Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Цели урока:
- Продолжать формировать у учащихся представление о природных зонах на примере изучения природных зон материка.
- Подводить учащихся к осознанию идей о развитии природных зон в результате взаимодействия компонентов природы.
Задачи урока:
Образовательная:
- систематизировать знания учащихся по теме,
- умение делать выводы о влиянии климата на природу,
- сравнивать природные зоны разных материков.
Развивающая:
- развитие познавательной активности учащихся,
- стремление учащихся к использованию дополнительной литературы по географии.
Воспитывающая:
- экологическое воспитание на примерах бережного отношения к природе у коренного населения Южной Америки.
Средства обучения и пособия:
- учебник,
- атласы 7-го класса,
- физическая карта “Южная Америка”,
- компьютер, интерактивная доска,
- мультимедиапроектор,
- картины и рисунки с изображением растений и животных изучаемых природных зон Южной Америки (“Сельва”, “Анды”, “Пампа”, “Животный и растительный мир Южной Америки”),
- использование авторских презентаций учащихся.
Дополнительная литература:
- “По материкам и океанам” Н. П. Смирнова, А. А. Шибанова;
- “Хрестоматия по географии материков и океанов” Т. А. Смирнова;
- “Уроки географии в седьмом классе” О. В. Крылова.
Использованные интернет-ресурсы:
nsportal.ru shkola/geografiya/library/urok…priroda
guzvenag.ucoz.ru Uroki7kl/U342.doc
InternetUrok.ru 7 класс…-prirody-juzhnoj-ameriki
Организация учебной деятельности: краткие записи по ходу урока и выступлений учащихся; самостоятельная работа с картами атласа и выполнение заданий по карточкам.
План урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Изучение нового материла.
- Закрепление.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и целей урока.
– Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по реке Амазонке, останавливаясь на живописных берегах и изучая природу материка Южная Америка.
Южную Америку сегодня посетим,
Дебри Амазонии, конечно, навестим,
По проливам разным проплывем,
Материк неспешно обогнем,
Анды покорим без лишних слов,
Повидаем цепи островов
И контраст природы ощутим,
Если очень сильно захотим.
3. Изучение нового материала.
Познавательная задача: Посмотрите презентацию “Амазония” и ответьте на вопросы:
- Что называют Амазонией?
- Почему река Амазонка полноводна весь год?
- Каков органический мир Амазонии?
Познавательная задача: Поскольку на материке Южная Америка обширны территории с влажным климатом, то здесь формируются обширнейшие леса.
Докажите или опровергните это утверждение. (Ответы учащихся)
Вывод:
В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе стороны от экватора в Амазонии простираются постоянно влажные вечнозеленые леса, сменяющиеся к северу и югу на нагорьях переменно-влажными листопадными тропическими лесами, редколесьями и саваннами, особенно обширными в южном полушарии. На юге материка расположены степи и полупустыни.
Двигаясь по Амазонке, можно заметить, что растительный мир бассейна реки очень разнообразен. Это самый большой и буйный экваториальный лес на Земле – зеленая оранжерея нашей планеты, одно из удивительных и неповторимых чудес природы.
Трудно найти шпиона, у которого было бы столько же кличек (иногда даже противоречащих друг другу по смыслу), сколько названий есть у этих лесов. Экваториальные леса, тропические дождевые леса, гилея, сельва, джунгли и, наконец, термин, который вы можете встретить в школьных или в научных атласах, — постоянно влажные (экваториальные) леса.
Гилейный лес, Гилея (греч. hyle — лес) —
тропический лес по преимуществу в бассейне реки
Амазонки. Гилейный лес является сосредоточием
древнейшей флоры Земли. В Гилейных лесах не
бывает засухи и практически отсутствуют
сезонные температурные изменения. Для гилейных
лесов характерна многоярусность, невероятное
разнообразие растений (только древесных около 4
тысяч видов), обилие лиан, эпифитов. В гилейных
лесах произрастают многочисленные ценные породы
деревьев, такие как какао, гевея-каучуконос,
бананы. В широком понимании гилеей называют
экваториальные леса Южной Америки, Центральной
Африки и островов Океании.
