Цель:
- Формировать у детей представления о том, в каком виде вода существует в природе и каково ее значение в жизни человека.
- Продолжать знакомить детей со свойствами воды в процессе организации поисково-исследовательской, продуктивной видов деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к воде, как к природному ресурсу.
Словарная работа: глобус, лаборант, прозрачная, температура, жидкость, газообразная, исследует, усваивает, обладает способностью.
Оборудование:
- глобус, овощи, фрукты, термос с кипятком;
- картинки с изображением глаза, носа, языка и руки;
- прозрачные стаканы, гуашь, бумага, карандаши.
Предварительная работа:
- Знакомство с глобусом.
- Повторение свойств воды (по вкусу, по цвету, по запаху и температуре).
- Рассматривание картинок – состояния воды.
Музыкальное сопровождение: аудио запись «зима» (А. Вивальди).
Ход занятия
Организационный момент.
- Ребята, вы знаете, что это? (Глобус.)
- Какие цвета вы видите на глобусе? (Перечисляют цвета.)
- Как вы думаете, что они обозначают? (Земля, вода, горы и т.д.)
- А какого цвета больше? (Голубого.)
- Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет, и поэтому ее называют «голубой планетой». Вся вода на планете Земля составляет единый Мировой океан. А для чего нам нужна вода, ребята? (Ответы детей.)
1. Послушайте небольшое стихотворение о воде:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
2. Опыт 1.
- А сейчас представьте, что произойдет, если воды не будет нигде, ни одной капли?
- Конечно, все погибнет, наша планета останется без живых существ. Вот послушайте. Ученые установили, что человек может прожить без еды 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибает. Человек на 80%состит из воды, и многие продукты, которые мы употребляем, содержат жидкость. (Примеры детей.)
- Ребята, а в овощах и фруктах есть жидкость? Предлагаю вам поиграть в лаборантов.
- Посмотрим, сколько жидкости в моркови и яблоке. (На терке натирается морковь и яблоко, затем отжимается через сито.)
- Как называется эта жидкость?
- А что еще мы пьем? Предлагаю поиграть в игру «Что мы пьем?», кто больше назовет названий? (Ответы детей.)
3. Опыт 2.
- А теперь я предлагаю вам определить, одинаковая ли вода в стаканах: по цвету, по запаху, по вкусу, по температуре.
- Ребята, как мы определим цвет? С помощью чего?
- Вкус?
- Запах?
- Температуру?
(Дети рассказывают о воде по карточкам с изображением глаза, языка, носа и руки.)
- Посмотрите, ребята, ни соли, ни сахара, ни лимонного сока не видно, а вкус остался. Куда они подевались? (Ответы детей.)
- Вот какая вода волшебница! Вода обладает способностью растворять соль, сахар, лимонный сок и даже другие продукты. Вот вы съели бутерброд, разжевали тщательно, и проглотили, запивая чаем, а чай из чего приготовили? (Ответы детей.) Правильно! Вода растворит этот бутерброд на мелкие частички и разнесет питательные вещества по всему вашему организму.
4. Возвращаемся к глобусу.
- Ребята, а кто догадался, что обозначается белым цветом?(Ответы детей.)
- А сейчас послушайте и отгадайте загадки:
- В огне не горит и в воде не тонет. (Лед.)
- Растет она вниз головою, растет не летом, а зимою. (Сосулька.)
- Что за звездочки сквозные на пальто и на шарфе?
Все сквозные-вырезные, а возьмешь – вода в руке. (Снежинки.)
5. Ритмическое упражнение «Снежинки», с музыкальным сопровождением.
- А теперь представьте, что вы снежинки.
(Выполняя упражнения, следить за осанкой.)
Ой, летят, летят снежинки, белоснежные пушинки.
(Дети поочередно поднимают и опускают руки.)
Это зимушка – зима рукавами повела.
(Поворот вправо, вытягивают в сторону правую руки; так же в лево.)
Все снежинки закружила и на землю опустила.
(Кружатся, руки в стороны.)
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
(Приседают.)
Нет, не звезды, а пушинки.
Не пушинки, а снежинки.
6. Опыт 3.
- Молодцы! Ребята, а из чего образуется лед, сосулька, снежинка? Кто догадался? Давайте проверим, во что превратится снег. (Дети кладут на ладошку немного снега и смотрят, что произойдет.)
(Открываем термос с горячей водой.)
- Пар – это тоже вода. (Подержим зеркальце над паром, на котором образуются капельки воды.)
- Ребята, что вы заметили? В каком состоянии вода бывает? (Лед, снежинки – твердое, пар – газообразное, и обычная вода – жидкая.)
7. - Выпало так много снежинок, что образовался сугроб. Подул ветер, снежинки через открытую форточку попали в теплое помещение и упали на ковер. Что со снежинками случилось? (Ответы детей.)
Для закрепления знаний о том, что вода может находится в трех состояниях, предлагаю нарисовать облако, волны и снежинку.
Итог занятия.
- Ребята, о чем мы сегодня беседовали?
- В какую игру играли?
- Что изобразили на рисунках?