Цель урока: сформировать практические навыки инструментального и вокального музицирования разных видов колокольных звонов посредством музыки и литературы.
Задачи:
- Личностные:
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- развитие ассоциативного мышления, творческого воображения;
- приобретение устойчивого навыка самостоятельной, целенаправленной музыкально-учебной деятельности;
- решение музыкально-творческих задач.
- Метапредметные:
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов её успешного осуществления;
- анализ собственной учебной деятельности;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных задач.
- Предметные:
- осознанное восприятие музыкальных произведений;
- применение терминологии для классификации колокольных звонов;
- освоение знаний, овладение практическими умениями;
- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа.
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная (самостоятельная работа)
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа,
компьютер;
основные ресурсы: учебник и
творческая тетрадь, фонохрестоматия
музыкального материала в формате mp3. (2-5 класс)
Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской; презентация,
видеофрагмент, нотный и словесный текст песни
Е.Крылатова «Колокола», карточки-схемы партитур,
тезисы из статьи «О чём звонит колокол»
Ключевые понятия: набат, благовест, трезвон, имитация, аккомпанемент.
Межпредметные связи: литература, кино.
Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская /Музыка /ФГОС М: Просвещение, 2012г.
Структура и ход урока:
1. Мотивация
2. Актуализация и пробное учебное действие
3. Выявление места и причины затруднения
(создание проблемного поля)
4. Построение проекта выхода из затруднения
(постановка цели урока и выбор средств её
достижения)
5. Реализация построенного проекта (выдвижение
гипотезы, музицирование по образцу, поиск
применения новых знаний, аргументация выбора
решения задачи)
6. Первичное закрепление с проговариванием во
внешней речи (фронтальная, работа с выбором
групп)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону (работа в карточках-схемах на новый
способ действия (колокольных звонов в
литературе), выявление причин ошибок и их
исправления)
8. Включение в систему знаний и повторений
(выявление границы применения новых знаний и
умений, тренировка сформированных умений,
доведение до автоматизированного навыка в
инструментальном и вокальном исполнении)
9. Рефлексия учебной деятельности (соответствие
тематической цели и результатов деятельности,
самооценка, самоподготовка)
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (мин.) |
1 | Мотивация | Звучит «Великий колокольный звон» М.
П. Мусоргского – Какие звуки вы услышали, когда вошли в класс? Слайд 2 (колокольня) – Какие виды звонов вы знаете? – В каких случаях они звучат? – Хотели бы вы научиться их играть сами? Давайте попробуем. |
– Колокольные звоны – Набат, трезвон,
благовест. |
3 мин. |
2 | Актуализация и пробное учебное действие | У вас на столах имеются колокольчики 1 ряд – большие, 2 ряд – средние, 3 ряд – маленькие. Попробуйте сымитировать на них только что прозвучавшую музыку. | Противоречие: Пробуют звонить, но не получается. |
1 мин. |
3 | Выявление места и причины затруднения (постановка проблемы) |
– Почему не получилось, как вы думаете? | Проблема: – Мы не знаем, как надо правильно звонить в каждый из этих колокольчиков. |
|
4 | Построение проекта выхода из затруднения (средства достижения тематической цели урока) | Определение цели урока: – Что же нам для этого надо сделать? – Какие источники (жанры искусства) нам в этом помогут? |
Версии: 1. Вспомнить характер их звучания 2. Узнать приёмы исполнения каждого звона 3. Использовать музыкальные и литературные источники |
1 мин. |
5 | Реализация построенного проекта | Работа в творческой тетради стр. 33. Звучит «Угадай-ка» трёх музыкальных фрагментов Слайды 3-5 (композиторы) – Выберите из предложенных интонаций те, которые характеризуют каждое музыкальное произведение – Напойте главные мелодии этих музыкальных произведений. |
Угадывание названий
музыкальных произведений и композиторов. Определение
характерных интонаций в творческой тетради |
10 мин. |
Выдвижение гипотезы: | – Какие же колокола звучат в этих
произведениях? Ваши предположения?! Укажите их на
слайде!? Слайд 6 (три колокола) – Чтобы доказать правоту ваших предположений, давайте обратимся к информационным источникам. |
Гипотеза: Если звучит тревожно, призывно, значит это набат. Если величественно, празднично, то это благовест. Если радостно, светло, тогда это трезвон. |
||
Музицирование по образцу | Интерактивная беседа о том, когда и как на Руси звонили в колокола (Приложение 1) | Изучение приёмов игры и их
воспроизведение благовест – в большой колокол в обе стенки редко; набат – в средний колокол в одну стенку часто; трезвон – в маленький колокольчик один приём по три раза. |
||
Поиск применения новых знаний в музыке и аргументация выбора | – А теперь каждый ряд подберет
ритмический аккомпанемент к тому
музыкальному произведению на стр. 33, в котором будут звучать соответствующие колокольчики |
Дети выбирают музыкальное
произведение, аргументируя свой выбор. 1ряд играет набат под «Великий колокольный звон» 2 ряд играет благовест под хор «Славься!» 3ряд играет трезвон под «Светлый праздник» |
