Цель: Познакомить со смешиванием красок – удивительным превращением одних цветов в другие. Закрепить знания о цветовом многообразии. Расширить знание цветовой гаммы. Освоение способов получения новых цветов, оттенков.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Коммуникация»:
- закреплять умение давать полные ответы на вопросы воспитателя
- участвовать в коллективном разговоре, слушать ответы других детей
- воспитывать умение не перебивать
- ввести в словарь детей новые слова «хроматический», «ахроматический», «производные».
- закреплять у детей умение выразительно читать стихотворение.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
- пополнить литературный багаж детей новым стихотворением А. Шлыгиной «Если б в поле расцветали»
- формировать умение внимательно слушать произведение, давать оценку действиям и поступкам героев, желание помочь им.
Образовательная область «Музыка»:
- формировать умение соединять движения в танец.
Образовательная область «Здоровье»:
- укрепление физического и психического здоровья детей.
Образовательная область «Художественное творчество»:
- закрепить умение рисовать стебель цветка кончиком кисти, а лепестки – приёмом «примакивание».
- закрепить умение аккуратно пользоваться красками, тщательно промывать кисть, аккуратно набирать краску на кисть.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением радуги, закрепление знаний последовательности расположения цветов в радуге, заучивание стихотворения Е. Руженцовой «Стихи про краски».
Оборудование: Спектральный круг, палитра. Гуашевые краски 5 цветов (желтый, синий, красный, черный, белый). Альбомные листы, кисти, салфетки, стаканчики с водой, разноцветные ленты для танца, магнитофон, диск с музыкой для танца, сказка Т.Сергеевой «Цветик-разноцветик».
Место проведения: группа.
Время проведения: 30 минут.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, если мы внимательно посмотрим вокруг, то увидим яркие краски окружающего нас мира: голубое небо, жёлтое солнце, разноцветные дома. А представьте себе такую картину: вдруг краски пропали, и всё вокруг стало серым: и небо, и солнце, и лес, а по улице идут серые люди в серой одежде с серыми лицами. Что бы тогда случилось?
Дети: Всё было бы некрасивым, стало скучно..
Воспитатель:
Если б в поле расцветали
Только белые цветы,
Любоваться бы устали вскоре я и ты.
Если б поле расцветали
Только жёлтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты!
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки!
У ромашки – белый цвет,
У гвоздики – красный,
Цвет зелёный у листвы,
Это так прекрасно! (А.Шлыгина)
Воспитатель: От такого многоцветья мир весёлый и яркий. Посмотрите, пожалуйста, на спектральный круг, что он вам напоминает?
Дети: Радугу.
Воспитатель: Сколько цветов в радуге?
Дети: Семь.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, их.
Дети: Красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель: Какие цвета вы ещё знаете и можете назвать?
Дети: Коричневый, серый, и т.д.
Воспитатель: Оказывается, среди этого многообразия красок есть главные (основные) и неглавные. Основные цвета – красный, синий, жёлтый. Их называют хроматическими , т.е. цветными, окрашенными цветами.
Три цвета, три цвета, три цвета
Ребята, немало ли это?
А где нам зелёный, оранжевый взять?
А если нам краски по парам смешать?
Воспитатель: Оказывается, у красок имеется секрет: при смешивании некоторых красок можно получить другие цвета.
(Детям предлагается смешать краски на палитре: синий + красный = фиолетовый; синий + жёлтый = зелёный; красный + жёлтый= оранжевый, нанести цветовые пятна на дополнительный лист бумаги).
Из синей и красной, вот этой,
Получим мы цвет фиолетовый.
А синий мы с жёлтым смешаем
Какой мы цвет получаем? Зелёный.
А красный плюс жёлтый, для всех не секрет,
Дадут нам, конечно, оранжевый цвет.
Воспитатель: Ребята, скажите, а какие цвета отсутствуют в спектре?
Дети: Черный и белый.
Воспитатель: Верно, учёные называют их неглавными, ахроматическими цветами. При их смешивании получается третий ахроматический цвет – серый. Белый цвет – неженка. Его очень легко испортить. Поэтому, смешивая его с другими красками, необходимо соблюдать важное правило: белую краску нужно набирать на кисть первой. А чёрный цвет очень сильный, он может перекрывать любой другой, поэтому его нужно брать в последний момент и добавлять понемногу. (Дети смешивают белый и черный цвета).
Воспитатель: А самое интересное – это смешивать между собой главные и неглавные цвета. Из них можно получить множество оттенков.
(Дети смешивают на палитре главные и неглавные цвета для получения оттенков.)
Полученные цвета называют – производными.
Воспитатель: Ребята, вы немного устали. Давайте отдохнем. (Упражнения с лентами под музыку).
Воспитатель: Ребята, от упражнений с разноцветными лентами нам было весело. Но оказывается, радостно не всем, а вот кому грустно, вы сейчас узнаете.
Чтение сказки «Цветик-разноцветик» Т. Сергеевой.
Воспитатель: Почему грустил цветочек?
Дети: Потому что он был одноцветный, синий.
Воспитатель: Кто помог цветочку?
Дети: Фея из страны разноцветья.
Воспитатель: Ребята, давайте, и мы поможем цветочку и раскрасим его лепестки самыми разными красками, чтобы цветочек стал самым красивым. (Садятся за столы).
Воспитатель: А сначала немножко разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Алые цветы».
Затем дети берут кисти и рисуют цветик разноцветик. В конце занятия провести анализ работ, похвалить детей за то, что они все старались помочь цветочку. Даша Дементьева читает стихотворение Е. Руженцовой «Сказки про краски».
Если б всё на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!