Игру можно проводить по окончании изучения раздела физики 8-го класса “Тепловые явления”.
Цели игры:
- Обобщить и систематизировать знания по предмету, сформировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира.
- Повторить пройденный материал и раскрыть способности обучающихся в усвоении материала сверх школьной программы.
- Воспитать устойчивый интерес к изучаемому предмету, положительное отношение к знаниям.
- Развивать способность учащихся к толерантному общению, чувство товарищества и взаимовыручки.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, оценочные карточки, презентация игры PowerPoint.
Условия игры
- В игре участвуют три команды.
- В начале игры все команды по очереди представляются (желательно творчески) и занимают свои места за столиками на сцене.
- На сцене - большая пирамида из 10 ступеней. Каждая ступень означает интеллектуальный конкурс или задание. В случае правильного ответа команда поднимается на одну ступень пирамиды вверх. Если ответ неправильный, команда остается на месте.
Цель команд - первыми достичь высшей ступеньки пирамиды, где стоит суперприз. Если в конце игры ни одна команда не достигла высшей ступеньки пирамиды после проведения всех 10 конкурсов, то победителем признается команда, поднявшаяся выше всех. Она получает суперприз, а остальные две команды получают поощрительные призы.
Домашнее задание командам:
1. Собрать команду в количестве 7 человек.
2. Выбрать капитана.
3. Подготовить творческое представление на 2 мин.
4. Сделать всей команде элементы костюмов, соответствующих названию команды.
5. Сделать большую игрушку - талисман команды, соответствующую названию команды (она будет сидеть на столе игроков).
6. Приготовить бумажную эмблему своей команды (выбранный символ), которую организаторы будут поднимать по ступеням пирамиды.
ЗАДАНИЯ-КОНКУРСЫ
1 СТУПЕНЬ “Интеллектуальный конкурс” — вопросы с вариантами ответов.
Условия: Ведущий читает (слайд № 4) вопрос с вариантами ответов. Командам дается текст вопроса и 4 варианта ответов, 1 минута на размышление, после чего команды поднимают карточки с буквами ответов А, Б, В, Г.
Кто является автором этого высказывания:
“... теплота состоит во внутреннем движении материи...”
а) М. Ломоносов
б) И. Ньютон
в) Р. Декарт
г) Р. Бойль
Ответ: а) М. Ломоносов
Итоги: На первую ступень пирамиды поднимаются те команды, которые ответили правильно.
2 СТУПЕНЬ “От А до Я” — составление слов
Условия: Командам предлагается лист с написанными буквами и определениями слов (слайд № 5 - 6), необходимо записать ответ.
- Тепло _ _ _ локомотив с двигателем внутреннего сгорания (тепловоз)
- Тепло _ _ _ самоходное судно (теплоход)
- Тепло _ _ _ _ _ устройство для наблюдения за распределением температуры исследуемой поверхности (тепловизор)
- Тепло _ _ _ _ _ _ совокупность дисциплин, представляющих теоретические основы энергетики (теплофизика)
- Тепло _ _ _ _ _ _ тепловая сеть (теплопровод)
- Тепло _ _ _ _ _ _ _ физическая величина (теплоёмкость)
- Тепло _ _ _ _ _ _ _ элементы конструкции, уменьшающие передачу тепла (теплоизоляция)
- Тепло _ _ _ _ _ _ _ _ _ система обеспечения теплом зданий и сооружений (теплоснабжение)
Итоги: (слайд № 7) mах количество правильных ответов - команда поднимается на одну ступень пирамиды, остальные команды - остаются на месте.
3 СТУПЕНЬ “Ребусы”
Условия: Ведущий открывает (слайд № 8), команды должны отгадать зашифрованные слова, кто первый справится с заданием, поднимает карточку.
Градус | |
Теплоёмкость | |
Двигатель | |
Энергия |
Итоги: (слайд № 8) если команда первая справилась с заданием без ошибок - поднимается на одну ступень пирамиды, остальные команды - остаются на месте, если есть ошибки, их исправляет команда соперник. mах количество правильных ответов - команда поднимается на одну ступень пирамиды, остальные команды - остаются на месте.
4 СТУПЕНЬ “Пословицы и поговорки”
Условия: (слайд 9) Командам предлагается на выбор по два конверта, в которых находятся пословицы или поговорки (первой, выбирает команда находящаяся ниже, чем остальные), необходимо объяснить их физический смысл.
Снег – одеяло для пшеницы, чем толще, тем лучше ей спится
Ответ: Снег обладает очень плохой теплопроводностью, так как между его составными частицами находится воздух, который является плохим проводником тепла, и чем толще снег, тем хуже он проводит тепло. Поэтому снег можно сравнить с одеялом.
