Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном, его роли в речи,
  • формировать умение самостоятельно формулировать и решать учебную задачу с учетом индивидуальных особенностей;
  • развитие речи учащихся, воображения, внимания,
  • воспитание аккуратности, умения работать в коллективе;
  • формировать рефлексивные умения.

Ход урока

1. Оргмомент.

Создание эмоционального настроя:

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

На доске написаны слова: пальто погода ученик тетрадь метро с пропущенными буквами.

Какое слово нужно записать отдельно, почему?

Какой должен быть ученик на уроке?

На доску вывешиваются карточки карточки со словами (Презентация, слайд № 1)

Внимательный активный
аккуратный любознательный
трудолюбивый самостоятельный

Что это за слова?

Вы сами назвали тему нашего урока.

2. Наблюдение над ролью имён прилагательных.

Вот крупа, молоко, чашка.
Сварилась к завтраку вкусная (кашка).

Я предлагаю поговорить о каше. И до конца урока стать поварятами. Согласны? Наденьте ваши колпаки поварят. Какие красивые поварята! Я думаю и каша у нас получится вкусная и полезная. Ведь она не простая, а волшебная. Она научит не только правильно питаться, но и правильно употреблять имена прилагательные , чтобы наша речь была красивой и выразительной.

Каша – одно из самых старинных блюд. Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная . Человек ест их уже 9000 лет.

Рисовую кашу – 5000 лет, гречневую – 4000 лет.

Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варили в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств.

При рождении ребёнка варилась “ бабкина каша” - крутая, пересолённая, которую должен был съесть молодой отец.

Рецепт знаменитой суворовской каши родился 300 лет назад во время исторического перехода армии великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы. Суворов приказал смешать горох, перловку, пшено, гречку, добавив лук и масло. Получилось вкусно и полезно, такую кашу до сих пор называют суворовской.

У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: “С ним каши не сваришь”.

Каша из ячменя входила в ежедневный рацион бойцов – гладиаторов. Считалось, что она помогает стать сильным и непобедимым.

Я и вам советую каждый день есть кашу на завтрак. Ведь в крупах, из которых мы варим кашу содержатся витамины В1 и В2, которые помогают вам вырасти сильными, здоровыми, энергичными и сохранить хорошее зрение.

Ну что же, давайте посмотрим из какой крупы варят кашу.

(Показ тарелочек с крупами) (слайд № 3)

Задание: подберите имена прилагательные к слову каша.

(Запись у доски, учитель диктует)

Каша (какая?) манная, гречневая, пшённая, рисовая, перловая.

А теперь давайте похвалим кашу. Какая часть речи поможет нам?

(На экране слова) сладкая, молочная, полезная, жидкая, горячая.

Задание: спишите, подчеркните знакомые вам орфограммы. Проверка.

Работа в группах. Пословицы.

Люди сложили большое количество песен, сказок, загадок, пословиц и поговорок. А знаете, ли вы пословицы и поговорки мы сейчас проверим.

Задание: соедини пословицы. (Слайд № 4)

Запись пословицы о каше. Ребята, а в какой группе пословица о каше с именем прилагательным? Назовите и объясните её смысл.

Хороша кашка, да мала чашка.
Щи да каша – пища наша.
Кашу маслом не испортишь.
Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
Гречневая каша – матушка наша.

Она вкусная и питательная, даёт силу и здоровье. У русского народа она всегда пользовалась уважением. Её называли матушкой.

Физкультминутка

3. Работа по развитию речи.

– Составьте предложение, используя слова. (Слайд № 5)

Бабушка, кашей, ребят, угощала, сладкой.

Задание: подчеркните главные члены предложения, найдите имя прилагательное.

Морфологический разбор имени прилагательного

– Сладкая (каша)

Повторить: что обозначает имя прилагательное?

А можно ли по признакам узнать о каком предмете идет речь?

Игра “Угадай предмет” (можно назвать признаки любого предмета)

5. Упр. в правописании окончаний имен прилагательных.

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Почему столько вопросов?

Какие окончания имеют имена прил. м. ж. ср. рода?

Игра “Слова рассыпались” (собрать в Корзинки слова по родам)

Почему остались лишние слова (мн. ч.)

А теперь задача потрудней: упр. 517 как правильно написать окончание имени прилагательного. (Слайд № 6)

Физкультминутка

Чтобы глазки зорче были, чтобы зрение сохранить
Эти лёгкие движенья предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги, вправо, влево, поскорей
Быстро глазки все закроем и откроем их скорей.
А теперь по кругу быстро, словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно ну, а дальше – будь здоров!

(Слайд № 7)

Творческая работа по группам:

Разноуровневые задания

1-я группа — самостоятельно составляет текст на тему “Весна пришла”.

2-я группа — составляет текст по опорным словам:

весна, ручьи, небо, солнышко, птицы, песенки

3-я группа –

Вставить в текст подходящие по смыслу имена прилагательные:

Пришла весна. …... ветер дует в лицо. Светит ….. солнышко. Зажурчали ….. ручьи. По небу плывут …..... пушистые облака.

Деревья скоро покроются ….... листвой.

7. Исключи лишнее словосочетание:

белый дом
маленькая изба
кирпичное здание
крошечный шарик
огромная собака

Повторить прилагательные – синонимы-антонимы привести свои примеры.

8. Рефлексия. Подведение итогов.

Показать учащимся большую матрешку.

Как зовут нашу матрешку? (Имя прилагательное)

Что мы знаем, повторили об имени прилагательном? (На какие вопросы отвечают, род имен прилагательных, родовые окончания, роль в предложении и нашей речи)

По каждому пункту выставлять матрешку.

– Посмотрите на матрешек. Их много. Это значит, что об имени прилагательном вы знаете много.

Потрясти самую маленькую. Там что-то есть. Значит, мы будем продолжать работать над этой темой. Но это произойдет на следующих уроках.

– А теперь улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь нашей матрешке, поблагодарите ее за урок. Всем спасибо за работу.

9. Домашнее задание: по выбору учителя.