Интегрированный урок "математика + история" по теме "Урок математики в Древней Греции"

Разделы: Математика, История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (54 МБ)


Цели и задачи урока:

  • обобщить полученные знания по темам «Наука и образование в Древней Греции» и «Арифметические действия с десятичными дробями»;
  • развивать логическое мышление и творческий подход к решению задач;
  • закрепить навыки и умения устных и письменных вычислений;
  • развивать познавательный интерес к предметам, стремление к самообразованию и самосовершенствованию на примере  жизненного пути Пифагора.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Класс получает зашифрованное задание: решая примеры, должны отгадать высказывание Г. Гауса: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики»

Ученики объясняют, как поняли высказывание.

– Вспомните, где и когда родилась математика как наука?

Учитель: Сегодня у нас необычный урок:  мы отправимся в путешествие вглубь веков и поговорим о том, как возникла наука математика, как повлияла она на развитие человеческого разума. Класс делится на четыре команды. Работая в группах, учащиеся получают баллы. Лучшая команда оценивается в конце урока пятерками.

3. Итак, мы с вами совершили перелет во времени и оказались в Древней Греции – стране, где математические знания были систематизированы в единую науку.
Перед вами картинки из жизни древних греков – придумайте  задачи на их основе. Затем команды обмениваются задачами и  решают их, за интересные и грамотно составленные задачи  получают  баллы (5 баллов).

4. А сейчас давайте разгадаем кроссворд. Ответив на вопросы кроссворда, отгадаем имя древнегреческого родоначальника математики.

1

2

3

4

5

6

7

в

а

э

в

л

и

п

с

л

л

е

п

и

ф

а

г

о

р

и

д

а

д

о

н

с

ф

о

р

а

м

и

и

н

а

е

я

я

о

р

н

1. Знаменитая прорицательница в Дельфах, в храме Апполона, которая предсказала великое будущее мальчику.
2. Город в Финикии, в котором родился будущий мудрец.
3. Правитель Египта, в гостях у которого будущий мудрец провел 22 года.
4. Как называли греки свою страну?
5. Любимый поэт мудреца.
6. Государство в Междуречье, в котором мудрец провел в плену 12 лет.
7. Государство Древнего Востока, с которым начали воевать  греки вскоре после смерти мудреца.

Проверочное слово: Как звали древнегреческого мудреца, одного из родоначальников математики. (8 баллов)

5. Давайте посмотрим отрывок из фильма  про Пифагора и выясним, каковы его заслуги в области математики
– Каковы заслуги Пифагора в области математики
– Какие факты из жизни Пифагора показались вам наиболее интересными.

6. В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён в таинства, запретные для прочих чужеземцев.
Давайте посмотрим, сможете ли вы разгадать тайну загадочных фигур. Приложение 1.
Каждая команда  должна собрать  пазлы и  получить разные по форме  фигуры – многоугольники, а затем  найти их  площадь (3 балла). Команды на дополнительный балл объясняют, почему разные по форме фигуры имеют одинаковую площадь.

7. Из Египта Пифагора увёл в Вавилон в числе пленников персидский царь Камбиз, завоевавший Египет в 525 до н. э. В Вавилоне Пифагор пробыл ещё 12 лет, общаясь с магами.
Пифагор, отправляясь из Египта в Вавилон, в начале пути двигался на повозке 27,5 часов со скоростью 12 км/ч, затем он на верблюде пересекал пустыню 40 часов со скоростью 7,8 км/ч, оставшуюся часть пути он проделал пешком со скоростью 5 км/ч, затратив 33,2 часа. Найдите среднюю арифметическую скорость движения Пифагора. (5 баллов)
Путь из Египта в Вавилон – анимированная карта.

8. В Вавилоне Пифагор сделал много важных открытий, но наибольшую славу ученому принесла доказанная им  теорема, которая носит сейчас носит его имя.
– Знаете ли вы шуточную формулировку теоремы Пифагора? (Пифагоровы штаны во все стороны равны)

9. Вернувшись на родину, он основал собственную философскую школу.
– Вспомните, что такое философия?
Не только сила личности и мудрость Пифагора, но и высокая нравственность притягивала к нему единомышленников. Учениками Пифагора был собран свод из 325 нравственных правил – « Золотые стихи». Вот некоторые из них:

«Мысль превыше всего между людьми»
«Сыщи себе верного друга, имея его ты можешь обойтись без богов»
«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом»
«Делай лишь то, что впоследствии не омрачит тебя и не заставит раскаиваться»
«Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что нужно знать»
«Научись жить просто и без роскоши»
«Либо молчи, либо говори то, что ценнее молчания»
«Не закрывай глаза, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за день»

Учитель организует обсуждение  правил, которые выражают вечные общечеловеческие ценности, актуальные и сегодня. Команды получают баллы за каждый правильный ответ.
Подводя итоги урока, учитель отмечает, что жизнь Пифагора – яркий пример служения не только науке, но и забота о нравственном здоровье общества.

10. Подведение итогов, подсчет баллов и выставление оценок.

Приложение 1