Урок-путешествие по развитию речи на основе наблюдений за окружающей действительностью со здоровьесберегающими технологиями

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Тема урока: «Дикие животные весной»

Цели:

  • Познакомить учащихся с жизнью диких  животных весной.
  • Развивать внимание, память, связную речь.
  • Прививать любовь к животным. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки с изображениями диких животных , мяч , карточки для упражнения " нарисуй картинку", карточки для игры " Зоопарк", презентация  "Живая природа", коврики с пуговицами.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять.
Прозвенел звонок опять.
перемена пролетела,
Снова нам пора за дело!
Начинаем мы урок,
Где получим знанья впрок.

– Ребята, как  хорошо на улице! Деревья пробуждаются от зимнего сна. Греет солнышко.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи.
И лес оденется листвою.

– Что изменилось с приходом весны? (Стало тепло, растаял снег, поют птицы, день становиться длиннее.)
– Правильно, день стал длиннее, появляются первые весенние цветы, возвращаются  с теплых стран перелетные птицы.

2. Введение в тему урока

– Сегодня я предлагаю вам отправиться  в гости, а к кому  вы скажите сами.
– Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь расположены животные, назовите их. (Еж, баран, лиса, волк)
– Ребята, скажите, кто же среди них лишний? (Баран)
– Почему? (Баран – домашнее животное)
– А волк, лиса, еж? (Дикие животные)
– Почему мы их называем дикими? (Они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят свое жилище)
– Итак, мы с вами идем в лес  в гости к диким животным.
– Встали, постелили коврики, разулись и встали на них. Представьте себе, что вы находитесь в лесу. (Учитель демонстрирует презентацию " Живая природа", дети слушают учителя, шагают по коврикам.) (Слайд  1)
– Мы идем с вами в самую гущу леса. Под ногами шуршат прошлогодние листья, ветер качает деревья, и они стучат веточками, как будто приветствуют нас. Мы идем по тропинке и
видим цветущие цветы на полянке. С каждым часом все оживает и радуется весне. Вот здесь         мы с вами и остановимся.

3. Изучение нового материала

– Послушайте загадку и скажите, к какому животному мы с вами пришли в гости.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь) (Слайд 2)

– О  медведе нам расскажет  Женя.
– Весна. В конце марта медведи просыпаются от зимней спячки.
Похудел за зиму голодный зверь. Все жует и гложет; то землю, то все живое , что суетится на земле. Он недоволен и зол на весь мир. Медведь так зол, что может напасть даже на человека.
Медведицу можно встретить и весной и летом. Родятся медвежата у нее еще в конце зимы, но до весны мычат с матерью в берлоге. А как пригреет солнышко, растает снег, тут вся семейка и вылезает на проталинку. Бегают медвежата по лужайке, кувыркаются, играют, а мать ходит тут же рядом, камни переворачивает, жучков и червячков ищет.
– Скажите, ребята,  что особенно любит медведь?
– Назовите детенышей медведя.
– А что едят медвежата?
– Правильно!
– Ну а сейчас следующая загадка.

Под кустами, под елками
Катится клубок с иголками. (Ёж) (Слайд 3)

– Правильно! Кто видел ежика?
– Какой он?
– Что делает зимой?
– Послушаем сообщение Дианы.
– Спинка и бока у ежа покрыты темными и светлыми иголками. Мордочка вытянутая, подвижная. При необходимости ежик сворачивается и превращается в колючий шар.
Летом устраивает себе несколько гнезд, устилая их сухими травами, листьями, мхом. На зиму занимает пустую чужую норку. Вход в нее закупоривает и впадает в спячку. Питается насекомыми: жуки, дождевые черви, желуди, грибы, ягоды и фрукты. Весной у него появляются ежата. Сначала они голые, но уже через несколько часов у них появляются иголки. Мать ухаживает за ними всего несколько недель.
– Ребята, как зовут детенышей  ежей? (Ежата)
– Чем они питаются?

Физкультминутка

– Ну а сейчас мы с вами превратимся в ежиков. Давайте выполним дыхательное упражнение "Ежик"
– Сделайте глубокий вдох на счет 1-2-3-4. Задержите дыхание. Выдох:  пых-пых-пых-пых, также на 4 счета.
– Ну а теперь вы медвежата. В берлогу прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка открыли рот, язык отдыхает. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая  брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать. (Дети выполняют все движения медвежат.)

