Урок музыки по теме "Колокольные звоны в музыке и литературе". 5-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цель урока: сформировать практические навыки инструментального и вокального музицирования разных видов колокольных звонов посредством музыки и  литературы.

Задачи:

  • Личностные:
    • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
    • развитие ассоциативного мышления, творческого воображения;
    • приобретение устойчивого навыка самостоятельной, целенаправленной музыкально-учебной деятельности;
    • решение музыкально-творческих задач.
  • Метапредметные:
    • определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов её успешного осуществления;
    • анализ собственной учебной деятельности;
    • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений;
    • сотрудничество в ходе реализации коллективных задач.
  • Предметные:
    • осознанное восприятие музыкальных произведений;
    • применение терминологии для классификации колокольных  звонов;
    • освоение знаний, овладение практическими умениями;
    • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа.

Тип урока:  «Открытие новых знаний»

Формы работы учащихся:  фронтальная, групповая, индивидуальная (самостоятельная работа)

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа, компьютер;
основные ресурсы: учебник и творческая тетрадь, фонохрестоматия  музыкального материала  в формате mp3. (2-5 класс)  Г.П.Сергеевой,  Е.Д.Критской; презентация, видеофрагмент, нотный и словесный текст песни Е.Крылатова «Колокола», карточки-схемы партитур, тезисы из статьи «О чём звонит колокол»

Ключевые понятия: набат, благовест, трезвон, имитация, аккомпанемент.

Межпредметные связи: литература, кино.

Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская /Музыка /ФГОС М: Просвещение, 2012г.

Структура и ход  урока:

1. Мотивация
2. Актуализация и пробное учебное действие
3. Выявление места и причины затруднения (создание проблемного поля)
4. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели урока и выбор средств  её достижения)
5. Реализация построенного проекта (выдвижение гипотезы, музицирование по образцу, поиск применения новых знаний, аргументация выбора решения задачи)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (фронтальная, работа с выбором групп)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (работа в карточках-схемах на новый способ действия (колокольных звонов в литературе), выявление причин ошибок и их исправления)
8. Включение в систему знаний и повторений (выявление границы применения новых знаний и умений, тренировка сформированных умений, доведение до автоматизированного навыка в инструментальном и вокальном исполнении)
9. Рефлексия учебной деятельности (соответствие тематической цели и результатов деятельности, самооценка, самоподготовка)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время
(мин.)
1 Мотивация Звучит «Великий колокольный звон» М. П. Мусоргского
– Какие звуки  вы услышали, когда вошли в класс?
Слайд 2 (колокольня)
– Какие виды звонов вы знаете?
– В каких случаях они звучат?
– Хотели бы вы научиться их играть сами? Давайте попробуем.

– Колокольные звоны

– Набат, трезвон, благовест.
– При пожарах, в праздники, в похороны, предупреждают об опасности, собирают людей

3 мин.
2 Актуализация и пробное учебное действие У вас на столах  имеются колокольчики  1 ряд – большие, 2 ряд – средние, 3 ряд – маленькие. Попробуйте сымитировать на них только что прозвучавшую музыку. Противоречие:
Пробуют звонить, но не получается.
1 мин.
3 Выявление места и причины затруднения
(постановка проблемы)
– Почему  не получилось, как вы думаете? Проблема:
– Мы не знаем, как  надо правильно звонить в каждый из этих колокольчиков.
4 Построение проекта выхода из затруднения (средства достижения тематической цели  урока) Определение цели урока:
– Что же нам для этого надо сделать?

– Какие источники (жанры искусства) нам в этом помогут?

Версии:
1. Вспомнить характер их звучания
2. Узнать приёмы исполнения  каждого звона
3.  Использовать музыкальные и литературные  источники
1 мин.
5 Реализация построенного проекта Работа в творческой тетради стр. 33.
Звучит «Угадай-ка» трёх музыкальных фрагментов
Слайды  3-5 (композиторы)
– Выберите из предложенных интонаций те, которые характеризуют каждое музыкальное произведение
– Напойте главные мелодии этих музыкальных произведений.
Угадывание  названий музыкальных произведений и композиторов.

