Урок-повторение по теме "Физическое четырехборье". 8-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (399 кБ)


Цели и задачи урока:

  • Повторение и закрепление темы “Электрические явления”, формирование экспериментальных умений (сборка электрических цепей по схеме, расчет сопротивления проводника).
  • Закрепить и проверять умение учеников решать задачи по изученным темам, проверить готовность детей к контрольной работе.
  • Развивать умение составлять и задавать вопросы, высказывать свое мнение.
  • Развивать в детях смекалку и умение мыслить; чувство индивидуальности и умение работать самостоятельно.
  • Воспитывать в классе дух коллективизма, творческой инициативы.
  • Развивать интерес к физике.

Оборудование урока: Компьютер, проектор с экраном для демонстрации презентации; три одинаковых набора «Физического домино» для трех команд для «Эстафеты»; для «стрельбы по мишеням» три одинаковых набора карточек из 8 задач (по количеству учеников); плакат с «мишенями»; набор карточек с задачами для соревнования «Кто сильнее?»; плакат «Физические тяжеловесы»; табло соревнований.

Подготовка к уроку: Класс делится на 3 команды. Ученики должны придумать  название , флаг для своей команды и по два вопроса для игры «Физический  баскетбол». Из класса выделить  двух учеников, которые будут помощниками и в подготовке к уроку, и во время проведения урока. Нужно подготовить плакаты с « мишенями», «Физические тяжеловесы» и красиво украсить их.
Для награждения победителей и активных участников можно сделать медали.

План урока

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Разминка (7 мин.)
  3. Физическая эстафета (9 мин.)
  4. Стрельба по мишеням. (5 мин.)
  5. Физкультминутка (1 мин.)
  6. Кто сильнее? (10 мин.)
  7. Баскетбол (7 мин.)
  8. Подведение итогов (3 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель:

Электричество кругом.
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов «величество»
Зовется: «Электричество!»
Проявим нынче мы умение,
Законы объясним, явления:
Электризацию, сопротивление
И мощность, как работу за мгновение.
Эксперименты проведем
И победителя найдем!

Мы закончили с вами изучение главы «Электрические явления». На следующем уроке нам предстоить выполнить контрольную работу. Сегодня у нас повторение темы «Электричество». Повторение пройдет в форме игры.
Проведем мы с вами  игру «Физическое четырехборье», но она не спортивная, а физическая (слайд 2).
Во время игры у нас будут проходит различные соревнования. Мы соревнуемся в "Эстафете", "Беге с прицелом", "в соревнованиях «Кто сильнее?" и "Баскетболе"(слайд 3). А победители получат медали. Все активные участники получат оценки, независимо от того, выиграет их команда или проиграет.
В олимпиаде будут участвовать все. А будет она проходить между тремя рядами – между тремя командами.

2. Разминка (слайд 4)

Учитель: Любое соревнование начинается с разминки. Самая главная цель разминки – настроится на урок. Разминка не будет влиять на результат соревнования. Вопросы у нас будут из разных тем. И отвечать будет тот, который первым поднимет руку.

Вопросы для разминки (слайды 5-7)

1. Заряженная частица, имеющая наименьший заряд.
2. Кто экспериментально доказал существование электрона.
3. Каким зарядом обладает тело, с которого ушли несколько электронов?
4. Направленное движение заряженных частиц.
5. Каким прибором измеряют силу тока?
6.Каким прибором измеряют работу электрического тока?
7. Прибор, который применяется для регулирования силы тока.
8. Прибор для измерения заряда.
9.  За направление электрического тока принято…
10. Какая величина одинакова при последовательном соединении?
11. Чтобы избежать пожаров в электрическую    сеть устанавливают
12. Что измеряют ваттметром?
13. Как включается в цепь вольтметр?
14. Как включается в цепь амперметр?

