Обобщающее повторение по теме "Деепричастие"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Цели урока:

Обучающие:

  • обобщить и закрепить изученный материал по теме «Деепричастие».

Развивающие:

  • формировать коммуникативные компетенции (навык работы в команде, умение ставить вопрос), учебно-познавательные компетенции (развивать логику, самостоятельность мышления);
  • развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать;
  • развивать познавательный интерес к урокам русского языка;
  • расширять словарный запас учащихся через конструирование предложений по заданным моделям с использованием деепричастий и деепричастных оборотов;
  • развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи;
  • развивать культуру речи и общения.

Воспитывающие:

  • воспитывать положительное отношение к знаниям, уважительное отношение к родному языку;
  • воспитывать толерантное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах;
  • воспитывать любовь к родине через прикосновение к живописи.

Оформление и оборудование урока: компьютер, видеопроектор, мультимедиа, тесты, карточки для индивидуальной работы, запись на доске для орфоэпической и лексической работы.

Ход урока

Эпиграф:

Еще вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
А. Фет

(Слайд 2)

I. Слово учителя.

На дворе осень, осень поздняя. Слякотно, мрачно… Но плохой погоды не бывает, и особенно ярко умели выразить свое восхищение осенней природой русские поэты и писатели. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Всего четыре строки, а как о многом сказано.

– Какие средства выразительности использовал Афанасий Афанасьевич, чтобы оживить описание?

(Лес млеет на солнце, последним дрожит листом; озимь лежит бархатным ковром. Это олицетворение и метафора.

Бархатным ковром – эпитет)

Лексическая работа:

(Слайды 3-4)

О́ЗИМЬ, и, ж.

1.(мн. ч. употр. в том же знач., что ед.).Озимый посев, всходы озимого посева. Зазеленела о. Сосед мой поспешает в отъезжие поля с охотою своей, и страждут озими от бешеной забавы. Пушкин (пример можно понимать и во 2 знач.).2.только мн. Поле с поднявшимися озимыми всходами. Осеннее стадо выгоняют на озими.

Толковый словарь Ушакова, 1935-1940

ОЗИМЬ. Общеслав. Возникло из предл. пад. формы о зимѣ "перед зимой". Ср. яровые (от яро "весна"). Яндекс.Словари › Этимологический словарь, 2004

II. Работа у доски.

1) Млея2 – морфемный разбор
Зеленея2 – морфемный разбор
Млея3 – морфологический разбор

Дополнительные вопросы:

а) в чем особенность морфемного состава деепричастия? (не имеет окончания)

б) назови суффиксы деепричастий ( -а- (-я-);-вши- -ши- -в-; -учи -( -ючи-) (уст.)

2) Еще вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.4

Дополнительные вопросы:

а) по каким признакам можно найти деепричастие в тексте?

б) какие признаки деепричастие унаследовало от наречия, какие от глагола?

III. Работа с классом, пока производятся разборы у доски.

– Запишите строки замечательных поэтов об осени, комментируя, обращая внимание на место деепричастного оборота в предложении и делая вывод о знаках препинания.

(Слайды 5-7)

  1. Тихо вечер догорает,
    Горы золотя. (А. Фет)

  2. И ветер, играя листвой,
    Смешал молодые березки. (И. Бунин)

  3. Над рекой наклоняясь,
    Что-то шепчет камыш. (И. Суриков)

– Что такое деепричастный оборот? При каком условии он обособляется?

IV. Работа для класса.

– Чем отличаются друг от друга деепричастие несовершенного и совершенного вида? Как они образуются? Осложненное списывание. (Слайд 11-12)

             Раскрыть скобки, образовав от глаголов деепричастия нужного вида, надписать вид, выделить суффикс, а также графически выделить деепричастный оборот:

(Продолжать) двигаться огромная туча опускалась все ниже к земле и смешивалась с туманом. Темно-синий свет просачивался сквозь длинное облако едва (освещать) землю. (Затрепетать) прошумела листва. Внезапная вспышка ослепительной молнии распорола тучи и (осветиться) ею небо словно раскололось.
(По П. Проскурину)

V. Пока класс занят самостоятельной работой, производится проверка работ у доски.

VI. Работа с классом.

– Прочитайте получившийся текст, озвучив поставленные знаки препинания.

– Докажите, что перед нами текст.

– Тема? (Гроза)

–Основная мысль? (Природа красива во время грозы)

– Стиль? (Художественный)

– Тип речи? (Повествование с элементами описания)

– Назовите деепричастия, их суффиксы и вид.

VII. Слово учителя.

Автор замечательных повестей «Гуттаперчевый мальчик» и «Антон Горемыка», выдающийся русский беллетрист 19 века Д.В. Григорович вспоминает, как его очерк «Петербургские шарманщики» понравился Ф.М. Достоевскому. Но одно место Достоевскому не понравилось.

В очерке было написано: «Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».