Определение  характерных интонаций в творческой тетради
Вокализация мелодий «Великого колокольного звона» М.П.Мусоргского – тревожно, призывно
хора «Славься!» М.И.Глинки  – величественно, празднично и «Светлый праздник» С.В.Рахманинова – радостно, светло

10 мин.

Выдвижение гипотезы: – Какие же колокола звучат в этих произведениях? Ваши предположения?! Укажите их на слайде!?

 Слайд 6 (три колокола)

– Чтобы доказать правоту  ваших предположений, давайте обратимся к  информационным источникам.

Гипотеза:
Если звучит тревожно, призывно, значит  это набат.
Если величественно, празднично, то это благовест.
Если радостно, светло, тогда это трезвон.
Музицирование по образцу Интерактивная беседа о том, когда и как на Руси звонили в колокола (Приложение 1) Изучение приёмов игры и их воспроизведение
благовест – в большой колокол в обе стенки редко;
набат – в средний колокол в одну стенку часто;
трезвон –  в маленький колокольчик один приём по три раза.
Поиск применения новых знаний в музыке и аргументация выбора – А теперь каждый ряд подберет  ритмический аккомпанемент  к тому музыкальному произведению
на стр. 33, в котором будут звучать соответствующие колокольчики
Дети выбирают музыкальное произведение, аргументируя  свой выбор.
1ряд  играет набат  под  «Великий колокольный звон»
2 ряд играет благовест под хор «Славься!»
3ряд играет трезвон под «Светлый праздник»
6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа фронтальная, групповая  (трезвон, благовест)
Слайд 7  (В.А.Гаврилин)
– Сегодня прозвучит новое произведение  для хора, солистов и ударных инструментов В.А.Гаврилина – симфония–действо «Перезвоны».
  5мин.
Послушайте внимательно фрагмент и определите, какие виды звонов имитируют человеческие голоса. Кто первым определит, можете подыграть на своих колокольчиках Слушание  «Весело на душе»
  Игра на больших и маленьких колокольчиках.
Определение  благовеста, трезвона.
– А можно сыграть набат? – Нельзя. Получится напряжение, испортится весёлое настроение
– Дайте название фрагменту!? Возможные варианты:
– «Бодрое настроение», «Весёлые колокола», «Весело на душе».
– Почему хоровое произведение называется симфонией? – Человеческие голоса имитируют оркестр колоколов.
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Учебник стр. 34

Раздаются схемы с пустой партитурой и подписанной строчкой стихотворения Б.Пастернака «Снег идёт»  по слогам.

Дети выполняют письменную самостоятельную работу , помечая в схемах трёхголосное звучание. 8мин.
Работа  с раздаточным материалом по типовому заданию на новый способ действия «поиск колоколов  в литературе» (Приложение 2) Слайд 8

Алгоритм задания:

1. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака «Снег идёт». 
2. Определите размер стиха
3. Попытайтесь его пропеть про себя.
4. Сочините к стихотворению ритмическую музыку  для каждого звона.
5. Составьте трёхголосную партитуру
6. Озвучьте её.

 

 

 

 

 

Выходят три ученика с  разными колокольчиками и представляют свои результаты.

