Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА

Разделы: Русский язык


Цель урока: обучение написанию сжатого изложения.

Задачи:

  1. Учебные: формировать коммуникативно-речевые умения при подготовке к написанию сжатого изложения; развивать умение определять круг проблем, поднятых в тексте, умение видеть логическую структуру текста, отбирать в исходном тексте главную и второстепенную информацию, умение точно использовать языковые средства связи предложений в тексте; совершенствовать практические навыки сжатия текста.
  2. Развивающие: развивать мышление, память, внимание; создавать условия для развития монологической речи.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом; создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.

Оборудование: экран, проектор; презентация 1 «Сведения о сжатии текста»; презентация 2 «Средства связи предложений в тексте»; карточки с текстами для учащихся.

Ход урока

I. Слово учителя.

– Сегодня на уроке мы будем учиться работать с текстом для написания сжатого изложения. Сначала нужно текст восстановить.

IІ. Работа с текстом.

Прочитайте текст. В нем пропущены важные логические звенья. Попытайтесь самостоятельно восстановить их, а потом проверьте себя, выполнив задание после текста. (Приложение 1)

Найдите в тексте место для следующих утверждений:

  1. Но не менее важен опыт детства.
  2. Сами они пока ни на что не способны, их единственная надежда – старшие, и крик призван максимально облегчить родителям задачу – быстро найти детеныша и унести его в безопасное место.
  3. Напротив, он и впредь, уже став взрослым, в опасной ситуации будет беспомощно прижиматься к земле и плакать.
  4. Ребенок почувствует себя брошенным, и возможно, что, став взрослым, будет пасовать перед трудностями, испытывать ужас и отчаяние при столкновении с любой необычной ситуацией.

– Если выполнили правильно задание, у вас должен получиться текст. Сравните. (Приложение 2)

IІІ. Повторение сведений о тексте.

– Можем мы назвать его текстом? (Да. Это группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи).

– Определите тему текста, тип и стиль речи. (Реакция на опасность у людей зависит не только от нервной системы, но и от опыта детства. Стиль публицистический, так как он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Тип речи – рассуждение)

IV. Работа над сжатием текста.

– Что такое микротема? (Микротема – это часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают ее).

– Сколько микротем в тексте? (4, как правило, количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста).

1. Повторение сведений о сжатии текста (презентация).

– Суть сжатого изложения заключается в том, чтобы устранить из текста второстепенную информацию и оставить только нужную, необходимую для понимания смысла (основной мысли) текста.

(Презентация 1)

– В каждом абзаце найдите главную информацию, которая направлена на раскрытие микротемы. (Подчёркиваем текстовый материал)

– Выделяем лишний материал. (Заштриховываем)

– Как правило, количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

2. Заполнение таблицы

Абзац Содержание микротемы и ключевые слова
1 То, как люди реагируют на опасность, зависит не только от их нервной системы, но и от опыта детства – это установлено учеными, наблюдавшими за шимпанзе.
2 По мере взросления последовательно сменяются три типа реакции: крик о помощи, бегство, агрессия.
3 Более взрослая реакция появляется, если на предыдущем этапе детеныш чувствовал себя в безопасности.
4 Эти наблюдения помогают по-новому оценить родительское поведение у людей.

– Итак, мы «сжимали» текст способом исключения. Вспомните, какими приемами мы при этом воспользовались? (При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности).

V. Анализ полученных работ.

1. Анализ средств связи в тексте.

(Презентация 2)

– Прочитать свою работу и подчеркнуть средства связи предложений в тексте.

2. Сравнительный анализ «сжатых» текстов учащихся и текста-образца. (Приложение 3)

3. Редактирование текста.

– При сокращении в хорошей ученической работе должно быть чуть больше 90 слов, то есть вдвое-втрое меньше, чем в исходном тексте. Используя приемы обобщения, отредактируйте сжатые изложение.

VІ. Рефлексия. 

Фамилия, имя учащегося  
+ - ?
     

– В графу «+» записываете все факты, которые вызвали положительные эмоции. В графу «--» записываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным. В графу «интересно» (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно. На следующем занятии мы обязательно обратимся к результатам рефлексии и разберем то, что для вас осталось не вполне понятным, и обратим внимание на то, о чем вам хотелось бы узнать подробнее.

VІІ. Домашнее задание.

Составить синквейн по тексту. Синквейн – это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное или местоимение);
2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);
3 строка – описание действия (три глагола или деепричастия);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)

І вариант ІІ вариант
1. храбрецы трусы
2. уверенные, смелые кричащие, замирающие
3. вступают, рассчитывают, рискуют плачут, прячутся, пасуют
4. Пробуют свои силы в конфликтах Испытывают ужас в любой ситуации
5. самостоятельность отчаяние

Список литературы: 

  1. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: метод и практика./Лекции 1-4/. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.