Урок развития речи для учащихся со сложным дефектом. 4-й класс

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


1. План урока: Организационный момент.

Цель: настроить учащихся на работу и организовать внимание учащихся.

  • Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Повторение изученного.

Цель: приведение в систему знаний учащихся, полученных на предыдущем уроке.

  • Упражнения на группирование предметов.
  • Упражнения на выделение общих частей растений.
  • Задания на соотнесение деревьев и их листьев.

3. Активизация познавательной деятельности.

Цель: организовать познавательную деятельность учащихся, сообщение темы урока.

  • Активизация познавательной деятельности учащихся.

Артикуляционная гимнастика.

  • Фиксирование на доске темы урока из букв магнитной азбуки

Физминутка.

4. Изучение темы урок

Цель: Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.

  • Показ рисунков с изображением клёна.
  • Сравнение клёна с другими деревьями, выявление сходства и различий.
  • Слово учителя о клёне.
  • Сравнение листьев клёна с листьями других деревьев по цвету, размеру, форме.

Физминутка

5. Закрепление изученного.

Цель: закрепить знания учащихся по новому материалу в ходе практической деятельности.

  • Составление рассказа о клёне по опорным словам..
  • Разукрашивание рисунка листочка.

6. Подведение итогов урока.

Цель: сделать вывод, подвести итог урока, отметить активных учащихся.

Конспект урока

Тип урока: комбинированный.

Используемые педагогические технологии:

  1. Игровые технологии.
  2. Личностно-ориентированное обучение.
  3. Дифференцированное обучение.
  4. Информационно-коммуникативная.

Цели:

  • Познакомить учащихся с деревом-клён;
  • Учить отличать клён от других растений, при этом выделяя общие признаки деревьев.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и систематизировать знания учащихся об основных частях растений;
  • Расширить представление учащихся о деревьях на основе сравнения клёна с другими деревьями.

Коррекционные:

  • Активизировать память и внимание, развивать мыслительные операции;
  • Учить детей анализировать, сравнивать, обобщать с помощью учителя.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к познанию окружающего.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Повторение изученного.

- Рассмотрите рисунки очень внимательно. Слайд 8.

- Что на них изображено?

- Какой предмет лишний? (цветок)

- Как эти предметы назвать одним словом? (деревья)

- Назовите известные вам части дерева   (корень, ствол, ветви, листья, цветы, семена). Слайд 10.

- Все ли деревья имеют листья?

Задание на соотнесение деревьев и листьев.

- Ветер принёс нам на урок листья различных деревьев. Попробуйте узнать с каких деревьев он их сорвал. Слайд 12.

- В какое время года сорваны листья? Докажите.

Артикуляционная гимнастика

- Какие звуки издает ветер? (-у-у-у)

- Попробуйте подуть как ветер, при этом сильно раздувая щёки.

3. Активизация познавательной деятельности.

- Я прочитаю вам загадку, а вы догадайтесь о каком дереве пойдёт в ней речь?

В поле лён, лён, лён,
А у дороги растёт .... (клён).

- Сегодня мы будем говорить о клёне и будем учиться сравнивать его с другими деревьями.

- Из букв разрезной азбуки составьте слово КЛЁН. Это слово будет нам напоминать о том какую тему мы сегодня с вами изучаем.

Физминутка “Светофор”

4. Изучение нового материала.

- Скажите что такое клён: дерево, кустарник или травянистое растение? Докажите.

- Похож ли клён на другие деревья?

- Что общего у всех деревьев? (корень, ствол, ветви, листья, цветы, плоды)

- Чем могут отличаться деревья друг от друга? (высотой, цветом ствола, формой листьев)

- Какого цвета бывают листья деревьев?

Сортировка листьев.

- У вас на столе лежат конверты. В них спрятаны листья различных деревьев. Вам нужно разложить листья по группам:

Толя – по форме ...
Вова - по цвету ...
Полина – по размеру...

Физминутка

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше!

Составление рассказа.

- А сейчас мы с вами, всё что узнали о клёне соединим в рассказ. Слайд 14.

- Почему деревьям мы посвятили целый урок?

- Для чего нужны нам с вами деревья?

- Что нужно делать, чтобы деревья сохранить?

Разукрашивание листьев.

- Перед вами на столе лежат рисунки (наложение чёрно-белого изображения листьев различных деревьев). Слайд 16.

- Что изображено на рисунке? Выберите карандаши, которые помогут вам изобразить осень.

- Разукрасьте только один листик, тот, что вам по силам разукрасить?

- Листик какого дерева вы увидели? (дуб, клен, берёза)

- Что общего есть у всех деревьев?

5. Подведение итогов урока.

- Послушайте стихотворение:

Больше нет цветов в саду
И в лесу раздетом.
Листья клёнов соберу
В пышные букеты.
Я домой их принесу,
Ими стол украшу,
И нарядно, как в лесу,
Станет в доме нашем.

- Стало ли у нас в классе нарядно от разноцветных листьев в последние, хмурые дни осени?

- Что вы могли бы рассказать о клёне своей сестре или брату?

6. Информация для учителя о клёне.

Клён – высокое стройное дерево. Ствол у него прямой, покрытый гладкой тонкой серой корой. Растут клёны очень быстро. За год их поросль вырастает почти на метр. Клён любит свет и тепло. Весной когда деревья оживают после зимнего сна, клён зацветает. Его зеленовато-жёлтые цветки собраны в ароматные соцветия. Пчёлы слетаются к клёнам за душистым сладким нектаром. К концу лета созревают кленовые семена. К каждому семени прикреплено небольшое крылышко. Падая на землю, семечко быстро и долго вращается в воздухе, и ветер успевает отнести его далеко от материнского дерева.

Семена падают прямо в тающий снег и дают маленькие корешки. Прорастают семена клёнов ранней весной, когда в лесу ещё кое-где лежат снежные островки. Вначале появляется тонкий стебелёк, а потом на нём вырастают два зелёных листочка.

Древесина клёна прочная и красивая. Мастера-столяры делают из неё мебель, а резчики по дереву вырезают шкатулки, сундучки, гребни. Изготовляют из кленовой древесины и духовые музыкальные инструменты.

7. Используемая литература.

  1. Воспитание ребёнка с нарушениями развития, А.М.Щербакова, М.: НЦ ЭНАС, 2002
  2. Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии), под редакцией В.В.Воронковой, М.: Школа, 1992
  3. Развитие речи учащихся вспомогательной школы, В.Г.Петрова, М., 1977
  4. Развитие речи, 2 класс, Е.М.Матвеева, Волгоград, 2010