Цели урока:
- формирование графических навыков, умения пользоваться ножницами и соединять детали из бумаги с помощью клея;
- расширение кругозора: знакомство с историей возникновения открытки, традиционными открытками разных стран;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей;
- воспитание любви к прекрасному, аккуратности и стремлению до конца довести начатое дело.
Оборудование:
- у учителя: презентация, выполненная в Rower Point;
- у учащихся: шаблон для изготовления поделки, простой карандаш, ножницы, клей, цветная бумага, наклейки, блёстки, серпантин для украшения
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
II. Сообщение темы урока
Учитель: Все мы любим зиму. Но особенно
её любят дети. Наверное, это из-за самого весёлого
и волшебного праздника – Нового года. А почему вы
любите Новый год?
Дети: В Новый год дарят подарки.
Дети: В Новый год происходят чудеса.
Дети: В Новый год можно долго не спать.
Учитель: Ребята, скажите, что приятнее –
получать подарки или дарить их?
Дети: Конечно, получать. Это радостно и
интересно.
Дети: А мне больше нравится дарить.
Когда готовишь подарок, думаешь, как человек
обрадуется твоему подарку. (Слайд 4)
Учитель: Давайте мы поговорим с вами о
новогодних подарках. Что чаще всего дарят на
Новый год?
Дети: Сладости.
Дети: Игрушки.
Дети: Открытки.
Учитель: Вот об открытках и пойдёт
сегодня речь. (Слайд 3)
III. Ознакомление с историей возникновения открытки
(Слайд 5) Считается, что обычай дарить на Рождество открытки возник в Англии. Первую новогоднюю открытку создал английский художник Добсон в 1794 г. Он изобразил на ней заснеженный зимний лес и счастливую семью возле ёлки. Из Англии новогодние открытки пришли и в Россию. В нашу страну привозили готовые открытки без надписи, поздравления писали каллиграфы, поэтому такая открытка стоила немалые деньги.
(Слайд 6) Среди сюжетов рождественских открыток преобладали изображения старых русских гаданий и обрядов; бескрайние хвойные леса и заснеженные крестьянские избушки; златоглавые церкви; Дед Мороз и Снегурочка на лихой тройке лошадей; весёлые детишки, играющие в снежки и лепящие снеговиков; конечно же, прекрасные ангелы.
(Слайд 7) С годами в разных странах сложились и
свои национальные традиции. В Японии, например,
существует традиция дарить перед Новым годом
открытки с изображением животного, которое
соответствует этому году по восточному
гороскопу. В Австрии очень распространён обычай
рассылать новогодние открытки с национальными
символами счастья. На таких почтовых карточках
обычно изображается трубочист, четырёхлистный
клевер и свинья.
Раньше многие люди коллекционировали открытки.
Может быть, ваши мамы до сих пор хранят любовно
собранные открытки разных лет. А владельцем
самой большой коллекции новогодних открыток
Книга рекордов Гиннесса называет канадца Бута,
собравшего 205 120 экземпляров.
(Слайд 9) В современных магазинах можно найти самые разные новогодние и рождественские открытки: и на русском, и на английском языках, выполненные в стиле ретро и музыкальные, сделанные в соответствии с восточным календарём. Все они великолепно оформлены, прекрасны уже написанные добрые пожелания…Но новогодняя открытка,сделанная своими руками передаст адресату тепло Вашей души, искренние пожелания, идущие от самого сердца.
IV. Повторение правил безопасности
Учитель: Сегодня мы сделаем новогоднюю открытку. У каждого она получится особенной, непохожей на другие, так как делать вы её будете для конкретного человека, того, кого больше любите и уважаете.
Но, сначала вспомним правила безопасности при работе с ножницами и клеем. (Слайд 10)
- Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
- Ножницы должны иметь тупые, скруглённые концы.
- Ножницы кладите кольцами к себе.
- Не оставляйте ножницы раскрытыми.
- Передавайте ножницы кольцами вперёд.
- Не размахивайте ножницами, не подносите их к лицу.
- Используйте клей строго по назначению.
- Будьте аккуратны при работе с клеем, чтобы не испачкать себя и окружающих.
V. Анализ конструкции изделия
Учитель: (Слайд 11) Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты:
- лист бумаги (формата А-4) для компьютерной техники белого или другого цвета;
- цветная бумага для аппликаций;
- ножницы;
- клей;
- наклейки, серпантин для украшения
VI. Физкультминутка для глаз
Учитель: Вам предстоит работа с мелкими деталями, поэтому нужно дать глазам отдохнуть (Слайд 12)
VII. Самостоятельная работа учащихся
(Слайд 13) На зелёной бумаге по трафарету обводим
ёлочку.
Не забываем об экономии бумаги.
(Слайд 14) Складываем лист бумаги (А-4) пополам и на
лицевую сторону аккуратно приклеиваем нашу
ёлочку.
(Слайд 15) С правой стороны ёлочки обрезаем лишнюю
бумагу
(Слайд 16) Украшаем нашу ёлочку, как подсказывает
нам фантазия.
(Слайд 17) А теперь развернём открытку и напишем
внутри добрые и искренние пожелания для самых
дорогих и любимых людей
(При выполнении работы звучит попурри из детских новогодних песен)
VIII. Выставка и оценивание работ учащихся