог: часто в жизни бывает так, что мы не согласны с каким-либо утверждениями, но при этом не всегда корректно и конструктивно выражаем свое несогласие. А ведь если правильно построить разговор, конфликта можно избежать. И к этому надо стремиться.

И закончить наше занятие хотелось бы упражнением «Моечная машина»

Упражнение «Моечная машина»

(цель: сплочение коллектива, снятие физического и нервного напряжения).

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина». В роли «машины» должны побывать все участники группы.

Итог занятия:

Группа садится в круг. Ведущие спрашивают каждого (по кругу) - каковы ваши ощущения от занятия, улучшилось ли настроение? и т.п. (по паре фраз).

Мне очень важно знать ваше мнение о занятии. Заполните, пожалуйста, бланки. Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите неоконченные предложения (педагогам выдаются готовые бланки с неоконченными предложениями)

  • Я научился...
  • Я узнал, что...
  • Я нашел подтверждение тому, что...
  • Я обнаружил, что...
  • Я был удивлен тем, что...
  • Мне нравится, что...
  • Я был разочарован тем, что...
  • Самым важным для меня было...