«– Не то, не то,– раздраженно заговорил вдруг Достоевский,– совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам.… Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…»

«– Это замечание,– пишет Григорович,– помню очень хорошо – было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая - выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение…»

– Итак, какова роль Д. в речи, по словам Григоровича?

VIII. В тексте первоначально пропущены деепричастные обороты.

(Слайды 13-14)

Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.
(И. Бунин)

– Посмотрите, насколько выразительнее стало четверостишие, когда прибавились деепричастные обороты.

– Какое средство выразительности построено на использовании повтора согласных? (Аллитерация) Гласных? (Ассонанс)

(Слайды15-16)

– В стихотворении Э. Асадова «Лес» есть такое четверостишие:

Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев
, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!

Здесь к одному глаголу дано 4 деепричастия, которые создают живописную картину «действий» маслят в дополнение к основному действию, выраженному глаголом. Если прочитать текст, опустив все деепричастия и деепричастные обороты, текст обеднеет.

Сделайте вывод о роли деепричастий и деепричастных оборотов в речи.

(Деепричастия украшают глагол, дополняя его другими действиями.)

IX. – Мудрый русский народ, создавая пословицы и поговорки на все случаи жизни, тоже вводили в свою речь деепричастия и деепричастные обороты, стремясь к выразительности.

Приведите свои примеры.( Слайд 17).

(Реализация индивидуального (домашнего) задания.)

X. Слово учителя.

Фразеологические обороты – устойчивые сочетание слов. В их состав могут входить деепричастия и деепричастные обороты. Отгадайте фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий, по их прямому значению и найдите пару:

(Слайд 18)

Быстро, скоро, во весь дух – сломя голову
Скоро, попозже – немного погодя
Любя – не чая души
Замерев – затаив дыхание

– Составьте 2 предложение, используя данные фразеологизмы с деепричастными оборотами. (Работа в парах) Не забудьте, тема – «Осень».

– О чем надо помнить, используя фразеологизм – деепричастный оборот в письменной речи? (Они не выделяются на письме запятыми, т.к. равны по значению одному слову)

Примерные ответы:

XI. Как избежать грамматической ошибки?

– Ребята, помните, мы говорили о коварстве деепричастного оборота? В чем его суть? В чем состоит «коварство» деепричастного оборота? (Чтобы избежать ошибок, при построении предложений с деепричастным оборотом следует соблюдать непреложное правило: действие, выраженное глаголом и действие, выраженное деепричастным оборотом, должно относиться к одному лицу. Трудность заключается еще и в том, что деепричастный оборот может использоваться не только в двусоставном, но и в односоставном безличном предложении, где нет подлежащего. Надо также знать о том, что нельзя использовать деепричастный оборот в страдательных конструкциях, потому что в них подлежащее не совпадет с производителем действия.) Слайды 19-20.

XII. Устная работа.

(Слайды 21-23)

– Найдите грамматически верное продолжение предложения. Попробуйте переконструировать предложение с деепричастным оборотом в сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

XIII. Блиц-опрос.

(Слайд 24)

  1. От какой части речи образуются деепричастия?
  2. На какие вопросы отвечают?
  3. Что обозначают?
  4. Признаки каких частей речи сочетают в себе?
  5. Как изменяются?
  6. Какие имеют суффиксы?
  7. Какова синтаксическая функция?
  8. На какой вопрос отвечают как член предложения?
  9. Какую часть речи распространяют в предложении?
  10. Как обособляются?

XIV. Творческая работа.

– Вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока. Читается эпиграф.

– Найдите в стихотворении деепричастный оборот. (Дети называют).

– А что сегодня? На мой взгляд, сегодняшнему состоянию природы вторит картина Волкова «Осень». (Слайд 25) Глядя на нее, придумайте деепричастные обороты, которые можно было бы использовать для описания этой картины. (Коллективная работа во главе с учителем должна дать примерно такой результат:

Играя листвой, оторвавшись от ветки, наклоняясь над рекой, задремав на холоде, прижавшись друг к другу, золотясь на солнце, кое-где еще зеленея, нависая над землей. Пейзаж притягивает тонкостью чувств и переживаний, высокой степенью одухотворенности природы.)

XV. - Запишите небольшой текст, используя составленные выражения.

Рефлексия и подведение итогов урока:

  • Что нового мы узнали сегодня на уроке?
  • Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
  • Что особенно понравилось?

Научились:

1) находить деепричастные обороты в предложении;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи деепричастные обороты;
4) правильно расставлять знаки препинания (выделять деепричастия и деепричастные обороты запятыми);
5) составлять схемы предложений с деепричастными оборотами.

XVI. Домашняя работа.

Ваша работа дома будет творческой. Она будет состоять в том, чтобы «дорисовать» действия, выраженные глаголом-сказуемым, деепричастным оборотом. Их затем выделите графически.

Раздаются напечатанные карточки. Задание выполнить в них.