Урок математики по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (516 кБ)


Структура введения нового знания в рамках деятельностного подхода

1. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
3. Выявление места и причин затруднения
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
5. Реализация построенного проекта
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
8. Включение в систему знаний и повторение
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Цели и задачи урока:

  • построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию
  • способствовать повышению внимания учащихся на уроке, облегчению процесса усвоения материала;
  • воспитывать ответственное отношение к учебному труду, настойчивость для достижения конечного результата.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Урок проводится в сопровождении мультимедийной презентации PowerPoint-2003.

Этапы урока, виды деятельности

Цель этапа урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

(Слайды 2, 3)

Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями) Притча «Делёж верблюдов» (рассказ учителя)
Вопрос: С какими математическими понятиями вы встретились в притче?
Слушают учителя, отвечают на вопрос.
– Встретились с дробями.
Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

(Слайд 4, 5)

1) Актуализировать
учебное содержание и мыслительные операции для восприятия нового материала.
2) Зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения.
3) Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с разными знаменателями.
Предложены задания:

Устная работа:

1) Сократите дроби: 

2) Выделите целую часть:

3) Приведи дроби к НОЗ:

4) Если возможно, сократите полученную дробь и выделить и нее целую часть

5) Сформулировать правило:

6) Вычисли:

Учащиеся повторяют:

1. Основное свойство дроби:
– сокращение дробей
– приведение дробей к наименьшему общему знаменателю

2. Выделение целой части из неправильной дроби

3. Правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями: и работу с правилом

Создают схему-модель для правила

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

3. Выявление места и причины затруднения

(Слайды 6, 7)

1) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.
2) Согласовать цель и тему урока.
Учащиеся встретились с затруднением в выполнении задания № 6,

т.к. еще не знают правила.
Учителем задается вопрос о теме урока и целее урока

Учащиеся на вопрос о теме урока формулируют тему:
«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» и
цель урока: учимся складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

4. Построение проекта выхода из затруднения

(Слайд 8)

Организовать
коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения
Задание: дополнить известный алгоритм, чтобы можно было по нему выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателям и показать на предложенных примерах, как он действует. У каждой пары на столе таблички известного алгоритма. Все варианты обсуждаются. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации, планирование, создание способа решения проблемы

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

5. Реализация построенного продукта

(Слайд 9, 10 )

Зафиксировать новый способ действия в знаковой форме и с помощью эталона. Обсуждение с учащимися правила сложения и вычитания дробей:

Предлагается пример:

Вместе обсуждается решение примера.
В математике нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах. ОЗ и НОЗ не всегда совпадают.
(Учитель рассказывает об этом историю)

Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания дробей:

Алгоритм:

1. Суммой (или разностью) дробей является дробь
2. Найти НОЗ дробей
3. Найти дополнительные множители (НОЗ делим на каждый знаменатель)
4. Найти новые числители действием умножением
5. Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности)
6. Если возможно, сократить полученную дробь и выделить и нее целую часть

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.
6. Первичное закрепление во внешней речи

(Слайд 11)

Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. Задание: выполни действия:

Учащиеся проговаривают алгоритм.
Первые 2 примера вместе на доске, два других проговаривают, работая в тетрадях.
Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логических рассуждений

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения задач, достижение и согласование общего решения

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

(Слайды 12, 13)

Проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. Самостоятельная работа

1 вариант

2 вариант

Работа проверяется по ответам.

1 вариант 2 вариант
Учащиеся выполняют самостоятельную работу, затем проверяют ответы. Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, выполнение действий по алгоритму
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
8. Рефлексия деятельности на уроке

(Слайд 14)

1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения и вычитания дробей;
2) Оценить собственную деятельность на уроке;
3) Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами;
4) Обсудить и записать домашнее задание.
– Что нового узнали на уроке?
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Наша цель достигнута?
– Что нам помогло справиться с затруднением?
– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
– Как вы можете оценить свою работу?
Благодарю всех за урок. Молодцы!

Учащиеся отвечают на вопросы

Записывают задание на дом.

Учебник стр. 158, п.33
Правило

№ 546 (1) № 548(а)

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха
Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества