Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения

Разделы: Иностранные языки


Мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров свободно перемещаются в разных направлениях. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека. И то, насколько он умеет общаться, выразить себя, свои эмоции, свои чувства, свое отношение, зависит, насколько он будет успешным, насколько успешным будет его бизнес, его отношения с другими людьми. Это один из самых важных моментов, на который обращают внимание в стандартах нового поколения, формирующем такие ценностные ориентиры как толерантность, умение общаться, умение взаимодействовать с другими людьми.

Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника.

Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на: формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме; приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран; развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции), грамму среднего (полного) общего образования:

Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника; развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника; развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка; овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.)

Предметные результаты освоения учебного предмета “Иностранный язык” формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения: приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей освоение правил речевого и неречевого поведения; освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

Для достижения данных результатов применяю различные технологии обучения иностранному языку: здоровьесберегающие технологии, современные коммуникационные тенхнологии, технологии проблемного обучения, игровые технологии. Хотелось бы остановиться на игровых технологиях, которые являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Игра занимает важное место в жизни младшего школьника, являясь для него средством познания действительности. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Исходя их особенностей психологического развития младшего школьника, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, нельзя не оценивать потенциальных возможностей игры как эмоционального фактора. Игра – это всегда эмоции. Где эмоции – там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Игра способствует непроизвольному запоминанию, которое является преобладающим у младших школьников. Мой опыт работы в школе подтверждает, что игра является одним из сильных мотивов в овладении учащимися иностранным языком. Е.И. Пассов отмечает следующие черты игровой деятельности как средства обучения:

  • мотивированность,
  • отсутствие принуждения;
  • индивидуализированная, глубоко личная деятельность;
  • обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
  • развитие психических функций и способностей;
  • “учение с увлечением”.

Также он выделяет следующие цели использования игры в ходе учебного процесса:

    • формирование определенных навыков;
    • развитие определенных речевых умений;
    • обучение умению общаться;
    • развитие необходимых способностей и психических функций;
    • запоминание речевого материала.

Игра является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи, что способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся. Понятие “игровые педагогические технологии” включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, “чистом виде”, учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

– дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
– учебная деятельность подчиняется правилам игры;
– учебный материал используется в качестве её средства;
– в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
– успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игры необходимо вводить постепенно, так как введение в учебный процесс элементов нового приводит в движение основу непроизвольного внимания учащихся – интерес – и способствует поддержанию интереса к изучению иностранного языка. Надо заранее детально продумать организацию игры так, чтобы вызванные ходом и формой игры интерес и внимание были направлены на практическое овладение языком, следовательно, игра должна быть педагогически целенаправленной, она должна быть не самоцелью, а средством обучения иностранному языку. Игра вызывает непроизвольное внимание даже там, где в обычных условиях учителю приходится довольствоваться произвольным вниманием, прибегая иной раз и к дисциплинарным мерам. Правильно проведенная игра способствует улучшению дисциплины. Интерес, внимание и сознательная дисциплина – залог прочности знаний.

Далее хочу представить некоторые игры, которые использую на уроках в начальной школе. Эти игры больше всего нравятся детям и имеют положительный результат в достижении поставленных целей.

Использование игровой деятельности влияет на стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, показывает возможность участникам быть равными партнерами в речевом пространстве. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это способствует созданию психологического и эмоционального комфорта на уроке. Обучаясь, играя, дети незаметно для себя усваивают языковой материал, и даже те дети, которые имеют трудности в изучении языка, испытывают чувство удовлетворения и понимают, что они могут говорить наравне со всеми.

Игры для работы с алфавитом.

Служат для отработки и повторения алфавита и правил чтения.