3. Физическая эстафета (слайды 8-12)

Учитель:  А теперь перейдем непосредственно к соревнованиям.
Наши  соревнования  начинаются с эстафеты. На слайде открывается цепочка заданий на знание обозначений электрических приборов на схемах. Она будет для всех рядов одинаковой. Кто первым найдет правильный ответ, тот зарабатывает для команды 1 балл.

4. Стрельба по мишеням (слайды 13,14)

Учитель: Теперь вступают в борьбу за медали наши стрелки. Следующее соревнование– бег с прицелом. Для спортсменов у нас есть специальная мишень. Но стрелять вы будете не из ружья, а с ответами решённых вами задач. Сейчас у каждого из вас появится карточка с задачей и чистый лист для записи на нем решения и ответа задачи.
В течение 5 минут вы должны решить свою задачу. А сейчас приступайте к решению.

После истечения  5 минут начинается «стрельба по мишеням». На мишень прикреплены номера задач.
К доске выходят сразу трое учеников, по одному с каждого ряда, которые решали задачу под этим номером. Учитель объявляет правильный ответ и ученики, у которых правильный ответ, крепят свое решение в центр мишени.
Это значит, выстрел попал в «яблочко» и команда зарабатывает 2 балла.
После проверки решения всех трех задач подсчитывается общее количество баллов по рядам.
Если есть задача, которую никто не решил, то его обязательно разбирают на доске. Набор задач для стрельбы:

1. Какой длины надо взять медную проволоку площадью поперечного сечения 0,5  мм2, чтобы сопротивление ее было равно 17 Ом?
2. Определите массу железной проволоки площадью поперечного сечения 1 мм2, взятой для изготовления реостата сопротивлением 12 Ом.
3. Электрическая лампочка включена в цепь с напряжением 20В. Током совершена работа 150 Дж. Какой заряд прошел через нить накала лампы? 
4. Перед вами три резистора: 3 Ом, 3 Ом и 6 Ом. Как надо соединить их в цепь, чтобы получилось общее сопротивление 5 Ом?
5.  Перед вами три резистора: 3 Ом, 3 Ом и 6 Ом. Как надо соединить их в цепь, чтобы получилось общее сопротивление 7,5 Ом?
6. Перед вами три резистора: 3 Ом, 3 Ом и 6 Ом. Как надо соединить их в цепь, чтобы получилось общее сопротивление 1,2 Ом?
7. Перед вами три резистора: 3 Ом, 3 Ом и 6 Ом. Как надо соединить их в цепь, чтобы получилось общее сопротивление 12 Ом?

5. Физкультминутка (слайд 15)

Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Раз, два, три, четыре, пять.
Ими можно помахать.
А прижав, тихонько спать.
Руки вверх, поднимем выше
И легко-легко подышим.

6. Кто сильнее? (Слайды 16-18)

Учитель: Кто сильнее на спортивных соревнованиях проверяется с помощью штанги. Кто тяжелее поднимет груз, тот и сильнее. Мы же с вами выявлять силача будем с помощью задач.
Сильнее на нашей олимпиаде будет тот, кто решит задачу с более тяжелым весом, т.е. задачу высокого уровня сложности.
Итак, мы начинаем соревнование «Кто сильнее?».

Сначала всем желающим раздаются карточки с самыми сложными задачами. Затем раздаются задачи среднего уровня сложности, и т.д.
На решение дается 10 минут. За это время ученики, решившие свою задачу, могут выбрать задачу более высокого уровня.
После проверки заданий подсчитываются баллы, набранные участниками каждой команды. Объявляют  общий счет этого соревнования.
Выявляется и победитель, который решил самую трудную задачу.

Задачи для соревнование «Кто сильнее?»