||
6 | Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи. Работа фронтальная, групповая (трезвон, благовест) |
Слайд 7 (В.А.Гаврилин) – Сегодня прозвучит новое произведение для хора, солистов и ударных инструментов В.А.Гаврилина – симфония–действо «Перезвоны». |
5мин. | |
Послушайте внимательно фрагмент и определите, какие виды звонов имитируют человеческие голоса. Кто первым определит, можете подыграть на своих колокольчиках | Слушание «Весело на душе» | |||
Игра на больших и маленьких
колокольчиках. Определение благовеста, трезвона. |
||||
– А можно сыграть набат? | – Нельзя. Получится напряжение, испортится весёлое настроение | |||
– Дайте название фрагменту!? | Возможные варианты: – «Бодрое настроение», «Весёлые колокола», «Весело на душе». |
|||
– Почему хоровое произведение называется симфонией? | – Человеческие голоса имитируют оркестр колоколов. | |||
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Учебник стр. 34 Раздаются схемы с пустой партитурой и подписанной строчкой стихотворения Б.Пастернака «Снег идёт» по слогам. |
Дети выполняют письменную самостоятельную работу , помечая в схемах трёхголосное звучание. | 8мин. |
Работа с раздаточным материалом по типовому заданию на новый способ действия «поиск колоколов в литературе» (Приложение 2) | Слайд 8 Алгоритм задания: 1. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака «Снег
идёт». |
Выходят три ученика с разными колокольчиками и представляют свои результаты. |
||
Сравните свои музыкальные решения с
композиторским. Слайды 9-10 (схемы) |
Выявляются возможные причины ошибок и их исправления. | |||
Слушание «Снег идёт» из кантаты Г.Свиридова | ||||
Дополните музыку своим пением и колокольным звоном-аккомпанементом. | Вокально-инструментальное исполнение по голосам (альты, сопрано) | |||
Аудио-слайд 11 (Г.Свиридов «Снег идёт») | ||||
Анализ интонационно-образного смысла | – Какую выразительную роль сыграли здесь колокола? | Ассоциативно-образное мышление: –
Набат (четверти) – ход времени, |
||
– Для чего композитор ввёл чередование: альты – сопрано? | – Чтобы ощутить расстояние близко – далеко, эхо позёмки, фантастичность | |||
– Какие выразительные средства литературного произведения – стихотворения помогли вам и Г.Свиридову как композиторам создать музыку? | – Размер стиха, его смысловое содержание | |||
8 | Включение в систему знаний и повторения | – Многие композиторы использовали
колокольные звоны в своих произведениях. А в литературе вы встречали колокольные звоны? В каких жанрах? Вспомните песни, в тексте которых есть звучание колоколов |
В стихах, рассказах… – «Москва – звонят колокола» О.Газманова, |
8 мин. |
Выявление границы применения новых знаний, умений | Часто поэты-песенники тесно работают с
теми композиторами, на чью музыку они пишут
стихи. Такой творческий союз получился у поэта Юрия Энтина и композитора Евгения Крылатова. Вместе они написали много песен для мультфильмов и кино. Слайд 12 (Е.Крылатов – Ю.Энтин) В одной из них тоже звучат колокола. Видео-слайд 13 (песня «Колокола») – Вы узнали этот фильм? В каком эпизоде звучит эта песня? |
Просмотр видеофрагмента песни «Колокола» из к/ф «Приключения Электроника» – Когда Электроник созывает народ, чтобы разоблачить бандитов, которые украли из музея бесценные картины |
||
Тренировка сформированных умений до автоматизированного навыка в инструментальном и вокальном исполнении | Разучивание песни. – В какой колокол бьёт Электроник? – Давайте найдём его в песне. Можете поменяться колокольчиками. Припев поём без инструментов. |
– В набат (Приложение 3). |
||
– А теперь представьте, что вы – язык большого колокола. Найдите удары благовеста, но не ударяйте в колокольчики, а пойте «Бом – бом», выполняя раскачивающие движения корпусом. | Метод художественного движения: 2 группа: пение на «Бом-бом» с раскачиванием корпуса |
|||
– Соединяем партию благовеста «Бом-бом» с партией набата | 1 и 2 группы: пение со словами, колокольчиками, вокализом. | |||
– Каких колокольчиков нам ещё не хватает? Найдите свою партию. | – Трезвона. | |||
– А теперь поём всю песню вместе с музыкальным сопровождением. В запеве мы помогаем себе трезвоном и вокализом «Бом-бом» со словами в унисон. | 1, 2 и 3 группа: Пение со словами + «набат» (звон) + «благовест» (вокализ) + «трезвон» (маленькие колокольчики). Припев унисон со словами | |||
– Какое настроение помогли создать песне колокола? | – Радостное, приподнятое | |||
9 | Рефлексия учебной деятельности | – Составьте синквейн Слайд 14 (синквейн) |
Примерные ответы: 1 строка – звоны, колокола 2 строка – колокольные, выразительные 3 строка – музыка, литература 4 строка – «Колокольные звоны в музыке и литературе» |
4 мин. |
Соответствие тематической цели и результатов деятельности (формулировка темы урока) | – Дайте название теме урока!? Слайд 15 (тема урока) |
|||
Самооценка | – Выскажите свои впечатления от урока Слайд 16 (самооценка) Отметки за урок |
– Сегодня я узнал... – Мне понравилось – Для меня стало новым… – Меня удивило… – Я с удовольствием… – Сегодня на уроке мне захотелось… |
||
Самоподготовка | Слайд 17 (д/з) Домашнее задание: прочитайте сказку «Война колоколов» и ответьте письменно на вопросы в творческой тетради стр.26-29 |