Сравните свои музыкальные решения с композиторским.
Слайды 9-10 (схемы)
Выявляются возможные причины ошибок и их исправления.
  Слушание «Снег идёт» из кантаты Г.Свиридова
Дополните музыку своим пением и колокольным звоном-аккомпанементом. Вокально-инструментальное исполнение по голосам (альты, сопрано)
Аудио-слайд 11 (Г.Свиридов «Снег идёт»)  
  Анализ интонационно-образного смысла – Какую выразительную роль сыграли здесь колокола? Ассоциативно-образное мышление:

– Набат (четверти)  – ход времени,
– Благовест (половинка) – колыбельность
– Трезвон (восьмые) –  тройка лошадей

 
– Для чего композитор ввёл чередование: альты –  сопрано? – Чтобы ощутить расстояние близко – далеко, эхо позёмки,  фантастичность
– Какие выразительные средства  литературного произведения  – стихотворения помогли вам и Г.Свиридову  как композиторам создать музыку? – Размер стиха, его смысловое содержание
8 Включение в систему знаний и повторения – Многие композиторы использовали колокольные звоны в своих произведениях.
А в литературе вы встречали колокольные звоны? В каких жанрах?
Вспомните песни, в тексте  которых  есть звучание колоколов
 

В стихах, рассказах…

– «Москва – звонят колокола» О.Газманова,
– «Вечерний звон» р.н.п.,
– «Однозвучно звенит колокольчик» романс

8 мин.
Выявление границы применения новых знаний, умений Часто поэты-песенники тесно работают с теми композиторами, на чью музыку они пишут стихи.
Такой творческий союз получился у поэта Юрия Энтина и композитора Евгения Крылатова. Вместе они написали много песен для мультфильмов и кино.
Слайд 12 (Е.Крылатов – Ю.Энтин)
В одной из них тоже звучат колокола.
Видео-слайд 13 (песня «Колокола»)
– Вы узнали этот фильм? В каком эпизоде  звучит эта песня?
 

 

Просмотр видеофрагмента песни «Колокола» из к/ф «Приключения Электроника»

– Когда Электроник созывает народ, чтобы разоблачить бандитов, которые украли из музея бесценные картины

Тренировка сформированных умений до автоматизированного навыка в инструментальном и вокальном исполнении Разучивание песни.
– В какой колокол бьёт Электроник?
– Давайте найдём его в песне. Можете поменяться колокольчиками.
Припев поём без инструментов.

– В набат

(Приложение 3).
1 группа: пение до припева с колокольчиками «набатами»

    – А теперь представьте, что вы – язык большого колокола. Найдите удары благовеста, но не ударяйте в колокольчики, а пойте «Бом – бом», выполняя раскачивающие движения  корпусом. Метод художественного движения:
2 группа: пение на «Бом-бом» с раскачиванием корпуса
 
– Соединяем партию благовеста «Бом-бом» с партией набата 1 и 2 группы: пение со словами, колокольчиками, вокализом.
– Каких колокольчиков нам ещё не хватает? Найдите свою партию. – Трезвона.
– А теперь поём всю песню вместе с музыкальным сопровождением. В запеве мы помогаем себе трезвоном и вокализом «Бом-бом» со словами в унисон. 1, 2 и 3 группа: Пение со словами + «набат» (звон) + «благовест» (вокализ) + «трезвон» (маленькие колокольчики). Припев унисон со словами
– Какое настроение помогли создать песне колокола? – Радостное, приподнятое
9 Рефлексия учебной деятельности – Составьте  синквейн
Слайд 14 (синквейн)
Примерные ответы:
1 строка – звоны, колокола
2 строка – колокольные, выразительные
3 строка – музыка, литература
4 строка – «Колокольные звоны в музыке и литературе»
4 мин.
Соответствие тематической цели и результатов деятельности (формулировка темы урока) – Дайте название теме урока!?
Слайд 15 (тема урока)
 
Самооценка – Выскажите свои впечатления от урока
Слайд 16 (самооценка)
Отметки за урок
– Сегодня я узнал...
– Мне понравилось
– Для меня стало новым…
– Меня удивило…
– Я с удовольствием…
– Сегодня на уроке мне захотелось…
Самоподготовка Слайд 17 (д/з)
Домашнее задание: прочитайте сказку «Война колоколов» и ответьте письменно на вопросы в творческой тетради стр.26-29
 

Приложение 4

Приложение 5