Краеведческий курс "Морянка". Тема: "Славные поморы. Мальчик из Холмогор". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


На раздел «Славные поморы» отводится 2 часа. Я предлагаю материал общим уроком, по желанию его можно разбить на 2 урока.

Тема: Славные поморы. Мальчик из Холмогор.

Цели:

  1. познакомить учащихся с детскими и юношескими годами жизни М.В.Ломоносова на Севере; его стремлению к обучению;
  2. обучать работе с текстами разного вида;
  3. воспитывать чувство гордости за своего земляка, славного помора, выдающуюся личность и известного учёного М.В.Ломоносова.

Оборудование: портрет М.В. Ломоносова, годы жизни, карта России, разрезной фотоальбом, рабочая тетрадь 2 класса «Морянка», комплект «Морянка», словарь Ожегова, книга О.Гурьяна «Мальчик из Холмогор».

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

– Ребята, назовите выдающихся людей России, которых знаете.

– Среди перечисленных вами людей есть политики, поэты, писатели, художники, учёные, путешественники. А могут ли в одном человеке объединиться все способности? (не знают)

III. Постановка проблемной ситуации.

– Такой человек есть. Это выдающийся человек, гений, сильная личность, он сразу… (слова А.С. Пушкина прочитать с доски) «историк, риторик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и во всё проник…» Это наш славный помор, наш земляк. Кто это?

– Проверьте это предположение на странице 14 в рабочей тетради «Морянка», расшифруйте ребус. (Ломоносов)

Он знаком вам по фильмам, статьям, телепередачам, его именем названы: улица города, село, университет и пр. (М.В. Ломоносов, портрет, 1711–1765)

Тема урока: Мальчик из Холмогор.

IV Определение цели урока.

– Что вы хотели бы узнать об этом человеке? (мнения детей)

– На уроке познакомимся с детскими и юношескими годами жизни М.В. Ломоносова на Севере; его стремлению к обучению; выделим черты характера этого выдающегося человека, докажем, что он славный помор.

– Уточним, кто такие поморы (мнения детей)

Словарь Ожегова. Помор – житель поморья. Поморье – на Севере: местность, прилегающая к морю.

V. Организация восприятия и осмысления новой информации. Знакомство с детскими и юношескими годами жизни М.В. Ломоносова на Севере.

– Прочитай текст на стр.14 в рабочей тетради «Морянка».

– Опираясь на материал текста, выполни задание 3.

Проверка:

– Где и когда родился М.В. Ломоносов? (19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельской губернии)

– Михайло Ломоносов родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии.

– Значение каких слов хотели бы уточнить?

Словарная работа:

  • Волость – в древней Руси: местность, область, подчинённая одной власти.
  • Уезд – в древней Руси: округа, группа волостей, тяготевших к городу.
  • Губерния – основная административно– территориальная единица в России с начала 18 века.

– Назовите современное название местности.

Показ местности на карте России учителем. Сейчас – Архангельская область, Холмогорский район, село Ломоносово.

– Почему тема «Мальчик из Холмогор»?

– В какой семье родился Михайло Ломоносов? (в семье рыбака)

– Подробнее о семье вы узнаете из текста О.Тихомирова «Держись, Михайло!» из сборника «Морянка» на странице 11.

1) Чтение текста.

2) Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Работа в группах. Задание: группе собрать более подробную информацию, опираясь на предложенный материал.

1 группа – о матери, 2 группа – об отце, 3 группа – о жизни поморов, 4 группа – о занятости мальчика.

Дополнительный материал:

Отец – Василий Дорофеевич Ломоносов (1681–1741) – крестьянин, занимающийся морским промыслом. Мать – Елена Ивановна, урождённая Сивкова (умерла около 1720 г.) – дочь дьякона соседнего Николаевского Матигорского прихода.

Жители Курострова занимались скотоводством. Наряду с этим, важную роль в их жизни играл морской промысел: ловля трески, палтуса, морского окуня и охота на морского зверя. Поморы были хорошими навигаторами и уже издавна были знакомы с компасом – «маткой» и другими морскими приборами. (Навигация – мастерство кораблевождения)

С 10-летнего возраста Михайло уходил с отцом, опытным помором, в далёкие плаванья по Белому морю и Ледовитому океану на судне «Чайка», приобщаясь к трудному и опасному делу. Он рос физически сильным, волевым и выносливым мальчиком.

3) Отчёт групп по работе с материалом.

4) Чтение текста № 2 на странице 15 из рабочей тетради «Морянка».

VI. Организация восприятия и осмысления новой информации. Становление личности М.В. Ломоносова. Путь в науку.

– Как удалось этому юноше из глухой северной деревни добиться всего в жизни; прославить Север и Россию? (мнения детей)

– Многие из семьи Ломоносовых были грамотны и служили на государственной службе. Михайло ещё мальчишкой выучился грамоте по церковным книгам у дьячка приходской церкви Сабельникова. (Дьячок – низший церковный служитель в православной церкви: причетник, псаломщик). Свои первые книги М.В.Ломоносов называл «вратами учёности». Узнать названия книг вы сможете сами, ответив на вопрос 4 со страницы 15 из рабочей тетради «Морянка».

Обобщение: назовите первые учебные книги, их авторов.

(Леонтий Магницкий «Арифметика», Мелентий Смотрицкий «Грамматика»)

– Но для одарённого юноши этого было недостаточно. Из рассказа «В Москву» О. Тихомирова («Морянка» страница 16) вы узнаете о стремлении Михайло учиться дальше.

1) чтение текста учащимися вслух;

2) вопросы по содержанию:

– Кто рассказал Михаилу об академии в Москве?

– Какой выбор сделал Михайло после разговора с отцом?

– Как М.В.Ломоносов попал в Москву?

– 5 декабря 1730 года Ломоносов покинул Север, вместе с рыбным обозом он шёл 1 месяц пешком. Великому русскому учёному М.В.Ломоносову не пришлось больше побывать в родной деревне, на Севере, но он всегда помогал своим землякам.

VII. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

Найдите вопрос № 4 на странице 16 в рабочей тетради «Морянка», самостоятельно выделите слова, характеризующие Михайло. Взаимопроверка с соседом по парте.

Проверка: – Какие черты характера можете добавить? (сметливость, выносливость, трудолюбие)

– Какие черты своего народа перенял Ломоносов? (свободолюбие, прямота, открытость души, стремление к цели)

– Объясните смысл пословицы «Жить надо не начерно, а набело».

VIII. Итог урока. Рефлексия.

– Назовите раздел «Морянки», который познакомил нас с выдающимся человеком. («Славные поморы»)

– Что вы узнали о М.В. Ломоносове? (помор, наш земляк, учёный)

Ломоносов М.В. – всесторонне одарённый человек, гений, сильная личность.

Село Ломоносово (родина М.В. Ломоносова) дало миру ещё одного выдающегося деятеля – это ваятель, косторез, скульптор Федот Иванович Шубный (впоследствии Шубин). Как и Михайло, юноша Федот Шубин ушёл с обозом в Петербург, где в 1761 году встретился с М.В. Ломоносовым, который помог юноше вступить в Академию Художеств. Эта встреча определила жизненный путь великого скульптора Шубина.

Прочитав книгу О.Гурьяна «Мальчик из Холмогор», вы сможете больше узнать об этом (показ книги).

– Имя Ломоносова известно всему миру. Его научному подвигу посвящают свои труды учёные и писатели.

– А как в нашем крае сохранено в истории имя Ломоносова? Предлагаю поискать ответ на мой вопрос дома.