Урок-путешествие по теме "Природа Южной Америки. Амазония". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока:

  1. Продолжать формировать у учащихся представление о природных зонах на примере изучения природных зон материка.
  2. Подводить учащихся к осознанию идей о развитии природных зон в результате взаимодействия компонентов природы.

Задачи урока:

Образовательная:

  • систематизировать знания учащихся по теме,
  • умение делать выводы о влиянии климата на природу,
  • сравнивать природные зоны разных материков.

Развивающая:

  • развитие познавательной активности учащихся,
  • стремление учащихся к использованию дополнительной литературы по географии.

Воспитывающая:

  • экологическое воспитание на примерах бережного отношения к природе у коренного населения Южной Америки.

Средства обучения и пособия:

  • учебник,
  • атласы 7-го класса,
  • физическая карта “Южная Америка”,
  • компьютер, интерактивная доска,
  • мультимедиапроектор,
  • картины и рисунки с изображением растений и животных изучаемых природных зон Южной Америки (“Сельва”, “Анды”, “Пампа”, “Животный и растительный мир Южной Америки”),
  • использование авторских презентаций учащихся.

Дополнительная литература:

  • “По материкам и океанам” Н. П. Смирнова, А. А. Шибанова;
  • “Хрестоматия по географии материков и океанов” Т. А. Смирнова;
  • “Уроки географии в седьмом классе” О. В. Крылова.

Использованные интернет-ресурсы:

nsportal.ru shkola/geografiya/library/urok…priroda

guzvenag.ucoz.ru Uroki7kl/U342.doc

InternetUrok.ru 7 класс…-prirody-juzhnoj-ameriki

Организация учебной деятельности: краткие записи по ходу урока и выступлений учащихся; самостоятельная работа с картами атласа и выполнение заданий по карточкам.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Изучение нового материла.
  4. Закрепление.
  5. Итоги урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока.

– Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по реке Амазонке, останавливаясь на живописных берегах и изучая природу материка Южная Америка.

Южную Америку сегодня посетим,
Дебри Амазонии, конечно, навестим,
По проливам разным проплывем,
Материк неспешно обогнем,
Анды покорим без лишних слов,
Повидаем цепи островов
И контраст природы ощутим,
Если очень сильно захотим.

3. Изучение нового материала.

Познавательная задача: Посмотрите презентацию “Амазония” и ответьте на вопросы:

  • Что называют Амазонией?
  • Почему река Амазонка полноводна весь год?
  • Каков органический мир Амазонии?

Познавательная задача: Поскольку на материке Южная Америка обширны территории с влажным климатом, то здесь формируются обширнейшие леса.

Докажите или опровергните это утверждение. (Ответы учащихся)

Вывод:

В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе стороны от экватора в Амазонии простираются постоянно влажные вечнозеленые леса, сменяющиеся к северу и югу на нагорьях переменно-влажными листопадными тропическими лесами, редколесьями и саваннами, особенно обширными в южном полушарии. На юге материка расположены степи и полупустыни.

Двигаясь по Амазонке, можно заметить, что растительный мир бассейна реки очень разнообразен. Это самый большой и буйный экваториальный лес на Земле – зеленая оранжерея нашей планеты, одно из удивительных и неповторимых чудес природы.

Трудно найти шпиона, у которого было бы столько же кличек (иногда даже противоречащих друг другу по смыслу), сколько названий есть у этих лесов. Экваториальные леса, тропические дождевые леса, гилея, сельва, джунгли и, наконец, термин, который вы можете встретить в школьных или в научных атласах, — постоянно влажные (экваториальные) леса.

