Урок окружающего мира по теме "Значение кровеносной системы. Кровь". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Дидактическая цель урока: формирование знаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: познакомить и расширить знания учащихся о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека, с составом крови;

развивать интерес к познанию “самого себя”; воспитывать в детях заботливое отношение к своему здоровью.

Оборудование урока:

  • учебник “Мы и окружающий мир” Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова для 4 класса;
  • рабочая тетрадь;
  • тест для самопроверки.

Ход урока

1. Психологический настрой.

– Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. Поприветствуйте гостей. Садитесь.

– Сядьте ровно, проверьте положение рук, ног, спины, расстояние от глаз до парты.

– А почему очень важно на уроках спину держать ровно, ноги ставить ровно и не наклоняться низко над партой?

(Когда вы держите ровно спину, кровь по вашему организму бежит легко, быстро и от этого ваш мозг работает быстрее.)

– Можно ли сказать, что правильная осанка помогает нам хорошо учиться?

– Вы готовы показать, те знания которые получили на предыдущих уроках?

– Как понимаете выражение?

(Презентация. Слайд 2): Новые знания сквозь старые щели.

2. Проверка домашнего задания

– Отгадайте загадку

– О ком идёт речь в загадке, почему?

Утром на четырех,
Днем на двух,
Вечером на трех. (Человек.)

– Над какой темой мы работали на предыдущем уроке?

– Блиц-опрос.

– Какой учёный занимался исследованием нервной системы? (Павлов)

– Какой главный орган нервной системы находится в черепе? (Мозг)

– Кто “подаёт” информацию головному мозгу? (Нервы)

– Что дают человеку во время операции для обезболивания? (Наркоз)

– Что доставляет кровь в мозг? (Пищу и кислород)

– Как называется особый орган около внутреннего уха? (Вестибулярный аппарат)

– Людям каких профессий необходимо иметь хорошее чувство равновесия? (Космонавты, лётчики, борпроводники, моряки)

3. Тема урока.

– Ребята, что человек получает с пищей? (Питательные вещества, витамины, микроэлементы.)

– Как же эти полезные вещества попадают к нашим внутренним органам? (Предположения детей… с кровью) (Слайд 3) (На доске открывается слово “кровь”)

– В каком агрегатном состоянии кровь в нашем организме? (В жидком) (Открывается слово “жидкость”)

– Кровь – это жидкость. Что вы можете сказать о ней? (Она красная, большая потеря ведет к смерти и т.д.) Молодцы, так давайте подумаем – эта жидкость простая, или она может нас чем– то удивить? (Может удивить.) (Открывается слово “Удивительная”) (Слайд)

Дети читают тему: “Удивительная жидкость – кровь”.

4. Целеполагание.

– Ребята, вы всё знаете о крови? (Нет)

– Давайте подумаем и решим, что мы должны узнать сегодня на уроке о крови? (Предположения детей)

а) для чего нужна кровь
б) из чего кровь состоит
в) какие имеет свойства (слайд 4)

– Давайте вспомним как мы добываем интересующую нас информацию.

а) можно прочитать в книге
б) понаблюдать
в) спросить у взрослых
г) найти информацию в Интернете
д) узнать из телевизионных передач

– Вот и на сегодняшнем уроке мы будем наблюдать, читать и получать информацию от взрослых и из информационных источников. (Слайд 5)

5. Изучение нового материала.

А) Беседа по теме:

– Приходилось ли вам порезаться или пораниться?

– Что вы при этом чувствовали и наблюдали?

– Вам приходилось пробовать кровь на вкус? (Солоноватая)

– Почему? (В ней растворены соли)

– Какие? (Поваренная, соли железа, соли кальция и фосфора)

– Кровь по сосудам движется стремительно – за полминуты она может обежать всё тело, а толкает её – сердце. (Слайд 6)

– Главный принцип его работы – способность сокращаться и расслабляться, перекачивая кровь. При расслаблении сердце вбирает кровь в себя, при сокращении – выталкивает в кровеносные сосуды.

