«Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном понимании и искусном применении того,
что знаешь»
А. Дистервег
Пояснительная записка
Отличительной чертой школы – интерната является профильное обучение, которое начинается уже с восьмого класса. В связи с этим возникает сложность при изучении химии в классах неестественно-научного профиля, когда предмет не является основным в обучении, а учащихся нужно заинтересовать и дать прочные знания.
Умение учителя вызвать интерес к предмету – одно из условий успешного обучения учащихся. Один из способов решения этой проблемы – интеллектуальные игры с экспериментальными задачами, что особенно важно на уроках химии. Введение в учебный процесс игры оживляет и эмоционально окрашивает деятельность учащихся, позволяет достичь поставленных цели и задач стимулируя интерес к изучению химии и применения ранее полученные на уроках знания.
Цель: обобщить, систематизировать и проверить знания обучающихся по теме «Первоначальные химические понятия».
Задачи:
- Образовательные – обобщение и закрепление знаний, умений, навыков по теме «Первоначальные химические понятия», проведение химического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности.
- Воспитательные – учить взаимодействовать в группах, достигать общего положительного результата, умению слушать друг друга.
- Развивающие – развивать логическое мышление, умение обобщать, сравнивать, делать выводы.
Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся: коммуникативная, предметная, здоровьесберегающая.
Тип урока: урок-игра.
Форма работы: групповая.
Методы: словесно-наглядный, частично-поисковый.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- карточки с заданиями, фломастеры;
- песочные часы, коробка, картинки со смайликами;
- ящики с химическим оборудованием и реактивами.
Предварительная подготовка к уроку: о проведении игры учащимся сообщают заранее, делят класс на три команды и объявляют домашнее задание – придумать название, девиз, эмблему команды; принести халат; повторить тему «Первоначальные химические понятия».
Так же, заранее необходимо подготовить призы (например, карманный калькулятор-не заменим на уроке химии) участникам игры.
План:
- Организационный момент (2 минуты).
- Проведение игры (35 минут).
- Подведение итогов, награждение (2 минуты).
- Рефлексия (1 минута).
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя, объявление темы и цели урока.
Представление экспертной комиссии – жюри (три учащихся 9 класса).
Объяснение условий игры: в игре участвует три команды из учащихся 8 класса.
За каждый этап команде начисляются «атомы», команда набравшая наибольшее количество «атомов» побеждает.
Так же в составе каждой команды есть свой эксперт, который оценивает работу каждого участника и по итогам игры объявляет самых активных учащихся команды.
II. Проведение игры.
Первый этап «Номенклатура или приветствие».
Каждая команда представляет, заранее подготовленное, – название, эмблему и девиз. Оценивается так же и наличие халатов у учащихся. За приветствие каждая команда получается 5 «атомов», выступление длиться не более 1 минуты.
Второй этап «Дешифровщики».
Командам раздается карточка с шифровкой. Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по вертикали или горизонтали, пройдите все клетки так, чтобы из букв получилось правило по технике безопасности, соблюдаемое при нагревании пробирки с жидкостью. Клетка может быть использована только один раз. За правильный ответ команда получает 10 «атомов», время на размышление – 3 минуты.
Рисунок 1
(Правильный ответ: пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и товарищей.)
Третий этап «Химическая перестрелка».
На экране, по очереди для каждой команды, появляються вопросы. Задача – правильно на них ответить. За правильный ответ команда получает 2 «атома», время на обсуждение вопроса – 30 секунд. В случае ошибочного ответа команда-соперник может, подняв руку, предложить свой вариант ответа и заработать 1 «атом».
- Какой элемент всегда рад? (Радон.)
- В состав какого металла входит дерево? (никЕЛЬ.)
- Какой газ утверждает, что он не он? (Неон.)
- С КА – активный я металл
С ГЕ – я очень легкий газ
Чтобы нас ты разгадал,
Глянь в систему еще раз! (Калий, гелий.) - Корабли меня обходят
Знает лоцман наизусть-
Если Л на Д заменят
То металлом окажусь! (Медь.) - От какого металла надо отрезать 1/3, чтобы получить известную кость человека или животного? (Серебро.)
- Название какого химического элемента состоит из двух животных? (Мышьяк.)
- Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний.)
- Частью какого элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото.)
Четвертый этап «Волшебная смесь».
От каждой команды приглашается 2 участника. Используя любое оборудование из приготовленного набора, представители команд должны разделить смесь песка и соли. Участники, которые продемонстрируют верный способ решения поставленной задачи, с соблюдением всех правил техники безопасности принесут своей команде 10 «атомов». За ошибки или нарушения правил техники безопасности атомы снимаются.
Пятый этап «Знакомый незнакомец».
Командам раздаются по две карточки с изображением химических приборов. Каждая часть прибора отмечена цифрой. Задача команд – дать название каждой из пронумерованных частей и объяснить назначение прибора. Время на выполнение задание – 3 минуты, за правильно сделанные надписи команда заработает 10 «атомов».
Рисунок 2
Рисунок 3
Шестой этап «Турнир юных лаборантов».
От каждой команды приглашается 1 участник – лаборант. Используя любое оборудование из приготовленного набора, представитель команды должны нагреть 3 мл воды в пробирке. Участник, который продемонстрирует верный способ решения поставленной задачи, с соблюдением всех правил техники безопасности принесет своей команде 10 «атомов». За ошибки или нарушения правил техники безопасности атомы снимаются.
III. Подведение итогов экспертной комиссией и награждение участников.
IV. Рефлексия эмоционального состояния.
Чтобы оценить методы и приемы работы с учащимися и для поиска наиболее рациональных форм, на каждом уроке целесообразно проводить рефлексию – это обязательное условие создания развивающей среды на уроке.
Выходя из кабинета каждый учащийся выбирает смайлик, соответствующей его эмоциональному состоянию, и опускает в коробку:
- Веселый смайлик – доволен уроком.
- Грустный смайлик – недоволен уроком.
Литература:
- А.Д. Шукайло. Тематические игры по химии – методическое пособие для учителя. Москва, 2003 г.
- Л.Ю. Аликберова. Занимательная химия. Москва. «АСТ-ПРЕСС», 2002 г.
- Е.П.Сгибнева, А.В. Скачков. Современные открытые уроки химии 8-9 классы. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2002 г.