  1. Алфавитный суп”. Буквы алфавита, красочно написанные на карточках, положены в “волшебный сосуд”. Дети по очереди подходят к “сосуду”, достают любую букву, называют ее и записывают на доске (прописную и строчную). То же самое можно сделать с правилами чтения.
  2. “Буквы алфавита”. Командам выдаются карточки с 13 буквами французского алфавита (алфавит пополам). Члены команды должны обсудить как правильно назвать все буквы, затем один человек из команды показывает и называет их и прикрепляет к магнитной доске. Другой участник команды должен написать на доске письменные буквы. Выигрывает тот, кто быстро и правильно написал и назвал все буквы.
  3. “Алфавитные гонки”. Класс делится на две команды. Учитель называет какую-нибудь букву. Представители команд по очереди подходят к доске и пишут названную букву (прописную и строчную). Выигрывает та команда, которая правильно написала все буквы.
  4. “Какие буквы пропущены”. 1.На доске записаны буквы.
    I. A, B,C,D,E,F,G,H, I ,J, K, L, M, – 1-я команда
    II. N,O P,Q, R S,T,U, V, W, X,Y, Z. – 2-я команда
    Ученики должны назвать пропущенные буквы, а потом назвать все буквы, записанные для команды и написать на доске. Выигрывает тот, кто быстро и без ошибок назвал и написал пропущенные и записанные на доске буквы.
  5. “Первая буква”. 1.Учитель называет командам по очереди слова. Участники игры должны по очереди назвать первые буквы этих слов. 1команда –une poupee, une balle, une ville, une lettre, rouge. 2 команда – un ballet, une montre, un lait, une fille, une terre. Выигрывает та команда, которая без ошибок назовет все буквы ри запишет их.
  6. “Правда-ложь”. Игра на внимательность. Командам выдаются карточки с правилами чтения, которые разложены у них на столах. Учитель называет звуки, а ребята должны определить каким правилом чтения выражается данный звук, поднять его вверх и назвать. Выигрывает тот, кто правильно и быстро назовет все правила чтения.
  7. “Где буква”. Для каждой команды на доске записаны несколько слов: 1 команда – un crayon, un citron, une carte, une école, français, une glace, un chocolat, Colette, un café,un cinéma. 2 команда – une cage, un tigre, une règle, un girafe, un gâteau, un garçon, une image, grande,une gomme, rouge. Команды должны найти слова, где буква с читается как [c] и где как[k], где буква g читается как[ж]и как [г]и т.д. 8. “Соотнеси буквы”. Команды получают по13 печатных и 13 письменных букв. Задача команд – найти соответствие “Печатная буква – письменная буква” и прикрепить на магнитной доске. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Лексические игры. 1. “ Цифры”. На доске записывается вразброску одинаковое количество цифр для каждой команды. Учитель называет цифры одна за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру. Учитель следит за тем какие цифры вычеркивают члены команд и фиксирует очки на доске.

  1. 25, 13, 30, 14, 7, 21, 29, 6, 8,27, 23, 28, 15,19,16.
  2. 13,18, 26, 19, 5, 24, 7, 16, 29, 14, 21, 8, 15, 27, 6.
  3. Члены каждой команды должны по очереди назвать цифры, записанные на доске. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справилась с заданием. 2.“ Числительные”. Образуется две команды. Учитель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное
    числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.
  4. “Волшебный мешочек”. У учителя красивый мешочек с красивыми игрушками или предметами (слова, которые изучали). Ребята из каждой команды должны по очереди их достать, задать вопросы: Qu’est-ce que c’est? или Qui est-ce? и ответить на них.
  5. “Запомни и перечисли”. На столе ставится предметная композиция по определенной теме. Водящий команды запоминает предметы, а затем отворачивается и перечисляет все предметы, которые находятся на столе: un chien, un lapin, un ours, un singe, un éléphant, une vache, une chèvre… Команда получает столько очков, сколько правильных предметов перечислил водящий.
  6. “Я закрываю глаза и вижу”. Члены команды (по очереди) представляют себя где-то (например, в зоопарке, в школе...) и обсуждают что они видят. Вслух один ученик из команды говорит: “Je ferme les yeux et je vois... (des tigres, des lions, des chevaux... Другой команде нужно угадать, где он находится: “Tu es au zoo!...”, “Tu est à l’ecole…”.
  7. “Всюду мыши”. Рассмотрите картинку, изображающую нашествие мышей на кухню, прочитайте названия предметов, данных в списке, и скажите, используя различные предлоги, где находятся мыши.

Орфографические игры.