– Можно ли услышать работу сердца?

Б) Практическая работа

– Положите палец левой руки на запястье правой.

– Что вы почувствовали? (Слабые толчки крови в кровеносных сосудах или пульс.) Проверим частоту вашего пульса. (Засекаю время.) За эту минуту ваше сердце перекачало по телу от 2 до 4 литров крови. У взрослого человека частота пульса 60–70 ударов в мин., у ребёнка – 90 уд/мин. (Слайд 7)

– А какую работу выполняет кровь?

– Вы уже сказали, что кровь доставляет в мозг пищу и кислород, а что ещё? Рассмотрите иллюстрации на стр. 33 и определите значение крови для человека.

– ПРОВЕРКА. (Кровь разносит полезные вещества, поддерживает постоянную температуру тела, снабжает кислородом, выводит вредные вещества, защищает нас от бактерий.) (Слайд 8)

– А благодаря чему всё это происходит?

– Еще с незапамятных времен люди заметили, что раненое животное или человек, потеряв много крови, умирали. Эти наблюдения привели к мысли, что в крови заключена жизненная сила. Многие века истинное значение крови для организма, ее состав, законы, по которым совершается кровообращение, оставались загадкой. Люди считали, что кровь бывает голубая и красная. Даже существовало понятие “люди с голубой кровью”– короли, принцы, те, кто богат. Но настойчивый ум человека всегда пытается проникнуть в тайны строения человеческого организма.

– Вот и мы попытаемся получить ответы на наши вопросы.

(Слайд 9)

Учитель. Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит совершить путешествие ОТ главного порта СЕРДЦЕ к маленьким пристаням “ЛЕВЫЙ МИЗИНЕЦ” и “ПРАВЫЙ МИЗИНЕЦ” течёт река с красивым греческим названием “АРТЕРИЯ”. В обратном направлении – течёт другая река с не менее красивым названием “ВЕНА”. По этим рекам течёт не простая вода, а живая. Помните, как в русской сказке? Прибежал серый волк, принёс в зубах хрустальную бутылку с живой водой. Сбрызнул волк Ивана Царевича, все раны на нём затянулись. Встал Царевич, потянулся и сказал: “Как долго я спал”. Кто догадался, как называется эта живая вода?

Дети. Кровь.

У.: Кто запомнил, как называется порт, из которого мы начнём своё путешествие?

Д.: Сердце.

У.: Как называются реки, по которым пройдёт наше путешествие?

Д.: Артерия, вена.

У.: Пора в путь!

– Итак, от пристани СЕРДЦЕ со скоростью полметра в секунду горячая красная кровь потекла по трубам АРТЕРИИ. Трубы артерии гибкие и эластичные Они очень легко сгибаются. От сердца до пупка – самая толстая часть трубы. Потом от пристани ПУПОК артерия расходится на 2 трубы поуже. От этих речек во все стороны растекаются речушки поменьше, от них миллионы ручейков, а от ручейков – десятки миллионов невидимых без микроскопа родничков. Они такие тоненькие, что 40 штук сложенные вместе будут не толще волоска. Длиной они в полмиллиметра, но если их уложить друг за другом, то получится паутина, который можно два с половиной раза обмотать весь земной шар! Они как корни деревьев, трав, кустарников облепили всё наше тело. Поэтому, где мы с вами ни укололись, где бы ни поцарапались, всегда идет кровь. А может, кто-нибудь знает, как называются эти роднички? (Все показывается на таблице.)

– Капилляры.

У.: Правильно, капилляры. В самой крови-то, что делается? (Слайд 10)

– По нашей реке, состоящей из прозрачной жидкости , которая называется ПЛАЗМА и состоит из воды и растворенных в ней веществ плывёт целая флотилия, состоящая из красных, белых и фиолетовых корабликов. Больше всего КРАСНЫХ корабликов. Это от них наша кровь КРАСНАЯ.

Практическая работа

№ 1

– Скатайте из красного пластилина шарик, положите его между большим и указательным пальцами и слегка сдавите, чтобы получилась лепёшка со вдавленными серединой.

