Цель: помочь четвероклассникам осознать такие нравственные понятия как «личность, качества личности, гражданин».
Оборудование:
Вариант 1: интерактивная или обычная доска,
маркеры для интерактивной доски
Вариант 2: карточки с толкованием слов,
цветной мел.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
(Здесь и далее курсивом выделен комментарий учителя по проведению классного часа либо ответы детей, которые учитель обобщает. Я провела урок в рамках 1 сентября, но он может быть и самостоятельной воспитательной единицей, так как затрагиваются актуальные нравственные понятия. Если есть возможность использовать интерактивную доску, тогда можно воспользоваться Презентацией.Если такой возможности нет, лучше использовать обычную классную доску и карточки с толкованием слов (Приложение 1) распределять на доске последовательно, согласно логике урока.)
Учитель:
Слайд 2.
Нынче в классы, залитые светом,
С легким дуновеньем ветерка
Залетит весёлый отклик лета,
Перезвон вопросов и ответов,
Запах лета, голос ветерка…
И совсем не хочется учиться,
Убежать бы к речке напрямик…
Слайд 3.
«Но душа всегда должна трудиться…»
Вспомнит эти строчки ученик.
Физминутка, чтобы согреться.
(Да, вот так сразу в самом начале урока нам пришлось провести физминутку, потому что в кабинете было очень холодно)
2 прихлопа. 3 притопа.
Ёжики. Наковальня. Ножницы.
Бег на месте.
Зайчики.
Ну-ка дружно,
Ну-ка вместе:
Девочки-мальчики.
– Добрый день! Вот мы снова с вами и встретились. Все вместе и девочки, и мальчики! Как вы за лето подросли, окрепли. Какие взгляды у вас стали серьёзные, взрослые. Самое время поговорить на взрослую тему. Сегодня, так же как и у нас, во всех школах России 1 сентября – День знаний.
Учителю для беседы со своими учениками было предложено на выбор три темы (Темы урока крупными буквами записаны на листе А4 и прикреплены на доске, либо это слайд презентации. Далее учитель сам определяет, используемый вариант оформления: № 1 на интерактивной доске с помощью презентации, № 2 на обычной доске с помощью карточек и мела)
Слайд 4.
1. «Год истории России».
2. «Год единения народов республики Саха (Якутия)»
3. «Семья и семейные ценности».
– Я долго выбирала тему, на которую мы должны были побеседовать. Выбирала, выбирала да так и не выбрала. Надеюсь, вы мне сейчас поможете. Выберите из этих предложений только 2 слова, которые на ваш взгляд важны для каждого человека.
(Дети предполагают, учитель спрашивает многих и останавливается на варианте, когда услышит пару слов: семья и Россия. В моём классе умный мальчишка назвал эти 2 слова сразу, не пришлось выбирать из разных вариантов)
Слайд 5.
– Мне тоже нравится пара слов Семья и Россия. Попробуйте дать объяснение этих слов.
(Обобщая высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки с толкованием данных слов. Цветом обозначен фон карточек. Источник информации: толковый словарь С.И. Ожегова)
Семья –
1. Группа живущих вместе родственников
(родители и дети).
2. Единство, объединение людей, сплочённых общими
интересами.
Россия – государство, которое является нашей Родиной.
– Как вы думаете, что общего у этих двух понятий? Что их объединяет? (Высказывания детей)
– Россия – это государство, которое состоит из множества семей, то есть людей, сплочённых общими интересами. Людей очень много, но каждый человек неповторим, он по-своему особенный. Как говорят о каждом человеке? Он кто? Как каждый из вас говорит о себе? (Я)
Слайд 6.
Каждый человек – носитель «Я-концепции».
Я – Часть речи: местоимение, служит
для обозначения говорящим самого себя, или я –
как личность.
– Продолжаем проводить параллель. Личности – мы в семье, но для государства каждую личность называют другим словом. Каким? (Гражданин)
– Кто такой гражданин?
Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению государства.
Слайд 7.
– А вот как поясняет толковый словарь русского языка, составленный Сергеем Ивановичем Ожеговым что такое личность.
Личность – человек как носитель каких-нибудь качеств.
– Какими качествами может обладать личность? (Хорошие – положительные, плохие – отрицательные)
– А гражданин – это личность? (Да, гражданин тоже личность, которая обладает набором положительных и отрицательных качеств).
– Для гражданина важны положительные или отрицательные качества личности? (Конечно, положительные, ведь нас много, и если мы хотим, чтобы Родина процветала нам нужно объединять наши лучшие, а не худшие качества)
– Перечислите, пожалуйста, какими на ваш взгляд положительными качествами должна обладать личность.
Качества – доброта, отзывчивость, отвага, честность, любовь, толерантность (терпимость), надёжность, дружелюбие, верность, и т.д.
– Скажите, зачем гражданину нужны эти качества? (Чтобы научиться любить, ценить Свою родину, стремиться сделать её богаче и надёжнее)
Слайд 8.
– А где, вы, личности, можете приобрести данные положительные качества? Может быть, есть магазин, где их продают? Или при рождении их получают вместе с прививками? Или их можно подарить? (Дети отвечают)
– Положительные качества личности, впрочем как и отрицательные формирует семья, школа, детский сад, улица, телевизор… А под силу ли человеку самостоятельно развивать в себе положительные качества личности? (Конечно. К этому должен стремиться каждый человек.)
