На раздел «Славные поморы» отводится 2 часа. Я предлагаю материал общим уроком, по желанию его можно разбить на 2 урока.
Тема: Славные поморы. Мальчик из Холмогор.
Цели:
- познакомить учащихся с детскими и юношескими годами жизни М.В.Ломоносова на Севере; его стремлению к обучению;
- обучать работе с текстами разного вида;
- воспитывать чувство гордости за своего земляка, славного помора, выдающуюся личность и известного учёного М.В.Ломоносова.
Оборудование: портрет М.В. Ломоносова, годы жизни, карта России, разрезной фотоальбом, рабочая тетрадь 2 класса «Морянка», комплект «Морянка», словарь Ожегова, книга О.Гурьяна «Мальчик из Холмогор».
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
– Ребята, назовите выдающихся людей России, которых знаете.
– Среди перечисленных вами людей есть политики, поэты, писатели, художники, учёные, путешественники. А могут ли в одном человеке объединиться все способности? (не знают)
III. Постановка проблемной ситуации.
– Такой человек есть. Это выдающийся человек, гений, сильная личность, он сразу… (слова А.С. Пушкина прочитать с доски) «историк, риторик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и во всё проник…» Это наш славный помор, наш земляк. Кто это?
– Проверьте это предположение на странице 14 в рабочей тетради «Морянка», расшифруйте ребус. (Ломоносов)
Он знаком вам по фильмам, статьям, телепередачам, его именем названы: улица города, село, университет и пр. (М.В. Ломоносов, портрет, 1711–1765)
Тема урока: Мальчик из Холмогор.
IV Определение цели урока.
– Что вы хотели бы узнать об этом человеке? (мнения детей)
– На уроке познакомимся с детскими и юношескими годами жизни М.В. Ломоносова на Севере; его стремлению к обучению; выделим черты характера этого выдающегося человека, докажем, что он славный помор.
– Уточним, кто такие поморы (мнения детей)
Словарь Ожегова. Помор – житель поморья. Поморье – на Севере: местность, прилегающая к морю.
V. Организация восприятия и осмысления новой информации. Знакомство с детскими и юношескими годами жизни М.В. Ломоносова на Севере.
– Прочитай текст на стр.14 в рабочей тетради «Морянка».
– Опираясь на материал текста, выполни задание 3.
Проверка:
– Где и когда родился М.В. Ломоносов? (19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельской губернии)
– Михайло Ломоносов родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии.
– Значение каких слов хотели бы уточнить?
Словарная работа:
- Волость – в древней Руси: местность, область, подчинённая одной власти.
- Уезд – в древней Руси: округа, группа волостей, тяготевших к городу.
- Губерния – основная административно– территориальная единица в России с начала 18 века.
– Назовите современное название местности.
Показ местности на карте России учителем. Сейчас – Архангельская область, Холмогорский район, село Ломоносово.
– Почему тема «Мальчик из Холмогор»?
– В какой семье родился Михайло Ломоносов? (в семье рыбака)
– Подробнее о семье вы узнаете из текста О.Тихомирова «Держись, Михайло!» из сборника «Морянка» на странице 11.
1) Чтение текста.
2) Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
Работа в группах. Задание: группе собрать более подробную информацию, опираясь на предложенный материал.
1 группа – о матери, 2 группа – об отце, 3 группа – о жизни поморов, 4 группа – о занятости мальчика.
Дополнительный материал:
Отец – Василий Дорофеевич Ломоносов (1681–1741) – крестьянин, занимающийся морским промыслом. Мать – Елена Ивановна, урождённая Сивкова (умерла около 1720 г.) – дочь дьякона соседнего Николаевского Матигорского прихода.
Жители Курострова занимались скотоводством. Наряду с этим, важную роль в их жизни играл морской промысел: ловля трески, палтуса, морского окуня и охота на морского зверя. Поморы были хорошими навигаторами и уже издавна были знакомы с компасом – «маткой» и другими морскими приборами. (Навигация – мастерство кораблевождения)
С 10-летнего возраста Михайло уходил с отцом, опытным помором, в далёкие плаванья по Белому морю и Ледовитому океану на судне «Чайка», приобщаясь к трудному и опасному делу. Он рос физически сильным, волевым и выносливым мальчиком.
3) Отчёт групп по работе с материалом.
4) Чтение текста № 2 на странице 15 из рабочей тетради «Морянка».
VI. Организация восприятия и осмысления новой информации. Становление личности М.В. Ломоносова. Путь в науку.
– Как удалось этому юноше из глухой северной деревни добиться всего в жизни; прославить Север и Россию? (мнения детей)
– Многие из семьи Ломоносовых были грамотны и служили на государственной службе. Михайло ещё мальчишкой выучился грамоте по церковным книгам у дьячка приходской церкви Сабельникова. (Дьячок – низший церковный служитель в православной церкви: причетник, псаломщик). Свои первые книги М.В.Ломоносов называл «вратами учёности». Узнать названия книг вы сможете сами, ответив на вопрос 4 со страницы 15 из рабочей тетради «Морянка».
Обобщение: назовите первые учебные книги, их авторов.
(Леонтий Магницкий «Арифметика», Мелентий Смотрицкий «Грамматика»)
– Но для одарённого юноши этого было недостаточно. Из рассказа «В Москву» О. Тихомирова («Морянка» страница 16) вы узнаете о стремлении Михайло учиться дальше.
1) чтение текста учащимися вслух;
2) вопросы по содержанию:
– Кто рассказал Михаилу об академии в Москве?
– Какой выбор сделал Михайло после разговора с отцом?
– Как М.В.Ломоносов попал в Москву?
– 5 декабря 1730 года Ломоносов покинул Север, вместе с рыбным обозом он шёл 1 месяц пешком. Великому русскому учёному М.В.Ломоносову не пришлось больше побывать в родной деревне, на Севере, но он всегда помогал своим землякам.
VII. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.
Найдите вопрос № 4 на странице 16 в рабочей тетради «Морянка», самостоятельно выделите слова, характеризующие Михайло. Взаимопроверка с соседом по парте.
Проверка: – Какие черты характера можете добавить? (сметливость, выносливость, трудолюбие)
– Какие черты своего народа перенял Ломоносов? (свободолюбие, прямота, открытость души, стремление к цели)
– Объясните смысл пословицы «Жить надо не начерно, а набело».
VIII. Итог урока. Рефлексия.
– Назовите раздел «Морянки», который познакомил нас с выдающимся человеком. («Славные поморы»)
– Что вы узнали о М.В. Ломоносове? (помор, наш земляк, учёный)
Ломоносов М.В. – всесторонне одарённый человек, гений, сильная личность.
Село Ломоносово (родина М.В. Ломоносова) дало миру ещё одного выдающегося деятеля – это ваятель, косторез, скульптор Федот Иванович Шубный (впоследствии Шубин). Как и Михайло, юноша Федот Шубин ушёл с обозом в Петербург, где в 1761 году встретился с М.В. Ломоносовым, который помог юноше вступить в Академию Художеств. Эта встреча определила жизненный путь великого скульптора Шубина.
Прочитав книгу О.Гурьяна «Мальчик из Холмогор», вы сможете больше узнать об этом (показ книги).
– Имя Ломоносова известно всему миру. Его научному подвигу посвящают свои труды учёные и писатели.
– А как в нашем крае сохранено в истории имя Ломоносова? Предлагаю поискать ответ на мой вопрос дома.