Без мороза на земле не покроется льдом озеро.
Ответ: Необходимо, чтобы вода на поверхности озера имела температуру 0 0С, а температура воздуха была ниже 0 0С.
Горели дрова жарко, было в бане парко, дров не стало, и все пропало.
Ответ: Пока горят дрова, выделяется энергия и температура повышается, как только перестает выделяться энергия от горения дров, то температура в бане начинает понижаться, так как есть связь с внешней средой и часть энергии уходит на ее обогрев.
Дым столбом - к морозу.
Ответ: В безветренную погоду теплый воздух устремляется вверх, а холодный вниз.
Береги нос в большой мороз.
Ответ: В морозный день с поверхности кожи происходит интенсивное испарение влаги, при испарении температура кожи уменьшается, вследствие уменьшения внутренней энергии, происходит переохлаждение поверхности кожи.
Ветер снег съедает.
Ответ: Скорость испарения зависит от внешних факторов, в частности от ветра.
Итоги: полный и правильный ответ – команда поднимается на ступеньку вверх.
5 СТУПЕНЬ “Интересный факт”
Условия: Командам предлагается на выбор конверт, в котором находится описание интересного факта (первой, выбирает команда находящаяся ниже, чем остальные), необходимо объяснить его с точки зрения физики.
Вопрос: (слайд 10) Женщины утверждают, что вуаль греет, что без нее лицо зябнет. При взгляде на легкую ткань вуали, нередко с довольно крупными ячейками, мужчины не очень склонны верить этому утверждению, и думают, что согревающее действие вуали – игра воображения.
Ответ: Как бы крупны ни были ячейки вуали, воздух через такую ткань проходит все же с некоторым замедлением. Тот слой воздуха, который непосредственно прилегает к лицу и, нагревшись, служит теплой воздушной маской, - слой этот, удерживаемый вуалью, не так быстро сдувается ветром, как при отсутствии ее. Поэтому нет основания не верить женщинам, что при небольшом морозе и слабом ветре лицо во время ходьбы зябнет в вуали меньше, чем без нее.
Вопрос: (слайд 11) Большинство людей убеждено, что водяной пар белого цвета, и очень удивляются, слыша, что это неверно.
Ответ: В действительности водяной пар совершенно прозрачен, невидим и, следовательно, не имеет вовсе цвета. Тот белый туман, который в обыденной жизни называют “паром”, представляет собой не пар в физическом смысле слова, а воду, распыленную в мелкие капельки. Облака также состоят не из водяного пара, а из мельчайших водяных капелек.
Вопрос: (слайд 12) Известно, что в сауне температура воздуха 120–140 °C, что гораздо выше температуры кипения воды. При такой температуре можно готовить яичницу, а сырое яйцо окажется запеченным. Каким же образом человек не только выдерживает эту температуру, но и получает удовольствие?
Ответ: С поверхности кожи происходит интенсивное испарение, что приводит к охлаждению организма. Немецкие ученые выяснили, что человек может находиться до 10 минут в очень сухой сауне при температуре 210 °C.
Итоги: полный и правильный ответ – команда поднимается на ступеньку вверх.
6 СТУПЕНЬ “Черный ящик”
Условия: (слайд 13)Помощник выносит черный ящик. Ведущий задает вопрос.
Вопрос: Представьте, что один из игроков вашей команды имеет температуру тела 95 градусов по Фаренгейту. Какие из предложенных лекарств вы дадите этому человеку? (аспирин, парацетамол, анальгин)
Ответ: Черный ящик пустой. 95° по Фаренгейту соответствуют 36° по Цельсию.
Итоги: если команда первая справилась с заданием без ошибок - поднимается на одну ступень пирамиды, остальные команды - остаются на месте.
7 СТУПЕНЬ “Найти лишнее”
Условия: (слайд 14) командам предлагается лист, на котором написаны несколько слов перепутанными буквами. Одно из них лишнее. Его надо найти и вычеркнуть.
Вопрос Ответ ропровбоааниеаз парообразование нсконецаияд конденсация леавнепил плавление кцонвияек конвекция
Лишнее слово - конвекция, так как оно обозначает один из видов теплопередачи, а остальные слова - изменение агрегатного состояния вещества.
Итоги: ответили - поднялись, не ответили - остались на месте.
8 СТУПЕНЬ “Почему?”
Условия: (слайд 15) командам необходимо объяснить явление циркуляции воздуха, изображенное на слайде.