– А сейчас понаблюдаем за нашими друзьями ежиком и медвежонком. Смотрите на экран. Зарядка для глаз, следить глазами за движущимися предметами. (Слайд  4)

– Ну а теперь отправляемся  в гости к следующему животному.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу. (Белка.) (Слайд 5)
О белке расскажет  Чингиз:

– Белка – всеядное животное, любит лакомиться орехами, грибами, ягодами, семенами. Весной питается почками деревьев. Иногда  едят насекомых, лягушек и небольших птиц.
Дупло – домик для белочки, там она хранит запасы на зиму. А бывает, что закапывает  орехи в землю.
– Где живет белка?
– Как она передвигается?
– Правильно. Целыми днями перепрыгивает белка с ветки на ветку, с верхушки одного дерева на другое. Поздней весной или в начале лета белка выводит потомство. Как зовут детенышей белки? (Бельчата.)
– Кто знает, чем питается белка?
– Правильно, белка питается орехами, грибами, а еще она любит ягоды, почки, желуди, лесные яблоки и груши. Она не прочь таскать яйца,  птенцов  из птичьих гнезд, а иногда нападает и на взрослую птицу.
– Какая окраска у белки? (Рыжая.)
– Да, но только летом белка рыжая, а зимой серо-голубая. У белки меняется цвет шубки, она линяет.
– А кто еще меняет шубку?
– Верно, это заяц и многие другие животные.

Физкультминутка

– Отправляемся в гости к зайцу.

Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
На опушке зайка ждет.                                            Прыгают на одной ноге, затем на другой.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех (бег на месте).
Побежим скорее в класс
Там послушаем рассказ.

– Катя расскажет нам о зайце.
– Заяц особый зверь. Зайчата родятся зрячими и самостоятельными. Мать кормит их жирным молоком всего несколько раз. Покормит  и убежит. Зайчата сидят смирно и дрожат: греются так.  Если  чужая зайчиха найдет малого зайчонка, обязательно покормит его, как своего собственного. Скоро зайчата начнут есть самостоятельно траву и листья.
– Как называются детеныши зайца? (Зайчата)
– Когда у зайчихи появляется потомство? (Весной.)
– Чем питаются зайчата? (Травкой, морковкой, капустой, корнями и почками деревьев и кустарников).
– Следующая загадка:

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк) (Слайд 6)

– О волке расскажет нам Даниэль:
– Волк – хищное животное. Является родственником домашней собаки, довольно крупное животное. Представляет опасность для человека и домашнего скота. Ноги невысокие, сильные. Лапы крупнее, чем у собаки. Голова широколобая, морда широкая, хвост длинный, толстый , опущен вниз. Мех у волка густой и довольно длинный. Питаются оленями, лосями, кабанами, косулями.  Живут стаями. Жилище волка – логово. Детеныши – волчата. Волки   хорошие родители.
– Назовите жилище волка? (Логово)
– Детеныши волка? (Волчата)
– Что за рыжая  хозяюшка из леса пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса) (Слайд 7)
– Хитрая лиса весной прячется в заброшенной барсучьей норе. Там у нее родятся 4-6 лисят, а то и 12. Люди найдут их, думаю, что волчата. Но отличить малых лисят можно по белому кончику носа. 1-2 месяца кормит лиса  их молоком, потом потихоньку ее детеныши выходят в разведку. Мать им приносит живую добычу. Красивый и пушистый мех спасает лису от мороза.
– Как называются детёныши лисы? (Лисята)
– Жилище лисы? (Нора)

4. Закрепление изученного

– Ну что ж, ребята, наше путешествие заканчивается
– Давайте вспомним, как называются детёныши диких животных?

Игра в мяч

– Я называю взрослое животное – бросаю мяч, а кто его ловит, называет детеныша.

Заяц – зайчонок,
медведь – медвежонок,
ёж – ежонок,
волк – волчонок,
лиса – лисенок.

– А теперь поиграем в игру в "Зоопарк"

Инструкция: рассмотрите картинки и скажите, кто из животных на ней изображен. Из конверта  возьмите животных. Назовите их.(Карточки с животными : лиса, волк, ёжик , медведь , белка)

– Разместите животных в пустых клетках в таком порядке:
– В центре положите зайца.
– Лису положите справа от зайца.
– Слева от зайца – медведя.
– Под зайцем положите ежа.
– Над зайцем положите белку.
– Волка положите слева от белки.
–  Ребята мы с вами узнали, что многие животные весной выводят потомство. С приходом весны становится в лесу шумно и весело. Появляется больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно весной у животных появляются детёныши, которые не умеют самостоятельно добывать себе пищу. Именно в это время года запрещена охота на животных.  Охранять природу – это важнейшая обязанность людей.
Слова  Родина и природа неразделимы. Природа нашей страны очень богата и прекрасна. Нужно беречь её, помогать ей, постоянно заботиться о ней.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая  солнца – с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать!

Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей!
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами.
У всех  у нас есть мать одна , по имени – природа.
У неё для всех хватает доброты.
И мы живём, запечатлев на веки
В душе  её прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.

5. Подведение итогов

– О чём мы говорили сегодня?
– К кому  отправлялись в гости?

6. Домашнее задание

– Найти на картинке животных и раскрасить их.