Ситуация успеха – субъективно воспринимаемые личностью достижения в какой-либо деятельности в контексте развития индивидуальности, приносящие ей глубокое удовлетворение как ходом, содержанием так и результатом деятельности.
Основанием ситуации успеха может быть лишь сравнение ребенка с ним самим, оценка результатов его деятельности.
Творческие домашние задания создают ситуацию успеха, т.к.
- Ребёнок знает, что не получит отметку ниже «4».
- Положительный психологический настрой.
- Индивидуальность выполнения работы.
- Использование информационных технологий.
- Умение использовать в работе ключевые компетентности.
Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, школьника. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед (радость от достигнутого).
Радость в любом виде труда школьника — также от сознания достигнутого. Радость возникает, если есть — успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их.
Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности.
Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным. Оптимальный вариант: радость одного становится радостью других, а неуспех побуждает школьника снять огорчение с окружающих. Неуспех порождает стремление к успеху.
Всякий ли успех можно считать успехом?
Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, других радует – стоит ли беспокоиться? В некоторых случаях – стоит. Важно, чтобы успех не был нужен лишь для внешнего эффекта или не превратился в самоцель.
Творческие домашние задания, используемые в моей деятельности.
Сочинения
- История какого-нибудь вопроса.
- Приложения математики в определенной области знаний.
- Обобщение раздела программы.
Сказки по основным первоначальным темам математики, алгебры и геометрии.
Составление тематических задач предполагает первоначальные навыки.
Учащиеся должны иметь:
- Знания об определенных явлениях.
- Знания о соотношениях различных величин участвующих в процессах.
- Умения выбирать данные в соответствии с действительностью.
Виды задач.
- По определенной теме.
- По данной фигуре, графику, рисунку.
- По применению математики при строительстве, ремонте.
- По составлению числовых ребусов, кроссвордов, логических задач, загадок, зашифрованных фраз, слов.
- Составление тестов, лабораторных и исследовательских работ. Подбор материалов и составление обобщающих уроков.
- Работа с устным народным творчеством.
Большие возможности приобретения навыков работы с прикладными задачами, «задачами жизни» представляют практические работы учащихся.
Задания по вычислению объёмов и площадей.
- Оклеивание комнаты обоями.
- Покраска стен и пола.
- Облицовка плиткой, выкладывание паркета.
- Высчитывание стоимости стройматериалов для постройки дома, дачи, двора.
- Облицовка дома вагонкой.
Вычерчивание графиков, диаграмм.
- Количество пищи потребляемое человеком, семьёй за сутки, неделю, год.
- Опрос общественного мнения.
- Расчет воды, электроэнергии за день, месяц, год.
- Высчитывание бюджета, расходов, доходов.
Моделирование.
Особый вид работ, при котором развивается:
- Точность выполнения чертежа.
- Аккуратность.
- Усидчивость.
- Абстрактное представление.
Ребята выполняют модели Архимедовых тел, Платоновых тел, звезд, модели кристаллов, что в дальнейшем используется при изучении тем геометрии.
- Составление разного рода смет.
- Для ремонта комнаты, прихожей, детской ванной, кухни.
- Для ремонта квартиры.
- Постройка собачьей будки.
- Покрытие крыши шифером.
- Ремонт классного кабинета.
Измерительные работы на местности.
- Разбивки огорода на грядки.
- Измерение расстояний.
- Вычерчивание плана дома, участка, школы и т.д.
Данный вид работ сейчас принято оформлять в виде проектов.
Ребята оформляют учебные и исследовательские проекты.
- Векторы.
- Мечта старшеклассника.
- Проведение дня рождения.
- Удобно ли расположена школа?
- Куда пойти учиться?
- Объемы тел
- Математическая газета
Приведенные сведения дают полное представление об отношении учащихся к творческим работам.
При опросе был задан вопрос:
«Для чего вы выполняете творческие домашние задания?»
- Интересно – 47 %
- Узнаю новое – 30%
- Получить хорошую отметку – 18%
- Для истории своей школы (для других ребят на память), проявить себя – 5%
Творческие домашние задания являются одной из составляющих здоровьесберегающих технологий.
- Они создают ситуацию успеха, т.е. программируют ученика на положительные эмоции.
- На самостоятельное приобретение и применение новых знаний.
- Развитие индивидуальности.
Планируется работа над проектом «Сборник творческих заданий учащихся школы с. Селезениха»
Предполагаемые формы продукта проектной работы :
- Сборник задач.
- Мультимедийная презентация.
- Выставка.
- Газета «Наши работы».
- Игротека.
- Учебное пособие.