Цели:
- Открыть с детьми новое знание о роли Ь – показатель женского рода имени существительного.
- Развивать умение находить орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»;
Тип урока: открытие нового знания.
Учебник «Русский язык» Р.Н.Бунеев. Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.
Средства обучения:
- проектор;
- интерактивная доска SMART Board ;
- программа Smart Notebook 10,7:
При подготовке материала были использованы следующие возможности ПО Smart Notebook 10,7: титульный лист.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.
Рисунок 1
Задание. Слова доч, плач, лож, стриж,мыш, камыш, дич, чиж,ноч, клич, дрож, брош, помощ, печ вставьте в две группы. После выполнения работы кликаем check, в неправильно поставленных словах появляется красная галочка. Кликаем Solve, появляется правильная группировка слов.
Учитель: Что интересного вы увидели в этих словах?
Ученики: У некоторых слов есть мягкий знак, у некоторых – нет.
Учитель: Есть еще сходство?
Ученики: Все слова заканчиваются шипящими звуками.
Учитель: Как вы думаете, почему вы допустили ошибку?
Ученики: Мы не знаем правило.
Учитель: Как назовем проблему урока?
Ученики: Когда ставить ь после шипящих.
Учитель: Значит, тема урока?
Ученики: Ь после шипящих на конце имен существительных.
III. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.
Учитель: Посмотрите слова. Какие у вас появились гипотезы о правописании мягкого знака?
Ученики: В одушевленных словах дочь, дичь Ь пишется.
Учитель: Вы согласны с этим мнением?
Ученики: Нет. Чиж – одушевленный, но там нет Ь.
Учитель: Еще есть гипотезы?
Ученики: Ь пишется после ч, а после ж не пишется.
Учитель: А вы согласны с этой гипотезой?
Ученики: Нет. В слове плач Ь не пишется.
Учитель: Другие мнения есть?
(Дети молчат.)
Учитель: Что можно сказать о роде существительных?
Ученики: Некоторые слова женского рода, а некоторые – мужского.
Учитель: Какие слова женского рода?
Ученики: Дочь, дичь, ложь, ночь, дрожь, брошь, помощь, печь.
Учитель: А какие мужского рода?
Ученики: Плач, стриж, камыш, чиж, клич.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ученики: В словах женского рода Ь пишется, а в словах мужского рода не пишется.
Учитель: Открываем страницу 109 учебника и сверяем правило. Выполнение задания к упражнению №174.
IV. Новое знание: Ь показатель определенной грамматической формы слова (формы женского рода).
Учитель: Какими бывают ь ?
Ученики: Смягчающим и разделительным.
Выполнение фонетического разбора слов рожь, луч. Слайд 2. Кликни вопросительный знак – выйдет задание. Кликни бордовый прямоугольник - проверка разбора рожь, желтый прямоугольник – проверка разбора слова луч.
проверьте работу: рожь – 1 слог, р – звонкий ,твердый согласный; о – ударный гласный; ж – звонкий, твердый согласный; луч – 1 слог; л – звонкий, твердый согласный; у – ударный гласный; ч – глухой, мягкий согласный.
Учитель: Почему в слове рожь ж твердый, хотя есть Ь?
Ученики: Ж всегда твердый.
Учитель: Почему в слове луч ч мягкий, хотя нет мягкого знака?
Ученики: Ч всегда мягкий.
Учитель: На что указывает Ь в слове рожь?
Ученики: На женский род.
Рисунок 2
Рисунок 3
Появляется следующий слайд, где написано обобщающее правило.
В русском языке мягкий знак употребляется в трех случаях:
- Для обозначения мягкости согласного звука на письме.
- Как разделительный.
- Как показатель определенной грамматической формы слова (например, формы рода).
Упражнение № 175. Запишите данные существительные в три столбика: 1) где ь обозначает мягкость согласных звуков на письме; 2) с разделительным ь; 3) где ь указывает на то, что это существительное женского рода.
V. Физкультурная минутка.
VI. Первичное закрепление.
Появляется следующий слайд.
Рисунок 4
Появляется следующий слайд.
Задание. Определить склонение существительных дочь, мышь. Просклонять эти слова. Проверка появляется когда кличем синий прямоугольник.
Рисунок 5
Упражнение №176.