1. План урока: Организационный момент.
Цель: настроить учащихся на работу и организовать внимание учащихся.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Повторение изученного.
Цель: приведение в систему знаний учащихся, полученных на предыдущем уроке.
- Упражнения на группирование предметов.
- Упражнения на выделение общих частей растений.
- Задания на соотнесение деревьев и их листьев.
3. Активизация познавательной деятельности.
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся, сообщение темы урока.
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
Артикуляционная гимнастика.
- Фиксирование на доске темы урока из букв магнитной азбуки
Физминутка.
4. Изучение темы урок
Цель: Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.
- Показ рисунков с изображением клёна.
- Сравнение клёна с другими деревьями, выявление сходства и различий.
- Слово учителя о клёне.
- Сравнение листьев клёна с листьями других деревьев по цвету, размеру, форме.
Физминутка
5. Закрепление изученного.
Цель: закрепить знания учащихся по новому материалу в ходе практической деятельности.
- Составление рассказа о клёне по опорным словам..
- Разукрашивание рисунка листочка.
6. Подведение итогов урока.
Цель: сделать вывод, подвести итог урока, отметить активных учащихся.
Конспект урока
Тип урока: комбинированный.
Используемые педагогические технологии:
- Игровые технологии.
- Личностно-ориентированное обучение.
- Дифференцированное обучение.
- Информационно-коммуникативная.
Цели:
- Познакомить учащихся с деревом-клён;
- Учить отличать клён от других растений, при этом выделяя общие признаки деревьев.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и систематизировать знания учащихся об основных частях растений;
- Расширить представление учащихся о деревьях на основе сравнения клёна с другими деревьями.
Коррекционные:
- Активизировать память и внимание, развивать мыслительные операции;
- Учить детей анализировать, сравнивать, обобщать с помощью учителя.
Воспитательные:
- Формировать интерес к познанию окружающего.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Повторение изученного.
- Рассмотрите рисунки очень внимательно. Слайд 8.
- Что на них изображено?
- Какой предмет лишний? (цветок)
- Как эти предметы назвать одним словом? (деревья)
- Назовите известные вам части дерева (корень, ствол, ветви, листья, цветы, семена). Слайд 10.
- Все ли деревья имеют листья?
Задание на соотнесение деревьев и листьев.
- Ветер принёс нам на урок листья различных деревьев. Попробуйте узнать с каких деревьев он их сорвал. Слайд 12.
- В какое время года сорваны листья? Докажите.
Артикуляционная гимнастика
- Какие звуки издает ветер? (-у-у-у)
- Попробуйте подуть как ветер, при этом сильно раздувая щёки.
3. Активизация познавательной деятельности.
- Я прочитаю вам загадку, а вы догадайтесь о каком дереве пойдёт в ней речь?
В поле лён, лён, лён,
А у дороги растёт .... (клён).
- Сегодня мы будем говорить о клёне и будем учиться сравнивать его с другими деревьями.
- Из букв разрезной азбуки составьте слово КЛЁН. Это слово будет нам напоминать о том какую тему мы сегодня с вами изучаем.
Физминутка “Светофор”
4. Изучение нового материала.
- Скажите что такое клён: дерево, кустарник или травянистое растение? Докажите.
- Похож ли клён на другие деревья?
- Что общего у всех деревьев? (корень, ствол, ветви, листья, цветы, плоды)
- Чем могут отличаться деревья друг от друга? (высотой, цветом ствола, формой листьев)
- Какого цвета бывают листья деревьев?
Сортировка листьев.
- У вас на столе лежат конверты. В них спрятаны листья различных деревьев. Вам нужно разложить листья по группам:
Толя – по форме ...
Вова - по цвету ...
Полина – по размеру...
Физминутка
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше!
Составление рассказа.
- А сейчас мы с вами, всё что узнали о клёне соединим в рассказ. Слайд 14.
- Почему деревьям мы посвятили целый урок?
- Для чего нужны нам с вами деревья?
- Что нужно делать, чтобы деревья сохранить?
Разукрашивание листьев.
- Перед вами на столе лежат рисунки (наложение чёрно-белого изображения листьев различных деревьев). Слайд 16.
- Что изображено на рисунке? Выберите карандаши, которые помогут вам изобразить осень.
- Разукрасьте только один листик, тот, что вам по силам разукрасить?
- Листик какого дерева вы увидели? (дуб, клен, берёза)
- Что общего есть у всех деревьев?
5. Подведение итогов урока.
- Послушайте стихотворение:
Больше нет цветов в саду
И в лесу раздетом.
Листья клёнов соберу
В пышные букеты.
Я домой их принесу,
Ими стол украшу,
И нарядно, как в лесу,
Станет в доме нашем.
- Стало ли у нас в классе нарядно от разноцветных листьев в последние, хмурые дни осени?
- Что вы могли бы рассказать о клёне своей сестре или брату?
6. Информация для учителя о клёне.
Клён – высокое стройное дерево. Ствол у него прямой, покрытый гладкой тонкой серой корой. Растут клёны очень быстро. За год их поросль вырастает почти на метр. Клён любит свет и тепло. Весной когда деревья оживают после зимнего сна, клён зацветает. Его зеленовато-жёлтые цветки собраны в ароматные соцветия. Пчёлы слетаются к клёнам за душистым сладким нектаром. К концу лета созревают кленовые семена. К каждому семени прикреплено небольшое крылышко. Падая на землю, семечко быстро и долго вращается в воздухе, и ветер успевает отнести его далеко от материнского дерева.
Семена падают прямо в тающий снег и дают маленькие корешки. Прорастают семена клёнов ранней весной, когда в лесу ещё кое-где лежат снежные островки. Вначале появляется тонкий стебелёк, а потом на нём вырастают два зелёных листочка.
Древесина клёна прочная и красивая. Мастера-столяры делают из неё мебель, а резчики по дереву вырезают шкатулки, сундучки, гребни. Изготовляют из кленовой древесины и духовые музыкальные инструменты.
7. Используемая литература.
- Воспитание ребёнка с нарушениями развития, А.М.Щербакова, М.: НЦ ЭНАС, 2002
- Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии), под редакцией В.В.Воронковой, М.: Школа, 1992
- Развитие речи учащихся вспомогательной школы, В.Г.Петрова, М., 1977
- Развитие речи, 2 класс, Е.М.Матвеева, Волгоград, 2010