Даже великий английский ученый Альфред Уоллес,
во многом предвосхитивший основные положения
теории эволюции Чарльза Дарвина, будучи
биологом, не особенно задумывался о том, почему,
описывая экваториальный пояс, он называет
растущие там леса тропическими. Объяснение
довольно простое: полтора столетия назад, говоря
о климатических поясах, обычно выделяли всего
три: полярный (он же холодный), умеренный и жаркий
(тропический). И тропиками, особенно в
англоязычных странах, называли всю территорию,
находящуюся между параллелями 23°27" с. ш. и ю. ш.
Сами эти параллели также часто называли
тропиками: 23°27" с. ш. — тропиком Рака, а 23°27' ю. ш.
— тропиком Козерога.
Познавательная задача: Формирование представления о многообразии растительного и животного мира Амазонии Южной Америки. Знакомятся с иллюстрациями ЭОР (изображениями сельвы, представителями растительного и животного мира), текстом учебника на стр.139 – 140, рис. 111, стр.141.
(Учащиеся заполняют таблицу в тетради).
Природная зона |
Климат. пояс |
Типичные представители флоры |
Типичные представители фауны |
Сельва |
Физкультминутка.
Ребята, а сейчас давайте отдохнем. Сделаем физкультминутку.
Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре-
Вот мы к берегу подплыли.
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять –
Вправо, вправо, влево, влево.
Не забудем и присесть –
Раз, два (присели), три, четыре (встали)
На счет пять – за парты сесть.
4. Закрепление.
Послушайте слова польского путешественника А. Фидлера:
“Тропические леса Амазонки! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в них, дважды испытывает радость: в первый день, когда ослепленный сказочным богатством Амазонки, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда на грани безумства, он, наконец, удирает из этого “зеленого ада”.
Как Вы понимаете данные слова? (Ответы учащихся).
Тест на усвоение материала:
Установите соответствие:
- Труднопроходимый, влажный вечнозеленый лес.
- Вид крокодилов.
- Дерево-каучуконос.
- Самая большая пресноводная рыба.
- Птица сельвы.
- Хищная птица.
А. Пираруку.
Б. Нанду.
В. Кондор.
Д. Гевея.
Е. Кайман.
Ж. Сельва.
И. Тукан.
Ответы: 1 – Ж, 2 – Е, 3– Д, 4 – А, 5 – И, 6 – В.
Рефлексия:
– Каково значение природного комплекса р. Амазонки для планеты в целом?
– Можно ли заявить, что сельва – это природный комплекс?
– На основании каких факторов мы делаем это заявление?
С. Цвейг писал: “Кто видел Амазонку, тому хватит красот на всю оставшуюся жизнь”. Добавим, что сохранить это чудо природы – важнейшая задача народов Южной Америки.
– Подумайте, в результате какой хозяйственной деятельности взаимосвязи ПК сельвы могут быть нарушены?
5. Итоги урока.
Итак, закончилось наше путешествие в сельву, где почти полностью отсутствует сезонная ритмика, каждый день соединяет в себе лето, осень, зиму и весну, так как одни деревья цветут, другие сбрасывают листву. Невозможно определить по породам деревьев тип леса, так как нет деревьев, которые бы занимали главенствующее положение.
– Мне с вами было очень приятно путешествовать. Я надеюсь, что у Вас остались приятные впечатления увиденного и услышанного. Поэтому, пришло время поделиться своими впечатлениями об уроке.
Что вы узнали на уроке? С чем познакомились?
Что понравилось? Что не понравилось?
Я знала, все у нас получится,
Америку мы с вами будем знать.
Активным путешественникам……..
В журнал поставлю “хорошо” и “пять”.
И в заключении хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.
Ведь правильно сказал Константин Паустовский: “Познания и странствия неотделимы друг от друга”. И наш девиз был для нас хорошим путеводителем.
А теперь следует подвести итоги нашего путешествия.
(Отмечаются наиболее активные учащиеся, выставляются оценки).
6. Домашнее задание.
Составьте сочинение на тему: “Один день в Амазонии”.
Дополнительное задание: – Составить памятку туристам, отбывающим в Южную Америку для посещения интересных природных объектов и предостеречь от опасных явлений природы, случающихся на просторах этого материка.
Урок окончен. Спасибо за работу.