Ответ: бризовая циркуляция - относиться к категории "местные ветры", т.е. движения воздуха. Над землей воздух нагревается днем сильнее, чем над водой, т.к. земля быстро прогревается солнцем. Ночью земля быстро остывает, а вот воздух над водой оказывается относительно долее теплым - его греет вода, накопившая за день тепло. Она остывает медленнее. Оттого бризы и дуют так: днем на берег - там теплый воздух поднимается вверх и с моря прохладный притекает на его место, а ночью - наоборот, прохладный воздух с берега движется на место теплого, поднимающегося от воды вверх.
Итоги: если команда первая справилась с заданием без ошибок - поднимается на одну ступень пирамиды, остальные команды - остаются на месте.
9 СТУПЕНЬ “Сказка”
Условия: (слайд 16) ведущий читает сказку “Три сестры”. Командам необходимо первыми ответить на вопрос.
Жил-был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж, получит пол - царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.
Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.
- Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой.
Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему?
Ответ: Младшая дочь замуж не собиралась, ей было безразлично, кипит ли ее чайник. Она крышку чайника не поднимала, пар не выпускала, поэтому ее чайник закипел быстрее.
Итоги: команда первая, правильно ответившая на вопрос - поднимается на одну ступень пирамиды, остальные команды - остаются на месте.
10 СТУПЕНЬ “Юные детективы”
Условия: (слайд 17) ведущий читает рассказ “Разбитая ваза”. Командам необходимо первыми ответить на вопрос.
- Вчера я вернулся домой со службы несколько раньше, чем обычно. Только я присел за стол, собираясь поужинать, как вдруг в комнате жены что-то упало. Я бросился туда и увидел лежащую на полу старинную вазу, которой моя жена очень дорожит. Ваза была разбита. В этот же момент из комнаты выбежал какой-то человек. Я кинулся за ним. Но, как только я оказался на улице, стекла моих очков тотчас запотели. Вы ведь знаете, что сейчас у нас стоят холодные вечера. Я споткнулся о грабли, упал и потерял незнакомца из виду. Я очень прошу вас разыскать злоумышленника. Ведь он, конечно, намеревался ограбить нашу квартиру. К тому же, как я объясню жене - а она сегодня возвращается от своих родителей, - каким образом ее ваза оказалась разбитой?
- Я не могу понять, почему вы, господин Вальдемар, так боитесь своей жены. Вы вот пытаетесь ввести меня в заблуждение, ссылаясь на какого-то мнимого преступника, а будет гораздо лучше, если вы просто расскажете жене, как все произошло.
Вопрос: Почему инспектор Варнике отказался расследовать это происшествие?
Ответ: Стекла запотевают при входе с холода в тепло, а не наоборот. Значит, Вольдемар сам разбил вазу.
Итоги: команда первая, правильно ответившая на вопрос - поднимается на одну ступень пирамиды, остальные команды - остаются на месте.
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.
Задачи для любителей литературы (Слайды 16, 17,18).
Условия: Командам предлагается на выбор конверт, в котором находится задание для болельщиков (первой, выбирает команда находящаяся ниже, чем остальные) задание показано на экране.
В железной печи близ закрытой двери, мерцающей толстым инеем, давно погас огонь, только неподвижным зрачком краснело поддувало. Но здесь, внизу, казалось, было немного теплее.... (Ю.В. Бондарева “Горячий снег”)
Вопрос: Как изменилась внутренняя энергия воздуха около печи?
Ответ: Так как уменьшалась температура воздуха, то и внутренняя энергия воздуха уменьшалась.
...С тех пор, как главный гравитонный телескоп давилонской обсерватории был направлен в сторону Земли, астрономам удалось обнаружить несколько мелких космических тел. Не только размеры, но и скорость их движения свидетельствовали о том, что это были обыкновенные метеоры ...(Н. Носов “Незнайка на Луне”)
Вопрос: А можно ли с поверхности Луны визуально наблюдать метеоры?
Ответ: Нет, так как метеоры при трении о воздух сгорают, а как известно, на Луне атмосферы нет.
Наша изба не ровно тепла: на печи тепло, на полу холодно.
Вопрос: О какой физической величине говорится в данной пословице.
Ответ: О температуре – как мере нагретости тела.
Итоги: болельщики отвечают правильно – команда поднимается на ступеньку вверх).
Подведение итогов конкурса. Награждение команд.
Литература.
- А.В. Перышкин “Физика 8 класс” Москва, Дрофа, 2010
- Я.И. Перельман “Занимательная физика”, Домодедово, ВАП,1998
- “Энциклопедия игр и развлечений” составитель А.В. Агарков, Санкт Петербург, Золотой век, Диамант, 1999
- “Занимательные материалы к урокам” составитель А.И. Сёмке, Москва, НЦ ЭНАС, 2004
- ЧЕМПИОНАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР г.Самара 1998г. Авторы проекта: Краснова Е.Г., Краснова Татьяна
- Интернет-ресурсы