Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Решение проблемы воспитания будущего гражданина заставляет нас актуализировать сущность патриотического воспитания. Поликультурное воспитание - явление относительно новое для России.
В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России, известными учёными Г.Д. Дмитриев, А.Н.Джуринский. Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами, которыми занимаются Е.С. Бабунова, Т.Ф. Быбынина, Е.А. Барахсанова.
Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы педагоги вводим его в мир общечеловеческих ценностей.
В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, коммуникативную, музыкальную, поисково-исследовательскую, двигательную и другие. Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор. Это колыбельные песни, потешки, прибаутки, народные сказки и игры.
Реализация национально-регионального компонента в детском саду происходит не только через непосредственно-образовательную деятельность, но и в ходе праздников и развлечений. Все мы знаем, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений к народам Поволжья, его обычаям и традициям. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории, в дошкольном учреждении начинается с уголка национальной культуры. В группе создан мини музей, где собраны подлинные предметы быта наших предков. Именно здесь впервые дети увидели национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. В мини музее для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края, определенному народу, его национальным традициям. В работе широко используются произведения декоративно-прикладного искусства народов Поволжья. В НОД по образовательной области «Художественное творчество» дети оформляют народным орнаментом свои работы, в гости приходит кукла в национальном костюме. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность.
Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи. В приобретении знаний о традициях их сохранении и развитии, несомненно, поможет организация таких мероприятий как:
- Родительские собрания на темы: «В каждой семье свои традиции»,«Знай, уважай, сохрани и продолжай»
- Консультации на тему: «Игры, хороводы наших бабушек», «Традиции народов Поволжья»
- Тематическая выставка на темы: «Национальная кухня», «День рождения только раз в году»
- Развлечения «Песни и хороводы наших бабушек», «Игры народов Поволжья».
Накопленный опыт работы, показал, что ознакомление дошкольников с малых лет с народными традициями, приобщение к народной духовности, воспитывает взаимопонимание и толерантность к другим народам. Реализация приобщения детей к культуре народов обеспечивает стремление подрастающего поколения к наследию предков, пополнение знаний о бесценных сокровищах окружающего мира, хранящих понятия об историческом прошлом, настоящем. Изучение же традиций родного края и соседних народов формирует чувство гордости за принадлежность к национальности, способствует сохранению опыта предыдущих поколений.
Литература:
- Кинеман А.В., Осокина Т.Н. Детские подвижные игры народов СССР. Москва: Просвещение - 1988.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002.
- Клецина И.С. Тендерная социализация. СПб: издательство РГПУ им.А.И. Герцена, -1998.
- Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. М.: ООО Издательство ACT, 1997
- Зауторова, Э.В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности / Э.В. Зауторова // Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2008. - N2. - С. 68-73