Слайд 9 (дополняется рисунком детей)
– Давайте поиграем в игру-рисование, которая так и называется «С чего начинается…»
(Учитель называет фразу, по необходимости дети дополняют её. Названный ученик идёт к доске – обычной или интерактивной в зависимости от выбранного варианта оформления, и рисует необходимый элемент. Учитель должен найти столько нюансов в рисунке, чтобы у каждого ребёнка была возможность подойти к доске и внести свой творческий вклад в общий рисунок).
– Чтобы появилась личность, надо чтобы родился…? ЧЕЛОВЕК. Вика, нарисуй человечка: голова, руки, ноги.
– Доброго, жизнерадостного человека от других отличает что? УЛЫБКА, Катя С, нарисуй ему улыбку.
– Честность начинается с открытого
взгляда. Лера, нарисуй человечку большие глаза.
– Отзывчивость начинается с трепетного
отношения к животным. Андрей, пусть нарисует
собаку, а Настя К – кошку.
– Любовь берёт начало с восхищения
прекрасной картиной окружающего мира. Виталя и
Зуля нарисуют деревья, Ксюша – солнце,
Вова М – речку, Оля, Настя и Люба – цветы.
– Надёжность есть у того, у кого
крепкий дом. Вова У, нарисуй дом.
– Дружелюбие начинается с общения с
другими людьми. Сказанное «Доброе утро» уже шаг к
дружбе. Паша нарисует мальчика, а Алёнка –
девочку.
– Толерантность начинается с умения
принимать человека таким, какой он есть, с
особенностями национальности, внешности,
принадлежности к вере. Илона пусть нарисует
птицу-голубя, как символ мира.
– Верность берёт начало от постоянства,
от уважения к близким, к родине. Толя, нарисуй
бело-сине-красный флаг России над крышей дома.
– Какие качества личности мы рисовали? (Дети вспоминают и перечисляют качества)
– А что получилось? (Изображение картинки из жизни).
– Как вы думаете, зависит ли наш мир от того, какие качества наполняют каждую личность? (Да, несомненно).
– К чему должен стремиться каждый из вас? (Воспитать, развить в себе личность с положительными качествами, чтобы стать достойным гражданином России, чтобы родина процветала).
Слайд 10.
– Можете ли вы назвать себя личностью? (Да, вы развивающиеся личности )
– Являетесь ли вы гражданами? (Конечно, мы родились в России, значит, автоматически, получили гражданство этой страны)
Слайд 11.
– Давайте вспомним из курса истории в 3 классе, какие права есть у личности как гражданина? (Право на труд, на отдых, на бесплатное образование и медицинское обеспечение, на личную собственность, на неприкосновенность, на защиту своих прав).
– Но при этом у каждой личности есть и обязанности перед своей семьёй, государством. Напомните, какие? (Уважать государственные символы: герб, гимн, флаг. Уважать президента, старших. Защищать свою страну, содержать в чистоте и порядке окружающий нас мир, бережно использовать природные богатства. Платить налоги).
Слайд 12.
– Можем ли мы оставить свой след в истории страны? (Можем прославлять страну своими подвигами, достижениями, рекордами, достойной учёбой и трудом).
Слайды 13-16.
– Давайте в виде блиц-викторины вспомним важные исторические сведения «Из истории России».
(Если ребята знают ответ, то называют его сразу, а если – затрудняются, тогда на выбор учитель читает варианты ответов. По итогам викторины можно наградить самого активного или достаточно похвалить всех за хорошие знания )
1. В нашей стране глава государства: а) король; б)
премьер-министр; в) президент.
2. Столица современной России. (Москва)
3.В каком году Москва впервые упоминается в
летописи? (1147, 1947, 2047)
4. С именем какого князя связано крещение на Руси?
(Владимир Святославович)
5. В каком году принято христианство на Руси? (899, 988
или 998)
6. Назовите московского боярина, который сыграл
большую роль в усилении Московского княжества и
объединении русских земель вокруг Москвы. Он
накопил большие богатства, за что и получил своё
прозвище. (Иван Калита – кошель,
денежная сумка. )
7. Русский царь-реформатор, который владел сам
многими ремёслами? (Пётр I)
8. Какой город решил строить Пётр I на берегах
Невы? (Санкт-Петербург)
9. Какой флаг с подачи Петра I стали поднимать
Российские торговые корабли? (Бело-сине-красный
– Росссийский. Андреевский флаг –
военный на белом фоне синий крест означает
выход к 4-м морям)
10. Этот человек стал выдающимся учёным 18 века.
Знаменит своей удивительной тягой к знаниям. Он
художник, историк, физик, химик, астроном,
литератор? (Михаил Васильевич Ломоносов)
11. Назовите первые 2 строчки гимна. (Россия –
священная наша держава. Россия – любимая
наша страна).
(Учитель продолжает)
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена.
– Это мы, каждый из нас, достояние нашей родины. Нужно только помочь понять каждой личности, чем она может стать полезной своему государству. Надо научиться понимать друг друга, находить общий язык, развивать свои лучшие положительные качества каждый день, каждый час нашей жизни! Я сделаю всё, что в моих силах, чтобы помочь вам стать значимой личностью, стать достойным гражданином Российской Федерации уже сегодня!
И вот опять зовет сентябрь за парты –
Случайных баллов и побед не жди,
И помни: школа будет только стартом
Дальнейшего тернистого пути.
– Удачи вам, мои дорогие, четвероклассники!