Проведение тематических дней в Черноярском реабилитационном центре стали доброй традицией. Благодаря этой форме организации совместной деятельности педагога и воспитанника, дети могут реализовывать свои замыслы и планы, развивать коммуникативные способности, получить ценностные ориентации, выразить свой внутренний мир. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение детского коллектива, и формирование личности ребенка. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших.
Во время планирования и организации коллективных творческих дел взрослые и дети приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа коллективного творческого дела.
Физкультурно – оздоровительные и спортивно – массовые мероприятия, проводимые в ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних, Черноярский район, Астраханской области» в летний оздоровительный период, проводится по четко разработанному плану в основе, которой лежит педагогическая программа, разработанная руководителем по физическому воспитанию Худяковой Еленой Васильевной. Вариативная часть программы разрабатывается совместно с педагогическим коллективом. В реализации летней программы оздоровления принимает участие весь педагогический состав реабилитационного центра.
Основным направлением работы реабилитационного центра в летний период является спортивно-оздоровительная культура, что отражено в содержании, формах и методах деятельности центра. А так же в работе используются направления:
- нравственно-патриотическое;
- экологическое;
- творческое;
- культурно-нравственное;
- трудовое.
В течение лета проходят три оздоровительные смены и, как правило, каждая смена имеет свою определенную тематику. Такое планирование наиболее приемлемо для летнего лагеря и интересно детям. Возраст детей от 3 до 11 лет. Продолжительность смены 21 день (Приложение №1)
В период летних каникул при организации физкультурно – массовый работы в нашем центре планируется три тематических дня в течение летней смены. Один из таких дней прошел под темой «Русский сувенир» (Приложение№2)
Тематический день являлся продолжением целого цикла мероприятий духовно патриотического воспитания молодежи. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Все мероприятия, проводимые в этот день в центре, были направлены на развития интереса детей к традициям русского народного календаря и в частности к трем летним месяцам. В этот день предпочтение отдавалось проведению народной игры, знакомству с традициями древних славян, чтению произведений художественной литературы, рассказыванию сказок и преданий, разучиванию потешек, загадок, знакомство с изобразительным искусством – классическим и народным.
С детьми дошкольного возраста была организована игра – рассказ «В гостях у бабушки Агафьи». Дети в игровой форме познакомились и многообразием народного декоративно – прикладного искусства, а затем на практическом занятии сами при помощи красок и карандашей расписывали предметы деревенской утвари. Ребята постарше учились создавать разнообразные изображения росписи из одного набора форм и деталей. Все работы детей были, продемонстрированы на выставке «Народная ярмарка» (Рисунок№1) и, по мнению многих, были самыми яркими и запоминающимися. В игре – эстафете «Путешествие русской матрёшки» ребята не только узнали об истории создания этой игрушки, но и познакомить с новыми русскими народными играми: хороводами, запевками, кричалками.
Ребята школьного возраста на линейке получили маршрутные листы для выполнения отрядных заданий. Были организованны творческие группы: часть детей трудилась в мастерской «Дело мастера боится», ребята осваивали разные виды росписи: хохломская, городецкая, дымковская. Вторая группа ребят работала в мастерской «Золотошвейка» по изготовлению атрибутов и деталей костюмов к конкурсу хороводов и игр. Старшая группа ребят работала в творческой мастерской «Двое из ларца», совместно с педагогами ребята отбирали игры и хороводы. Группа мальчиков и девочек должна была представить на конкурс русские народные игры: рассказать о правилах игры, об истории возникновения игры и провести эту игру между ребятами. Среди детей старшего и среднего возраста была проведена игра – беседа «Праздник русской берёзки». Дети узнали, что береза у древних славян считалась символом счастья, о праздниках и обрядах в которых главным действующим лицом была русская березка.
Завершился тематический день Конкурсной программой «Как на горке на пригорке». Ребята соревновались в красноречии, раскалывали народных обрядах и традициях, показывали свою молодецкую удаль в поединках и играх (Рисунок№2, 3,4) демонстрировали сделанные своими руками детали костюмов к предлагаемым играм. На протяжении всей игры координатором мероприятия была презентация, подготовленная непосредственно к конкурсу «Языческие праздники» (Рисунок№5) Конкурсные выступления ребят дополнялись рассказом педагога о самых ярких праздниках лета: праздник Ивана Купалы, Аграфены Купальницы, День Скипера Змея. Особенный интерес вызвал у ребят рассказ о самом много обрядовом празднике – летние Зеленый святки или русалочья неделя. Ребята узнали названия языческих богов, увидели, как их изображали славяне, как относились к ним и как почитали. Многие были удивлены, узнав о многообразии добрых и злых духов.
Дух – это состояние души, нечто, энергетическая ценность. Имеется свой дух и у каждого народа, разобрали понятие «Русский Дух». В заключение конкурсной программы все команды приняли участие в викторине «Боги и духи», а также при помощи компьютерной игры «Проверь себя» и закрепили свои знания полученные на занятии.
Здесь же ребята рассказали и показали свои работы, подготовленные к выставке «Народная ярмарка».
Мы убеждены, что изучая народные традиции, обряды, верования предков, познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.