Цель урока: на основе алгоритма научиться производить построение таблиц истинности.
Задачи урока:
- познакомиться с понятием “таблицы истинности”;
- научиться строить таблицы истинности, находить количество строк и определять порядок действий в таблице;
- производить анализ указанных переменных на основе правил логических операций.
Тип урока: освоение и закрепление нового материала.
План урока
- Организационный момент.
- Активизация опорных ЗУН учащихся.
- Приобретение новых умений и навыков.
- Практическая работа.
- Подведение итогов, выставление оценок.
Ход урока
I. Организационный момент
- Сегодня на уроке мы с вами будем учиться строить таблицы истинности.
II. Активизация опорных ЗУН учащихся
- Для этого нам необходимо повторить все логические операции, которые мы изучали на прошлом уроке.
Отвечаем на вопросы. (Слайд 2)
III. Приобретение новых умений и навыков
Понятие таблицы истинности: таблица истинности — это таблица, в которой перечислены все возможные значения входящих логических переменных и соответствующие им значения функции. (Cлайд 3)
Определим для начала алгоритм наших действий:
- Определить число переменных.
- Определить число строк в таблице истинности.
- Записать все возможные значения переменных.
- Определить количество логических операций и их порядок.
- Записать логические операции в таблицу истинности и определить для каждой значение.
- Подчеркнуть значения переменных, для которых F = 1. (Cлайд 4)
Число строк определяются по формуле: N = 2q, где q — количество переменных. (Cлайд 5)
Порядок действий в таблицах определяется следующим образом:
- Действия в скобках.
- Инверсия (отрицание).
- Конъюнкция (умножение).
- Дизъюнкция (сложение).
- Импликация (следование).
- Эквиваленция (равенство).
(Cлайд 6)
Разберем алгоритм на конкретном примере. (Слайд 7)
- Определим число переменных. Три буквы следовательно, три переменные
- Число строк определяются по формуле: N = 2q, где q — количество переменных. Значит, 8 строк
- Запишем все возможные варианты наших переменных. Это когда 3 единицы; 2 единицы и 1 ноль; 2 нуля и 1 единица; 3 нуля.
- Определим порядок действий: Сначала “не В”, затем “А и не В”, после “не С”,в конце из выражения “А и не В” следует “не С”.
- Запишем для каждой операции её значение
- Подчеркнём в последнем столбце значения “1”.
Решаем вместе с доской. (Cлайд 8)
IV. Практическая работа
Решаем самостоятельно по карточкам (Cлайд 9) (Приложение 1)
Проверяем вместе с доской (Слайд 10)
V. Подведение итогов, выставление оценок
Домашнее задание записываем в тетрадь. (Слайд 11)
Источники.
- С.С. Крылов, Д.М.Ушаков. ЕГЭ. Информатика. Тематические тестовые задания. Издательство “Экзамен”, Москва, 2012.
- И.А.Иванова “Информатика.10 класс: Практикум”, Саратов: Лицей, 2004.