1. 13 сентября 1838 года первый в мире электроход (корабль с электрическим двигателем) конструкции русского академика Якоби вышел в плавание по Неве. Мощность двигателя была 180 Вт. Судно шло 3 часа. Какую работу совершил электродвигатель? (20 кг)
2. 1 июля 18932 года в Киеве стал курсировать трамвай по линии Подол – Крещатник. Его двигатель был рассчитан на силу тока 20 А, при напряжении 0,5 кВ. Какой мощности был двигатель? (10 кг)
3. В 1887 году Пермский завод построил по чертежам русского инженера Славянова динамо-машину. Она имела мощность 18 кВт и могла давать ток силой 300 А. какое напряжение было на её зажимах? (10 кг)
4. В 1878 году англичанин Джозеф Уилсон Свэн создал лампу накаливания с углеродистой нитью, сопротивление которой было около 300 Ом. Рассчитайте количество теплоты, выделяемое такой лампой за 5 минут, если она подключена к источнику с силой тока 4 А. (30 кг)
5. Определите силу тока в электрочайнике, включенном в сеть с напряжением 220 В, если сопротивление нити накала при работе чайника равно примерно 39 Ом. (10 кг)
6.  Какой длины надо взять медную проволоку площадью поперечного сечения 0,5 мм2, чтобы сопротивление ее было равно 34 Ом? (30 кг)
7. Определите силу тока, проходящего через реостат, изготовленный из никелиновой проволоки длиной 50 м и площадью поперечного сечения 1 мм2, если напряжение на зажимах реостата равно 45 В. (30 кг)
8.  Какой массы надо взять никелиновый проводник площадью поперечного сечения 1 мм2, чтобы из него изготовить реостат сопротивлением 10 Ом? (Плотность никелина 8,8 г/см3.) (40 кг)
9. Какое нужно приложить напряжение к проводнику сопротивлением 0,25 Ом, чтобы в проводнике была сила тока 30 А? (10 кг)
10. Чему равно сопротивление константановой проволоки длиной 8 м и площадью поперечного сечения 2 мм2 ? (30 кг)
11. В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1 мм2, при напряжении 220 В сила тока 4 А. Какова длина проволоки, составляющей спираль? (30 кг)
12. Определите массу железной проволоки площадью поперечного сечения 2 мм2, взятой для изготовления реостата сопротивлением 6 Ом. (40 кг)

7. Баскетбол (слайд 19)

Учитель: Заключительное соревнование наших игр. Теперь переходим к групповой игре – баскетболу. В этой игре есть возможность самим забросить мяч в чужое кольцо и этим заработать 2 очка. А можно и самим пропустить или отразить мяч соперников. У нас эта игра пройдет с помощью вопросов. С каждого ряда три человека могут задавать вопросы, на эти вопросы может ответить любой из двух оставшихся рядов. Если ответ верный, то, как и в баскетболе, 2 балла в пользу отвечающего; если с обоих рядов не прозвучало правильного ответа, то 2 балла получает задающий вопрос. Но эти два балла засчитываются только после того, как сам задающий ответил верно на свой вопрос.

(Задача  учителя: проследить, чтобы вопросы не были очень сложными. О вопросах можно побеседовать еще до урока. Дать задание заранее и проконтролировать его выполнение. Вопросы могут быть как по формулам и определениям, так и занимательного характера. После всех вопросов и ответов подсчитывается общее количество баллов.)

После того, как вопросы задали все команды, подсчитываются баллы и определяется лучшая баскетбольная команда

Подведение итогов (слайд 20)

Подсчитываются баллы и выявляется команда-победитель. Обязательно указать на темы, которые ребята хорошо знают, а какие темы ещё надо закрепить. Похвалить активных ребят.

Использованная литература:

  1. А.В. Перышкин. Физика.8 класс.
  2. А. Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика. 8 класс.
  3. В.А. Волков. Тесты по физике.7-9 классы.
  4. А.И. Семке. Занимательные материалы к урокам. Физика. 8 класс.
  5. Е.А. Ким. Нестандартные уроки.
  6. Нестандартные уроки. Физика.7-10 классы. Составитель С.В. Боброва.