Цели: сформировать представление о деепричастии как особой форме глагола. Познакомить с синтаксической ролью деепричастий. Развивать умение отличать их от других частей речи. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: компьютер, монитор, презентация.
План.
- Слово учителя.
- Открытие новых знаний.
- Развитие орфографических умений.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Слово учителя.
(слайд с темой урока)
Сегодня вам предстоит познакомиться с новой частью речи, которая называется деепричастие. В ходе урока вы узнаете грамматическое значение деепричастий, его морфологические признаки.
II. Открытие новых знаний.
– Попробуйте объяснить значение слова деепричастие. Как вы думаете, что такое деепричастие?
Ответ на слайде. (Деепричастие – (дее – от деяти, делать), причастие, т.е. причастный к действию.)
– Выясним, как деепричастие относится к действию.
(Объяснение нового материала проходит с помощью презентации).
– Какие действия совершает девочка? (слайд) (сидит и рисует)
– Какой частью речи являются данные слова? (глаголами)
– Каково грамматическое значение глагола?
Верно, это основное действие, передаваемое глаголами-сказуемыми.
Рассмотрим следующий пример. (слайд)
– Какое слово передает главное действие?
– Чем оно выражено? (Глаголом)
– Девочка просто сидит?
(Нет. Она при этом рисует (совершает дополнительное действие))
– Какое из предложений более точно передает занятие девочки?
– Почему?
(Второе. Она не просто рисует, а делает это сидя, т.е. совершает дополнительное действие к основному)
Часть речи, передающая добавочное действие к основному, называется деепричастием.
– От какого слова зависит? (слайд)
– Какой вопрос задаем? (Как? Что делая?)
(слайд)
Сделаем вывод.
– Каково грамматическое значение деепричастия?
А теперь выясним, какие морфологические признаки есть у деепричастий.
Сравним наши выводы с теми, что даны в учебнике на стр. 166-167.
– О чем не сказали?
Итак, деепричастие имеет признаки глагола и отвечает на вопросы что делая? Что сделав?
– Какой морфологический признак глагола можем определить по вопросу? (Вид)
– Какой это признак? (Постоянный)
Определите вид у деепричастия сидя. От какого глагола образовалось? При помощи чего?
Вывод. Деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида.
– Как определить вид деепричастия? (По вопросу)
Верно, но есть еще одна примета, по которой можно определить вид деепричастия. Это суффикс.
– Дополните сведения о деепричастии в учебнике материалом из таблицы. (Слайд)
– Какие суффиксы имеют деепричастия совершенного вида, а несовершенного?
– Задавая вопрос от глагола к деепричастию, мы видим, что оно связано и с другими словами.
Выпишите словосочетания с деепричастиями, укажите смысловую и грамматическую связь. (Слайд)
– Какой еще вопрос поставим к деепричастию? (Как?)
– Для какого члена предложения характерен вопрос? (Обстоятельства) (Слайд)
– Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?»
– В чем особенность наречия? (Не изменяется)
Обобщим новые сведения.
– Что вы узнали о деепричастии? (Вывод на мониторе.)
III. Развитие орфографических умений.
(Слайд)
Попутешествуем по зимнему лесу, выполняя задания. Определим, какую роль играют деепричастия в речи.
1. Прочитайте предложение, запишите его. (Текст на мониторе)
Засыпав тропы и тропинки,
Стирая свежие следы,
На землю тихие снежинки
Ложатся блестками слюды.
– Найдите грамматическую основу.
– Какое слово помогает передать основное действие?
– Как падают снежинки?
– Какой вопрос задаем? (щелчок )
– Что передают слова засыпав и стирая?
– Определите их вид. Как вы это сделали? (щелчок)
– Проведем лингвистический эксперимент. Попробуйте убрать деепричастия из предложений. Что изменилось?
Деепричастия помогают сделать картину более образной, они «дорисовывают» основное действие, обозначенное глаголом.)
2. Пройдем еще немного в лес. (Работа с текстом, данном на мониторе.)
По алмазной скатерти снегов, оставляя узоры следов, пробегают легкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.
– Спишите предложения, вставьте недостающие знаки препинания. Объясните их. Найдите в предложениях слова, передающие главное и добавочное действие, определите вид деепричастий.
– Объясните встретившиеся орфограммы.
– Какие ассоциации возникают у вас после прочтения предложений?
– Что помогает более ярко представить себе то, о чем говорится?
– Какие средства выразительности использует автор?
– Для чего в предложениях используются деепричастия?
3. Движемся дальше. Выполняя следующее задание, вы будете учиться заменять глаголы деепричастиями нужного вида. (Слайд)
– Спишите предложения, заменяя выделенные глаголы деепричастиями. Определите их вид.
- Белка беспечно скачет с сучка на сучок, распустила свой пушистый хвост.
- Спокойно гуляют под деревьями тетерева, оставляют на чистой скатерти снега красивые крестики своих следов.
- Раскинул огромные крылья, всю ночь неслышно летал филин, высматривая добычу.
- Под старой сосной вытянулась, греется на солнышке рысь.
– Какая часть речи имеет грамматическое значение «добавочное действие»?
– Что вы узнали о деепричастии?
– Какой морфологический признак ему подарил глагол?
– Какой морфологический признак ему подарило наречие?
– Как определить вид деепричастия?
– Какую синтаксическую роль выполняет?
4. Пользуясь новой информацией, составьте и запишите предложения с деепричастиями по данным фото. (Слайд)
Если вы прочитаете свои записи, сделанные на уроке, то увидите, что получилась небольшая зарисовка.
– О чем она?
Перед нами картины из жизни животных, которые живут в лесах и рядом с нами. И мы должны помнить о бережном отношении к окружающему миру. А средства языка помогают ярче представить картину. Деепричастия дополняют основное действие, помогают более точно выразить мысль.
Итак, сегодня мы начали знакомство с еще одной особой формой глагола – деепричастием.
– Что общего у деепричастия с глаголом?
– А у деепричастия и наречия?
– Как найти деепричастие в предложении?
IV. Домашнее задание.
- Учить теорию на стр. 166-167.
- Подобрать 5-8 предложений из художественной литературы о природе с деепричастиями, выделить суффиксы, определить вид деепричастий.