Инновации и психологическая готовность педагога к профессиональной деятельности

Разделы: Администрирование школы


Верным оказался прогноз авторов проекта по введению ФГОС: “Учитель – это самый трудный предмет при переходе на ФГОС”, поскольку мы столкнулись с технологической, психологической неготовностью педагогов к переходу на новые стандарты.

Развитие готовности к инновационной деятельности, без которой невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, приводит к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияет на степень их уверенности в своих силах.

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагогических работников МОУ “Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда” к инновационной деятельности.

Структура готовности педработников к внедрению ФГОС:

– на мотивационно-ценностном уровне: принятие идеологии ФГОС, формирование психологической готовности к его реализации;
– на концептуальном уровне: понимание педагогами сущности, новых задач, содержания ФГОС и его результатов;
– на технологическом уровне: овладение педагогом технологиями реализации системно-деятельностного подхода по проектированию учебно-воспитательного процесса.

Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, воспитателя определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовывать эффективные способы их решения.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.

Психологическая готовность к инновационной деятельности – целостный психологический феномен представляющий единство когнитивного (знание инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности пр.) и деятельностного компонентов.

Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческая активность.

Чтобы избежать рисков имитации деятельности при введении ФГОС ООО необходимо решить системные задачи: прежде всего, необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя. Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов; педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС – приоритетное направление развития школы-интерната и необходимое условие эффективности образовательного процесса.

Поэтому сегодня перед администрацией школы-интерната, учителями, воспитателями стоят следующие задачи:

– обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
– принятие идеологии ФГОС;
– освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся;
– овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач, заявленных в стандарте.

2012/2013 учебный год являлся последним этапом подготовки к внедрению ФГОС в штатном режиме, он направлен на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.

Стратегическая цель деятельности педагогов школы-интерната по внедрению ФГОС состоит в переориентации структуры и содержания образования в соответствии с требованиями стандарта.

Основные трудности педагогических работников на этапе введения ФГОС:

– упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
– недостаточная готовности педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в школе-интернате в соответствии с требованиями ФГОС;
– традиционный подход к проведению, анализу и самоанализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;
– принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).

Непрерывное повышение квалификации педагогов через внутришкольное повышение квалификации является одним из приоритетных направлений развития школы-интерната, поскольку это необходимое условие для овладения педагогами образовательными стратегиями в парадигме современного урока, внеурочной деятельности. Оно основано на целостной системе взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста учителя, воспитателя, на развитие его творческого потенциала, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Также хочется отметить сложность планирования и синхронизации повышения квалификации большого объема работников образования, задействованных в организации как урочной, так и внеурочной деятельности, именно поэтому, тьюторство становится одной из главных форм подготовки учителей к введению ФГОС.

В МОУ “Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда” курсы по вопросам внедрения стандарта прошли все учителя начальных классов (9), специалисты (2), все члены администрации (5) и педагоги основной и средней школы (5), что в целом составляет 21/62%.

Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.

Все эти требования к педагогам направлены на то, чтобы школа-интернат располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Ожидаемый результат:

Условия для развития педагога через систематическое психологическое образование для формирования стремления к размышлению и поиску, выработка чувства уверенности в своих силах, в своих интеллектуальных возможностях, происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и агрессивность в поведении. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех этапах образования.

Сохранение личностно-ориентированной среды через повышение психологической грамотности педагогов и родителей, которая обеспечивает всем участникам образовательного процесса психологически и эмоционально комфортную развивающую среду.

Сохранение кадрового потенциала через разработку профилактических стратегий помощи предоставляется весьма важной и перспективной.

Борьба с синдромом эмоционального сгорания, в которой основная роль принадлежит, прежде всего, самому работнику.

Рекомендации педагогическим работникам по предотвращению возникновения синдрома эмоционального сгорания:

  1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания.
  2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны тайм-ауты, т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься, найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
  3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию.
  4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Вообще, сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
  5. Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к преодолению создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.
  6. Эмоциональное общение. Когда специалист анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники организаций в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими тревогами с коллегами, желающими слушать, те, вероятно, могут найти для него разумное решение возникшей проблемы.
  7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального выгорания.