Химическая карусель

Разделы: Химия


«Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном понимании и искусном применении того,
что знаешь»

А. Дистервег

Пояснительная записка

Отличительной чертой школы – интерната является профильное обучение, которое начинается уже с восьмого класса. В связи с этим возникает сложность при изучении химии в классах неестественно-научного профиля, когда предмет не является основным в обучении, а учащихся нужно заинтересовать и дать прочные знания.

Умение учителя вызвать интерес к предмету – одно из условий успешного обучения учащихся. Один из способов решения этой проблемы – интеллектуальные игры с экспериментальными задачами, что особенно важно на уроках химии. Введение в учебный процесс игры оживляет и эмоционально окрашивает деятельность учащихся, позволяет достичь поставленных цели и задач стимулируя интерес к изучению химии и применения ранее полученные на уроках знания.

Цель: обобщить, систематизировать и проверить знания обучающихся по теме «Первоначальные химические понятия».

Задачи:

  1. Образовательные – обобщение и закрепление знаний, умений, навыков по теме «Первоначальные химические понятия», проведение химического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности.
  2. Воспитательные – учить взаимодействовать в группах, достигать общего положительного результата, умению слушать друг друга.
  3. Развивающие – развивать логическое мышление, умение обобщать, сравнивать, делать выводы.

Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся: коммуникативная, предметная, здоровьесберегающая.

Тип урока: урок-игра.

Форма работы: групповая.

Методы: словесно-наглядный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор;
  • карточки с заданиями, фломастеры;
  • песочные часы, коробка, картинки со смайликами;
  • ящики с химическим оборудованием и реактивами.

Предварительная подготовка к уроку: о проведении игры учащимся сообщают заранее, делят класс на три команды и объявляют домашнее задание – придумать название, девиз, эмблему команды; принести халат; повторить тему «Первоначальные химические понятия».

Так же, заранее необходимо подготовить призы (например, карманный калькулятор-не заменим на уроке химии) участникам игры.

План:

  1. Организационный момент (2 минуты).
  2. Проведение игры (35 минут).
  3. Подведение итогов, награждение (2 минуты).
  4. Рефлексия (1 минута).

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя, объявление темы и цели урока.

Представление экспертной комиссии – жюри (три учащихся 9 класса).

Объяснение условий игры: в игре участвует три команды из учащихся 8 класса.

За каждый этап команде начисляются «атомы», команда набравшая наибольшее количество «атомов» побеждает.

Так же в составе каждой команды есть свой эксперт, который оценивает работу каждого участника и по итогам игры объявляет самых активных учащихся команды.

II. Проведение игры.

Первый этап «Номенклатура или приветствие».

Каждая команда представляет, заранее подготовленное, – название, эмблему и девиз. Оценивается так же и наличие халатов у учащихся. За приветствие каждая команда получается 5 «атомов», выступление длиться не более 1 минуты.

Второй этап «Дешифровщики».

Командам раздается карточка с шифровкой. Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по вертикали или горизонтали, пройдите все клетки так, чтобы из букв получилось правило по технике безопасности, соблюдаемое при нагревании пробирки с жидкостью. Клетка может быть использована только один раз. За правильный ответ команда получает 10 «атомов», время на размышление – 3 минуты.

Рисунок 1

(Правильный ответ: пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и товарищей.)

Третий этап «Химическая перестрелка».

На экране, по очереди для каждой команды, появляються вопросы. Задача – правильно на них ответить. За правильный ответ команда получает 2 «атома», время на обсуждение вопроса – 30 секунд. В случае ошибочного ответа команда-соперник может, подняв руку, предложить свой вариант ответа и заработать 1 «атом».

  1. Какой элемент всегда рад? (Радон.)
  2. В состав какого металла входит дерево? (никЕЛЬ.)
  3. Какой газ утверждает, что он не он? (Неон.)
  4. С КА – активный я металл
    С ГЕ – я очень легкий газ
    Чтобы нас ты разгадал,
    Глянь в систему еще раз! (Калий, гелий.)
  5. Корабли меня обходят
    Знает лоцман наизусть-
    Если Л на Д заменят
    То металлом окажусь! (Медь.)
  6. От какого металла надо отрезать 1/3, чтобы получить известную кость человека или животного? (Серебро.)
  7. Название какого химического элемента состоит из двух животных? (Мышьяк.)
  8. Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний.)
  9. Частью какого элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото.)

Четвертый этап «Волшебная смесь».

От каждой команды приглашается 2 участника. Используя любое оборудование из приготовленного набора, представители команд должны разделить смесь песка и соли. Участники, которые продемонстрируют верный способ решения поставленной задачи, с соблюдением всех правил техники безопасности принесут своей команде 10 «атомов». За ошибки или нарушения правил техники безопасности атомы снимаются.

Пятый этап «Знакомый незнакомец».

Командам раздаются по две карточки с изображением химических приборов. Каждая часть прибора отмечена цифрой. Задача команд – дать название каждой из пронумерованных частей и объяснить назначение прибора. Время на выполнение задание – 3 минуты, за правильно сделанные надписи команда заработает 10 «атомов».

Рисунок 2

Рисунок 3

Шестой этап «Турнир юных лаборантов».

От каждой команды приглашается 1 участник – лаборант. Используя любое оборудование из приготовленного набора, представитель команды должны нагреть 3 мл воды в пробирке. Участник, который продемонстрирует верный способ решения поставленной задачи, с соблюдением всех правил техники безопасности принесет своей команде 10 «атомов». За ошибки или нарушения правил техники безопасности атомы снимаются.

III. Подведение итогов экспертной комиссией и награждение участников.

IV. Рефлексия эмоционального состояния.

Чтобы оценить методы и приемы работы с учащимися и для поиска наиболее рациональных форм, на каждом уроке целесообразно проводить рефлексию – это обязательное условие создания развивающей среды на уроке.

Выходя из кабинета каждый учащийся выбирает смайлик, соответствующей его эмоциональному состоянию, и опускает в коробку:

  • Веселый смайлик – доволен уроком.
  • Грустный смайлик – недоволен уроком.

Литература:

  1. А.Д. Шукайло. Тематические игры по химии – методическое пособие для учителя. Москва, 2003 г.
  2. Л.Ю. Аликберова. Занимательная химия. Москва. «АСТ-ПРЕСС», 2002 г.
  3. Е.П.Сгибнева, А.В. Скачков. Современные открытые уроки химии 8-9 классы. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2002 г.