Цели:
- Обучающая цель:
- обобщение и систематизирование умений и навыков по пройденному материалу;
- повторение основных правил действий с многочленами;
- совершенствовать письменные навыки при решении уравнений, при решении задач на составление уравнений.
- Развивающая цель:
- развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения;
- формирование умения совместного устранения недочетов в решении.
- Воспитательная цель:
- пробуждение интереса к математике, как к учебному предмету;
- создать условия для развития коммуникативных качеств учащихся и личностной рефлексии;
- поддерживать интерес к народному фольклору.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- презентация, созданная в программе Power Point
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами повторим все правила действий с многочленами.
II. Основная часть урока
– Дети, вы любите сказки? (ДА!). Конечно, сказки любят все: взрослые и дети. И вот сегодня мы с вами отправляемся в удивительный мир сказки. (Звучит музыка «В гостях у сказки»). (Слайд 2).
– В некотором царстве, в некотором государстве,
а именно в тридевятом царстве, жил-был…
(слайд 3).
– Царь Берендей. И была у него дочь – умница,
красавица и животных любит. А звали её… (слайд 4).
Задание №1
Царская дочь: Упростите выражение, и вы узнаете порядковый номер буквы, с которой начинается моё имя. … (слайд 5).
(3х + 5)(3х – 6) – 3х(3х – 1) + 31
Царская дочь: Да, вы правильно определили букву. Меня зовут Агапия – от греческого агапао – люблю.
А царская дочка, хоть и была умница, красавица, но целыми днями слёзы льёт. (Слайд 6)
Царь: Доченька, что тебе не хватает? Может, что купить, что принести?
Царская дочь: Счастье! (Слайд 6)
Царь начал книжки читать, чтобы узнать, где счастье можно найти.
Царь: В книге сказано: «Счастье не птица: само не прилетит». Надо кого-нибудь отправить счастье искать для моей дочери. Но в нашем царстве героев нет … (слайд 7)
Задание №2
Герой нашёлся в соседнем 3/10 царстве. Хотите узнать как же звали нашего героя?
Выполните действия:
3а(5а2 – 2а)
(2а – 3с)(5а + 7с)
14у + 2у(6 – у)
(5 – х)(4 – х) – 20
(слайд 8)
и |
д |
н |
а |
е |
я |
в |
15а2 – 6а |
15а2 – 6а2 |
х2 – 9х |
2у2 – 26у |
10а2 – ас – 21с2 |
26у – 2у2 |
10а2 – 29ас – 21с2 |
Герой: А зовут меня Деян, в смысле деятельный, активный. Пойду я для Агапии счастье искать, только куда идти не знаю. Спрошу у кота учёного. (Слайд 9)
Задание №3
Кот Ученый: Подскажу я тебе, Деян, где
счастье искать, но сначала… (слайд 10)
Разложите на множители:
5а + 5у + pa + py
8ab – 2b2
ay – 12bx + 3ax – 4by
Кот Ученый: (слайд 11)
Ответ:
(5 + p)(a + y)
2b(4a – b2)
(y + 3x)(a – 4b)
Тебе надо дойти до пересечения трёх дорог. А там и сам разберёшься.
И оказался наш герой у указателя на перекрёстке трёх дорог. Ему предстоит выбрать куда идти. (слайд 12)
Наш герой выбирает направление к Кощею Бессмертному (можно выбрать к Змею Горынычу), и оказывается в замке Кощея.
Задание №4
Кощей: Знаю, зачем ты ко мне пожаловал. Но сначала приведите выражение (2a2 + b2)(6a – b) – 12a2 + b2 к многочлену стандартного вида и определите его степень. (Слайд 13)
Кощей: Ответ: 6аb2 – 2a2b, степень многочлена 3. А по твоему вопросу, Деян, могу только сказать: Счастье и труд рядом живут. (слайд 14)
Вернулся наш герой к указателю на перекрёсток трёх дорог. Теперь он выбрал идти к Змею Горынычу. (слайд 12).
И попадает в пещеру к Змею Горынычу.
Задание №5
Змей Горыныч: Знаю, зачем ты ко мне пожаловал, добрый молодец! Но сначала решите уравнения:
- 7х + 14 = 2(х – 3)
- (3х – 1)(5х + 4) – 15х2 = 17
- (слайд 15).
Змей Горыныч:
- – 4
- 3
А Агапии передай мои слова: Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает. (Слайд 16)
Опять вернулся наш герой к указателю на перекрёсток трёх дорог и пошел к Бабе Яге. (Слайд 12).
Задание №6
Баба Яга: Знаю, зачем ты ко мне пожаловал, юноша. Но сначала, решите задачу.
Баба Яга в ступе пролетает расстояние между дальними границами соседних государств за 4 часа, а Змей Горыныч это же расстояние за 6 часов. Найдите скорость ступы Бабы-Яги, если скорость Змея Горыныча на 20 км/ч меньше. (Слайд 17)
Баба Яга: Ответ: скорость ступы 60 км/ч. Правильно решили мою задачу. За это я помогу тебе. (Слайд 18)
Баба Яга: Вот возьмите эту шкатулку. В ней и есть счастье. (Слайд 19)
А во дворце Агапия счастье ждёт…
Царская дочь: Где же Деян? Кот, ты правильно ему дорогу указал? (Cлайд 20)
Кот Ученый: Правильно. Но… Счастья искать – от него бежать. (Cлайд 20)
Ну, наконец, и наш герой появился. Отдал он царской дочери шкатулку.
Герой: Вот, Агапия, твоё счастье! (Cлайд 21)
Открыла Агапия шкатулку. И … (Cлайд 22)
Счастье не ищут, а делают.
III. Рефлексия.
– Внимание! Вопрос! Сколько пословиц о счастье вы услышали? (Cлайд 23)
Домашнее задание: придумать задачу со сказочным содержанием на уравнения.
Источники:
Рисунки: