Урок русского языка по теме "Н и НН в прилагательных"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с орфограммой “Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных”.
  • Развивающие: совершенствовать умения применять орфограмму; формировать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать внимательность, самостоятельность и любознательность.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Оборудование урока:  мультимедийный проектор, карточки с правилами, памятками, презентация “Н и НН в прилагательных” PowerPoint (Приложение 1).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного о прилагательном. (Слайды № 2-3)

Упражнение 1. Дайте правильный ответ   и объясните свой выбор.

1) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное 

Б) Имя существительное

В) Глагол

2) Какое слово называет признак предмета?

Книга – наш надёжный помощник.

А) первое 

Б) третье

В) четвертое

3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) верного (друга)

Б) о хорошей (книге) 

В) интересный (сюжет)

4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?

А) сказуемое

Б)    дополнение  

В) определение

5) Имя прилагательное не изменяется

А) по родам

Б) по числам

В) по спряжению

6) Найдите прилагательное в превосходной степени

А) красивее

Б) богатейший

В) более интересный

Упражнение 2. О-Ё после шипящих в прилагательных. Распределить слова в 2 столбика: 1 столбик – с О, 2 столбик – с Ё (Слайды № 4-5)

Еж..вый,   лиц..вой, пищ..вой, ключ..вой, хорош..го, чуж..й, со свеж..й, песц..вый, больш..го, плюш..вый, свинц..вый.

Самопроверка:

О Е
ежовый лицевой
чужой пищевой
песцовый ключевой
большого хорошего
свинцовый со свежей
  плюшевый

III. Объявление темы урока, постановка целей, обозначение проблемы. (Слайды № 6-7)

Образуйте прилагательные от существительных и выделите словообразовательные суффиксы:

  • СОН - сонный
  • Солома - соломенный
  • Станция – станционный
  • Утка – утиный
  • Песок – песчаный
  • Глина - глиняный

Почему в одних суффиксах прилагательных пишется одна буква Н, а в других – две буквы НН?

IV. Изучение правила по таблице (Слайд № 8) (таблица у каждого ученика)

Н НН
1.Суффиксы –АН, –ЯН, –ИН

кожАНый ГлинЯНый ГусИНый

1. Исключения: деревЯННый

стеклЯННый

оловЯННый

2.Исключение: ветрЕНый 2. Суффиксы –ЕНН, –ОНН

соломЕННый, революциОННый

  3.Н в корне + Н в суффиксе чугуННый

V. Закрепление орфограммы, знакомство с примечаниями, тренировочные упражнения.

1. Обозначение орфограммы (Учебник, стр.154.)

2. Упражнение 412. (Чтение и комментарий, применение правила)

3. Слованная работа. (Слайд № 9)

Демонстрация –

1. Массовое шествие (Демонстрация в защиту реформ.)

2. Публичный показ чего-нибудь (Демонстрация фильма, мод.)

Сезон –

1. Одно из четырёх времён года (Одеться по сезону.)

2. Часть года, подходящая для какой-нибудь деятельности (Дачный сезон.)

Письменное задание: образовать от слов прилагательные, составить и записать с ними предложения.

4. Образовать от данных существительных прилагательные. Обосновать выбор Н или НН в суффиксах: (Слайд № 10) (в тетрадях и у доски)

мужество - ...;

туман - ...

дерево - ...;

революция - ...;

кожа - ...;

серебро - ...;

лебедь - ...

Физпауза (Слайд № 11)

Раз — подняться, потянуться
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

5. Объясни написание пропущенных букв: (Слайд № 12) (устная работа)

  1. Сегодня ветре...ая погода.
  2. Дорога покрыта ледя...ой коркой.
  3. Я живу в каме...ом доме.
  4. Тот исти... ый друг, кто честен и прям.
  5. Мы пошли на земля...ой вал.
  6. В небе слышится журавли...ый крик.

6. Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе две Н, а потом прилагательные с одной Н в суффиксе. (Слайд № 13)

Станцио...ый, кури..ый, торжестве...ый, овся...ый, шерстя...ой, обеде...ый, оловя...ый, кожа...ый, деревя...ый, звери...ый, торфя...ой, экскурсио...ый, письме...ый, стекля...ый, авиацио...ый, песча...ый, костя...ной, обыкнове...ый

Взаимопроверка. (Слайд № 14)

НН Н
станционный

торжественный

обеденный

оловянный

деревянный

экскурсионный

письменный

стеклянный

авиационный

обыкновенный

куриный

овсяный

шерстяной

кожаный

звериный

торфяной

песчаный

костяной

7. Знакомство с прилагательными, не имеющими суффиксов. (Слайд № 15)

Изучение памятки “Запомни слова!” (памятка у каждого ученика)

  • зелёный
  • синий
  • пряный
  • свиной
  • багряный
  • юный
  • бараний
  • фазаний
  • румяный
  • тюлений

8. Буквенный диктант. (Слайд № 16)

Учитель читает слова, учащиеся заполняют таблицу

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   
  • торжественный
  • ледяной
  • туманный
  • ветреный
  • юный
  • организационный
  • лебединый
  • кожаный
  • стеклянный
  • багряный

Проверка: (Слайд № 17)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
НН Н НН Н Н НН Н Н НН Н

9. Тренировка в различении суффиксов. Изучение памятки “Различай!” (Слайд № 18) (памятка у каждого ученика)

Различай!

Масляный

разведённый на масле, работающий на масле

(печенье, двигатель);

Соляной

состоящий из соли (столб);

Ветряной

(двигатель, оспа)

Масленый

намазанный, пропитанный маслом

(блин, рука, каша);

Солёный

содержащий соль (каша);

Ветреный

(день, человек)

10. Знакомство с правописанием Н в кратких прилагательных:

Работа по учебнику: страница 157.

ценная вещь – вещь ценна

ветреная погода – ветрена

Формулировка правила:

- Образуйте краткую форму от прилагательных по образцу: (Слайд № 19)

длинный шнурок– шнурок длинен

длинная дорога - дорога длинна

длинное слово- слово длинно

румяное яблоко -

румяный ребёнок -

румяная девочка -

11. “Четвертый лишний” (Слайд № 20)

А). ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

Б). обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

В). пчели..ый, муравьи..ый, сон..ый, лебеди..ый.

12. Проверка первичного усвоения знаний (можно с использованием таблицы и памяток)

“Проверь себя” ) (Слайд № 21)

1.тума...ая погода

2.ветре...ый день

3.пря...ый запах

4.кури...ый бульон

5.маши...ая работа

6.болезне...ое состояние

7.здание совреме...о

8.стари...ые часы

9.ю...ое лицо

10.ледя...ая гора

11.вещь це...а

12.петуши...ые бои

13.жестя...ая коробочка

14.жизне...ая драма

15.величестве...ая колонна

16.лебеди...ый крик

Самопровека. (Слайды № 22-24) Поставь себе оценку:

  • “5” - за 14-16 правильных ответов
  • “4” - за 11 -13 правильных ответов
  • “3” - за 8- 10 правильных ответов
  • “2” - за 5 - 7 правильных ответов
  • “1” - за 4 и менее правильных ответов
  1. туманная
  2. ветреный
  3. пряный
  4. куриный
  5. машинная
  6. болезненное
  7. современно
  8. старинные
  9. юное
  10. ледяная
  11. ценна
  12. петушиный
  13. жестяная
  14. жизненная
  15. величественная
  16. лебединый

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

– С чем познакомились в ходе урока? Чему научились? (с правописанием Н и НН в суффиксах прилагательных, научились различать, когда писать в прилагательных одну Н, а когда две Н.) (Слайд № 25)

Было интересно ...
Было трудно ...
Я выполнял задания...
Теперь я могу...
Я научился...

VII. Домашнее задание. Параграф 105, упражнение 422. (Слайд № 26)