  1. “Вставь букву”. Образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
  2. “Картинка”. Каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т.д. представители команд по очереди выходят к доске, разделенной на две части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок запишет все слова.
  3. “Буквы рассыпались”. Учитель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: “Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы”. Рассыпает буквы на столе: “Кто быстрее догадается, какое это было слово?” Выигрывает тот, кто первый запишет слово. Выигравший придумывает слово, сообщает учителю или сам пишет и разрезает его и рассыпает буквы. Действие повторяется.
  4. “Дежурная буква”. Учащимся раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.
  5. “Кто больше”. Образуются две команды. Каждая команда должна записать на столе как можно больше слов по темам: а)названия спортивных игр; б)животные; в) цвета и т.д.
  6. “Ассоциации”. Игрок одной команды называет прилагательное (например, цвет), а противник должен быстро сказать подходящее существительное: “Bleu!” “Le ciel.” “Jaune!” “Un citron.” “Rouge!” “Une tomate.” “Vert!” “Une grenouille.” “Gris!..:” Etc. Можно называть глаголы и отзываться короткими фразами: “Chanter.” “Les oiseaux chantent.” “Récolter.” “On récolte des fruits.” “Ecrire.” “Nous avons écrit une dictée”. “Sauter...” Etc.

Граматические игры.

  1. “Задачки-шутки”. Ребята быстро отвечают на вопросы, Например: Соmbien de pattes ont quatre chattes? Combien de pieds ont cinq chaises / huit poules? Combien de nez ont douze chiens? Combien d'oreilles ont seize lapins? Etc.
  2. “Аукцион: чей зоопарк (сад) лучше?” Представители двух команд по очереди произносят фразы: “Dans notre zoo (jardin) il y a un zebre (des jasmins). Dans notre zoo (jardin) il y a des tigres (des lilas)”. Выигрывает тот, чья фраза была последней. Можно играть и в снежный ком — выигрывает тот, у кого самая длинная фраза.
  3. “Что имеется на столе”. На столе составляется предметная композиция. Все запоминают, какие предметы находятся на столе. Водящий отворачивается и перечисляет: “Sur la table il у a une maison, deux sapins, il y a un chien, un lapin et une poule.”
  4.  “Чего не хватает?” Это вариант предыдущей игры. Пока ученик отворачивается, из композиции убираются какие-либо предметы. Нужно сказать, чего не стало: “Il n'y a plus de chien (de sapin).”
  5. Чепуха”. Учитель в быстром темпе произносит фразы типа “Dans le ciel il y a des nuages. Dans la salle il y a des enfants.” Если содержание фразы соответствует действительности, играющие, стоя, повторяют фразу. Но если ребята услышат чепуху (например): “Dans la classe il у a des éléphants”, то они должны молча сесть. Затем один из них может опровергнуть высказывание (“Mais non, dans la classe il n'y a pas d'éléphants!”). Тот, кто по невнимательности повторил чепуху, выбывает из игры.
  6. “Угадай вопрос к ответу”. У учителя заготовлено несколько карточек с вопросами. Ученик, которому дается карточка, читает про себя вопрос и вслух отвечает на него. Участники игры должны догадаться, какой был задан вопрос, и воспроизвести весь диалог, например:
– Comment t'appelles-tu?
– Quel âge as-tu?
– En quelle classe fais-tu tes etudes?
– Qui est ta mère (ton père)?
– A quelle heure te couches-tu?
– Où vous reposez-vous
Je m'appelle Irène.
J’ai 9 ans.
Je fais mes etudes en 4ème.
Ma mère(mon père) est professeur.
Je me couche à10 heures.
Nous nous reposons en Crimée.

 7. “Лото”. Участникам игры раздается по одной большой карте с изображением школьных принадлежностей, животных, фруктов, овощей и т.д. Маленькие карточки, которые находятся у ведущего, перемешиваются. Ведущий вынимает одну карточку, показывает ее играющим и обращается с вопросом: Qui est-ce? Участник игры, знающий ответ, называет изображенный предмет, животное т.д. Если ответ правильный, ведущий отдает ему карточку. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки на своей большой карте.

Эффективный урок для младших школьников – это дружелюбная атмосфера, смена различных видов деятельности, оптимальное время для упражнений (5–15 минут), вариации взаимодействия, умение проявлять доброжелательность при оценке деятельности младших школьников, что необходимо для развития их уверенности в себе.