Программа факультативного курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержания базового курса физики 7-11 классов, ориентированного на учебники А.В. Перышкина «Физика. 7-9 класс», Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского «Физика. 10-11 класс», рекомендованных Министерством образования и науки РФ, а также учебных программ:
- Программа элективного курса «Методы решения физических задач» / В.А. Орлов, Ю.А. Сауров
- лективный курс «Решение физических задач» / И. В. Хламова (методист по физике ОМЦ ЗАО, учитель физики гимназии № 1541), Е. П. Мамонова (методист по физике ОМЦ ЗАО, учитель физики ЦО№ 1438). ОМЦ ЗАО лаборатория физики
и методических пособий:
- Физика. 11 класс. Учимся решать задачи. Готовимся к ЕГЭ./ А.В. Лукьянова – Москва: «Интеллект-Центр», 2011
- ЕГЭ. Физика. Интенсивная самостоятельная подготовка к Единому государственному экзамену / О.И. Громцева. – Москва: издательство «Экзамен», 2007
- Физика. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки / Л.А. Прояненкова, Н.И. Одинцова. – 2-е изд., перераб. и дополн. – Москва: издательство «Экзамен», 2007
Программа факультативного курса «Учимся решать задачи по физике» преследует реализацию следующих целей:
- повторение и углубление знаний по основным темам курса физики 7-11 классов в систематизированном и обобщенном виде;
- формирование и совершенствование умений применять полученные знания для решения физических задач;
- формирование обобщенных представлений о классификации, приемах и методах решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач; развитие мышления учащихся.
Методические особенности изучения курса.
Ввиду предельно ограниченного времени эффективность курса определяется грамотным соотношением лекционной и практической части в сочетании с серьезной домашней подготовкой (не менее 3-4 ч в неделю). Лекции должны носить обобщающий характер, теоретический материал лучше предлагать учащимся в систематизированном виде с использованием таблиц, схем, опорных конспектов. Распределение часов для изучения различных разделов программы можно варьировать в зависимости от подготовленности и запросов учащихся.
Формы и виды самостоятельной работы и контроля.
В настоящее время на факультатив по физике приходит небольшое количество мотивированных учащихся. Это дает возможность учителю осуществить индивидуальный подход к обучению и постоянный контроль всех выполненных заданий как в классе, так и дома.
При разработке программы факультатива необходимо учитывать, что подготовленность учащихся к решению физических задач может существенно различаться. Поэтому подбор задач, математический аппарат, глубина изложения материала, методика проведения занятий должны исходить из конкретных возможностей школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны научится решать физические задачи разного уровня сложности.
Примерный тематический учебный план факультатива «Учимся решать задачи по физике» 10-11 классы
№ | Раздел | Всего часов | В том числе | |
Лекции | Практические занятия | |||
1. | Введение | 2 | 1 | 1 |
2. | Механика | 24 | 6 | 18 |
3. | Молекулярная физика и термодинамика | 10 | 3 | 7 |
4. | Электродинамика | 17 | 5 | 12 |
5. | Колебания и волны | 5 | 2 | 3 |
6. | Оптика | 4 | 1 | 3 |
7. | Квантовая физика и СТО | 5 | 2 | 3 |
8. | Заключительное занятие | 1 | 1 | - |
ИТОГО | 68 | 21 | 47 |
Календарно-тематическое планирование занятий факультатива «Учимся решать задачи по физике» для 10-11 классов (68 ч. – 2 ч. в неделю)
№ | Наименование темы занятий |
Дата (пример) | Дата (факт) |
1. Введение (2 ч.) | |||
1. | Физическая задача. Классификация физических задач | ||
2. | Правила и приемы решения физических задач | ||
2. Механика (24 ч.) 1) Кинематика (6 ч.) |
|||
3. | Механическое движение и его характеристики. Равномерное прямолинейное движение |
||
4. | Относительность механического движения | ||
5. | Средняя скорость | ||
6. | Равноускоренное прямолинейное движение | ||
7. | Движение под действием силы тяжести с начальной и без начальной скорости | ||
8. | Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью | ||
2) Динамика (8 ч.) | |||
9. | Три закона Ньютона | ||
10. | Закон Всемирного тяготения. Сила тяжести | ||
11. | Сила упругости | ||
12. | Силы трения | ||
13. | Вес тела | ||
14. | Применение законов Ньютона | ||
15. | Движение связанных тел | ||
16. | Динамика движения тела по окружности с постоянной по модулю скоростью | ||
3) Законы сохранения (6 ч.) | |||
17. | Закон сохранения импульса | ||
18. | Реактивное движение | ||
19. | Механическая работа | ||
20. | Механическая энергия и ее виды. Мощность | ||
21. | Закон сохранения механической энергии | ||
22. | Применение законов сохранения импульса и энергии для решения задач | ||
4) Статика (2 ч.) | |||
23. | Равновесие тел. Момент силы. Правило моментов | ||
24. | Правило моментов | ||
5) Гидростатика (2 ч.) | |||
25. | Давление. Сила давления. Сообщающиеся сосуды | ||
26. | Архимедова сила | ||
3. Молекулярная физика и термодинамика (10 ч.) 1) Молекулярная физика. Газовые законы (6 ч.) |
|||
27. | Основные положения МКТ и их опытное обоснование | ||
28. | Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа | ||
29. | Уравнение состояния идеального газа | ||
30. | Объединенный газовый закон | ||
31. | Закон Дальтона | ||
32. | Испарение и конденсация. Влажность воздуха | ||
2) Термодинамика (4 ч.) | |||
33. | Внутренняя энергия вещества | ||
34. | Работа идеального газа. Внутренняя энергия идеального газа | ||
35. | Первое начало термодинамики | ||
36. | Тепловые машины | ||
4. Электродинамика (17 ч) 1) Электростатика (7 ч) |
|||
37. | Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Электрическое поле. Закон Кулона | ||
38. | Характеристики электрического поля. Электростатическое поле точечного заряда. Принцип суперпозиции сил и полей | ||
39. | Электростатическое поле заряженной сферы | ||
40. | Однородное электростатическое поле | ||
41. | Работа однородного электрического поля | ||
42. | Конденсаторы | ||
43. | Движение заряженной частицы в однородном поле конденсатора | ||
2) Постоянный электрический ток (5 ч.) | |||
44. | Электрический ток в металлах | ||
45. | Соединение проводников | ||
46. | Полная цепь | ||
47. | Работа и мощность электрического тока | ||
48. | Электрический ток в жидкостях, полупроводниках, вакууме и газах | ||
3) Магнитное поле. Электромагнитная индукция (5 ч.) | |||
49. | Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Принцип суперпозиции полей | ||
50. | Сила Ампера | ||
51. | Сила Лоренца | ||
52. | Магнитный поток. Правило Ленца | ||
53. | Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция | ||
5. Колебания и волны (5 ч.) | |||
54. | Свободны колебания | ||
55. | Превращение энергии | ||
56. | Вынужденные колебания | ||
57. | Переменный электрический ток | ||
58. | Волны | ||
6. Оптика (4 ч.) | |||
59. | Законы геометрической оптики | ||
60. | Линзы. Формула тонкой линзы | ||
61. | Волновые свойства света | ||
62. | Элементы теории относительности | ||
7. Квантовая физика (5 ч) | |||
63. | Тепловое излучение. Фотоэффект | ||
64. | Световые кванты | ||
65. | Строение атома. Постулаты Бора | ||
66. | Атомное ядро. Радиоактивность | ||
67. | Решение задач повышенного и олимпиадного уровня сложности | ||
68. | Заключительное занятие (1 ч) |