Цель урока: обучение написанию сжатого изложения.
Задачи:
- Учебные: формировать коммуникативно-речевые умения при подготовке к написанию сжатого изложения; развивать умение определять круг проблем, поднятых в тексте, умение видеть логическую структуру текста, отбирать в исходном тексте главную и второстепенную информацию, умение точно использовать языковые средства связи предложений в тексте; совершенствовать практические навыки сжатия текста.
- Развивающие: развивать мышление, память, внимание; создавать условия для развития монологической речи.
- Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом; создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.
Оборудование: экран, проектор; презентация 1 «Сведения о сжатии текста»; презентация 2 «Средства связи предложений в тексте»; карточки с текстами для учащихся.
Ход урока
I. Слово учителя.
– Сегодня на уроке мы будем учиться работать с текстом для написания сжатого изложения. Сначала нужно текст восстановить.
IІ. Работа с текстом.
– Прочитайте текст. В нем пропущены важные логические звенья. Попытайтесь самостоятельно восстановить их, а потом проверьте себя, выполнив задание после текста. (Приложение 1)
Найдите в тексте место для следующих утверждений:
- Но не менее важен опыт детства.
- Сами они пока ни на что не способны, их единственная надежда – старшие, и крик призван максимально облегчить родителям задачу – быстро найти детеныша и унести его в безопасное место.
- Напротив, он и впредь, уже став взрослым, в опасной ситуации будет беспомощно прижиматься к земле и плакать.
- Ребенок почувствует себя брошенным, и возможно, что, став взрослым, будет пасовать перед трудностями, испытывать ужас и отчаяние при столкновении с любой необычной ситуацией.
– Если выполнили правильно задание, у вас должен получиться текст. Сравните. (Приложение 2)
IІІ. Повторение сведений о тексте.
– Можем мы назвать его текстом? (Да. Это группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи).
– Определите тему текста, тип и стиль речи. (Реакция на опасность у людей зависит не только от нервной системы, но и от опыта детства. Стиль публицистический, так как он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Тип речи – рассуждение)
IV. Работа над сжатием текста.
– Что такое микротема? (Микротема – это часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают ее).
– Сколько микротем в тексте? (4, как правило, количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста).
1. Повторение сведений о сжатии текста (презентация).
– Суть сжатого изложения заключается в том, чтобы устранить из текста второстепенную информацию и оставить только нужную, необходимую для понимания смысла (основной мысли) текста.
– В каждом абзаце найдите главную информацию, которая направлена на раскрытие микротемы. (Подчёркиваем текстовый материал)
– Выделяем лишний материал. (Заштриховываем)
– Как правило, количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.
2. Заполнение таблицы
Абзац | Содержание микротемы и ключевые слова |
1 | То, как люди реагируют на опасность, зависит не только от их нервной системы, но и от опыта детства – это установлено учеными, наблюдавшими за шимпанзе. |
2 | По мере взросления последовательно сменяются три типа реакции: крик о помощи, бегство, агрессия. |
3 | Более взрослая реакция появляется, если на предыдущем этапе детеныш чувствовал себя в безопасности. |
4 | Эти наблюдения помогают по-новому оценить родительское поведение у людей. |
– Итак, мы «сжимали» текст способом исключения. Вспомните, какими приемами мы при этом воспользовались? (При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности).
V. Анализ полученных работ.
1. Анализ средств связи в тексте.
– Прочитать свою работу и подчеркнуть средства связи предложений в тексте.
2. Сравнительный анализ «сжатых» текстов учащихся и текста-образца. (Приложение 3)
3. Редактирование текста.
– При сокращении в хорошей ученической работе должно быть чуть больше 90 слов, то есть вдвое-втрое меньше, чем в исходном тексте. Используя приемы обобщения, отредактируйте сжатые изложение.
VІ. Рефлексия.
Фамилия, имя учащегося | ||
+ | - | ? |
– В графу «+» записываете все факты, которые вызвали положительные эмоции. В графу «--» записываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным. В графу «интересно» (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно. На следующем занятии мы обязательно обратимся к результатам рефлексии и разберем то, что для вас осталось не вполне понятным, и обратим внимание на то, о чем вам хотелось бы узнать подробнее.
VІІ. Домашнее задание.
– Составить синквейн по тексту. Синквейн – это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное или местоимение);
2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);
3 строка – описание действия (три глагола или деепричастия);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)
І вариант | ІІ вариант |
1. храбрецы | трусы |
2. уверенные, смелые | кричащие, замирающие |
3. вступают, рассчитывают, рискуют | плачут, прячутся, пасуют |
4. Пробуют свои силы в конфликтах | Испытывают ужас в любой ситуации |
5. самостоятельность | отчаяние |
Список литературы:
- Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: метод и практика./Лекции 1-4/. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.