– Пока мы с вами лепили, красные кораблики спокойно плыли по большой реке АРТЕРИИ. Но как только они попали в капилляры, тут же занялись торговлей, а точнее, ОБМЕНОМ. И менялись они на наш, человеческий взгляд, странно. Представьте себе, что я вам даю целую корзину яблок, груш, орехов, конфет. А вы мне – корзину огрызков, косточек, фантиков. Вот так и наши красные кораблики привозят из далёкой страны – ЛЁГКИЕ ценный груз – КИСЛОРОД, который отдают клеточкам, а взамен получают УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ И ОТРАБОТАННЫЕ ВЕЩЕСТВА. Без этого странного обмена мы не прожили бы и 5 минут. Эти красные кораблики называются ЭРИТРОЦИТАМИ (слайд 11).

– Итак, как вы поняли, какую важную работу выполняют эритроциты? (Переносят кислород, а от тканей – углекислый газ.)

№ 2

– Кроме красных корабликов существуют ещё и белые. Из белого пластилина скатайте небольшие шарики.

– Вы все читали сказки и знаете, что на торговые караваны нападали разбойники и пираты. Вот так и в нашем организме. Вы поранили палец. Тут же через ранку ворвались хищные микробы и принялись уничтожать всё вокруг. Вот тут-то начинают действовать белые военные кораблики. Они собираются к месту пореза (учитель собирает белые шарики в одну кучку), где микробы успели погубить множество торговых красных кораблей. Белые захватывают микроб и съедают его, правда, погибают при этом сами. Эти корабли называются ЛЕЙКОЦИТЫ
(слайд 12 ).

– Если проникшие в организм микробы очень сильны, лейкоциты гибнут в борьбе с массами. Миллионы их мёртвых тел образуют ГНОЙ.

– Итак, какую роль выполняют лейкоциты? (Борются с инфекциями, ядами, убивают вредных микробов.)

– Пираты разгромлены, но в наших кораблях образовались ПРОБОИНЫ.

– Чтобы их заделать существуют фиолетовые кораблики.

№ 3

– Слепите фиолетовые шарики.

– Фиолетовые кораблики свёртывают кровь и не дают ей вытечь. Называются они ТРОМБОЦИТАМИ. ТРОМБОЦИТЫ – СВЁРТЫВАЮТ КРОВЬ (слайд 13).

– Какая главная задача пластинок тромбоцитов? (Остановить кровь) (слайды 14–15)

– Нужно ли нам знать как остановить кровь?

– У взрослого человека 4,5–5 литров крови, а у ребёнка всего 3,5 литра крови и потеря крови губительна для организма человека.

Как оказать первую помощь при кровотечениях.

При малейшем ранении на поверхности кожи выступает кровь. Это разрушены капилляры. Такое кровотечение остановить легко, но как поступить, если повреждены крупные сосуды? В этом случае следует обработать йодом. Перевязать ранку чистым бинтом. Дать возможность больному спокойно полежать, т.к. от движения работа сердца увеличивается и кровь начинает идти сильнее. При сильных кровотечениях выше раны накладывают ЖГУТ. Но больше полутора часов его оставлять нельзя, т.к. может наступить ПАРАЛИЧ, даже омертвление частей тела.

– Как поступить, если под руками нет йода и бинта?

– Надо приложить чистый подорожник. А если идёт кровь из носа, надо положить холодный компресс.

– Часто бывает так, что человек потерял много крови и ему надо влить кровь. Это может случиться и при операции. Кто поможет человеку?

– ДОНОР, в переводе с греческого, ДАРИТЕЛЬ. Он дарит человеку жизнь. В указанное время люди приходят сдавать свою кровь. Берут её такое количество, которое не влияет на здоровье, а через некоторое время восстанавливается. (Слайд 16)

– Сданную кровь консервируют и хранят несколько месяцев, чтобы использовать для изготовления некоторых лекарств.

– Можно ли человеку перелить кровь животного?

– В старину врачи пытались перелить кровь животных человеку, но при этом ЭРИТРОЦИТЫ (красные тельца) животных ПОГИБАЛИ, в нашей крови и человек умирал.

– Не каждому человеку можно перелить кровь другого человека.

– Вся кровь делится на 4 группы. Группа не зависит от возраста. Кровь 1 группы можно перелить любому человеку, а вот кровь 4 группы только человеку с 4 группой крови. (Слайд 17)

– У нас остался невыясненным один вопрос: почему на рисунках реки изображают Синим и Красным цветами. А этот вопрос у нас остаётся для следующего урока.

6. Закрепление (Фильм)

– А сейчас мы еще раз посмотрим, что такое кровь.

7. Итог

– Сейчас вы проверите друг друга, как поняли эту тему.

1. Тест со взаимопроверкой.

1. Дыхание и питание клеток в организме обеспечивается:

а) нервами;
б) кровью.

2. Красной делают кровь:

а) лейкоциты;
б) эритроциты;
в) плазма.

3. Борются с инфекциями, ядами, микробами:

а) лейкоциты;
б) эритроциты;
в) тромбоциты.

4. Помогают остановить кровь при порезах и ранах:

а) лейкоциты;
б) эритроциты;
в) тромбоциты.

5. У взрослого человека крови:

а) 4,5–5 литров;
б) 2,5–3 литра;
в) 6,5–7 литров.

6. Кровеносную систему человека составляют:

а) сердце, трахея, легкие;
б) сердце, сосуды, легкие;
в) сердце, вены, сосуды.

Ключ к тесту.

1. б, 2б, 3а, 4в, 5а, 6в

– Считаете ли вы сведения, полученные на уроке, важными для вас?

– А где эти знания пригодятся в жизни?

(Слайд 18)

– Что составляет основу крови? (Плазма.)

– Из чего она состоит? (Вода и питательные вещества.)

– Что придаёт нашей крови красный цвет? (Эритроциты.)

– Какую важную работу они выполняют? (Перенося от лёгких по всем тканям кислород, а от тканей к лёгким углекислый газ.)

– Какую роль выполняют лейкоциты? (Борются с инфекциями.)

– Какую работу выполняют тромбоциты? (Остановить кровь)

– Сколько литров крови в организме взрослого человека? (4,5–5 л.; у детей 3,5 л.)

– Что произойдёт если нарушится соотношение между разными клетками? (Слайд 19)

– Любое заболевание вызывает изменение состава крови.

– А как мы узнаём состав крови? (Сдаём анализы.)

– Анализ крови — один из наиболее распространенных методов диагностики состояния человека. Кровь, взятая у пациента, разбавляется в определённое количество раз, а затем помещается на стекло счётной камеры, где медсестра считает количество клеток на единицу площади. После нескольких расчётов несложных удаётся определить число различных кровяных клеток на единицу объёма крови.

Посмотрите бланк анализа крови с нормами – табличка.

Слайд: Лейкоциты – 5000– 6000 х 10

Тромбоциты – 180000–300000

Эритроциты – 3000–3500

Очень важно, чтобы в нашей крови было достаточное количество лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов. И существуют определённые нормы , и если показатели не совпадают с нормами, то сигнал обратить внимание на своё здоровье.

(Презентация. Слайд 20)

– Какие цели ставили вначале урока?

– Как вы думаете, мы выполнили их?

7. Домашнее задание. С. 32–35, ТПО с. 29 № 62.

Ответить на вопрос: Почему у человека краснеет и бледнеет лицо?

Творческое задание. Составить кроссворд по теме “Кровеносная система человека”.

Дополнительный материал:

“Верите ли вы …”

Во взрослом организме 10 литров крови. (5)

Если организм теряет половину своей крови, он погибает. (Да)

За сутки сердце перекачивает более 10 тонн крови – целую цистерну. (Да)

Кровь успевает побывать во всех органах и вернуться к сердцу за 1 час. (27 сек)