Гилейный лес, Гилея (греч. hyle — лес) — тропический лес по преимуществу в бассейне реки Амазонки. Гилейный лес является сосредоточием древнейшей флоры Земли. В Гилейных лесах не бывает засухи и практически отсутствуют сезонные температурные изменения. Для гилейных лесов характерна многоярусность, невероятное разнообразие растений (только древесных около 4 тысяч видов), обилие лиан, эпифитов.  В гилейных лесах произрастают многочисленные ценные породы деревьев, такие как какао, гевея-каучуконос, бананы. В широком понимании гилеей называют экваториальные леса Южной Америки, Центральной Африки и островов Океании.
Даже великий английский ученый Альфред Уоллес, во многом предвосхитивший основные положения теории эволюции Чарльза Дарвина, будучи биологом, не особенно задумывался о том, почему, описывая экваториальный пояс, он называет растущие там леса тропическими. Объяснение довольно простое: полтора столетия назад, говоря о климатических поясах, обычно выделяли всего три: полярный (он же холодный), умеренный и жаркий (тропический). И тропиками, особенно в англоязычных странах, называли всю территорию, находящуюся между параллелями 23°27" с. ш. и ю. ш. Сами эти параллели также часто называли тропиками: 23°27" с. ш. — тропиком Рака, а 23°27' ю. ш. — тропиком Козерога.

Познавательная задача: Формирование представления о многообразии растительного и животного мира Амазонии Южной Америки. Знакомятся с иллюстрациями ЭОР (изображениями сельвы, представителями растительного и животного мира), текстом учебника на стр.139 – 140, рис. 111, стр.141.

(Учащиеся заполняют таблицу в тетради).

Природная зона

Климат. пояс

Типичные представители флоры

Типичные представители фауны

Сельва      

Физкультминутка.

Ребята, а сейчас давайте отдохнем. Сделаем физкультминутку.

Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре-
Вот мы к берегу подплыли.
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять –
Вправо, вправо, влево, влево.
Не забудем и присесть –
Раз, два (присели), три, четыре (встали)
На счет пять – за парты сесть.

4. Закрепление.

Послушайте слова польского путешественника А. Фидлера:

“Тропические леса Амазонки! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в них, дважды испытывает радость: в первый день, когда ослепленный сказочным богатством Амазонки, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда на грани безумства, он, наконец, удирает из этого “зеленого ада”.

Как Вы понимаете данные слова? (Ответы учащихся).

Тест на усвоение материала:

Установите соответствие:

  1. Труднопроходимый, влажный вечнозеленый лес.
  2. Вид крокодилов.
  3. Дерево-каучуконос.
  4. Самая большая пресноводная рыба.
  5. Птица сельвы.
  6. Хищная птица.

А. Пираруку.
Б. Нанду.
В. Кондор.
Д. Гевея.
Е. Кайман.
Ж. Сельва.
И. Тукан.

Ответы: 1 – Ж, 2 – Е, 3– Д, 4 – А, 5 – И, 6 – В.

Рефлексия:

Каково значение природного комплекса р. Амазонки для планеты в целом?

– Можно ли заявить, что сельва – это природный комплекс?

– На основании каких факторов мы делаем это заявление?

С. Цвейг писал: “Кто видел Амазонку, тому хватит красот на всю оставшуюся жизнь”. Добавим, что сохранить это чудо природы – важнейшая задача народов Южной Америки.

– Подумайте, в результате какой хозяйственной деятельности взаимосвязи ПК сельвы могут быть нарушены?

5. Итоги урока.

Итак, закончилось наше путешествие в сельву, где почти полностью отсутствует сезонная ритмика, каждый день соединяет в себе лето, осень, зиму и весну, так как одни деревья цветут, другие сбрасывают листву. Невозможно определить по породам деревьев тип леса, так как нет деревьев, которые бы занимали главенствующее положение.

– Мне с вами было очень приятно путешествовать. Я надеюсь, что у Вас остались приятные впечатления увиденного и услышанного. Поэтому, пришло время поделиться своими впечатлениями об уроке.

Что вы узнали на уроке? С чем познакомились?

Что понравилось? Что не понравилось?

Я знала, все у нас получится,
Америку мы с вами будем знать.
Активным путешественникам……..
В журнал поставлю “хорошо” и “пять”.
И в заключении хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.

Ведь правильно сказал Константин Паустовский: “Познания и странствия неотделимы друг от друга”. И наш девиз был для нас хорошим путеводителем.

А теперь следует подвести итоги нашего путешествия.

(Отмечаются наиболее активные учащиеся, выставляются оценки).

6. Домашнее задание.

Составьте сочинение на тему: “Один день в Амазонии”.

Дополнительное задание: – Составить памятку туристам, отбывающим в Южную Америку для посещения интересных природных объектов и предостеречь от опасных явлений природы, случающихся на просторах этого материка.

Урок окончен. Спасибо за работу.