Урок русского языка по теме "Словосочетание". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Класс: пятый.

Время реализации занятия: 40 минут.

Данный урок – первый в теме «Словосочетание». Знания о словосочетаниях учащиеся получили уже в начальной школе, поэтому на уроке углубляем представление о связи слов в словосочетаниях,  их строении; учим правильно создавать словосочетания.

Основными   учебными  целями  урока являются совершенствование умения выделять главное слово, умения использовать словосочетания  в речи. Дополнительно развиваем представление о здоровом образе жизни. Достижению данных целей урока способствует такая форма урока, как ролевая игра, а также использование иллюстраций о ЗОЖ.

На уроке используются разные формы работы: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная, общеклассная.

Принципы работы: научности, связи с жизнью, наглядности, доступности.

Режим работы: учитель – класс, учитель – ученик

Методы обучения: словесный, наглядный, поисково-проблемный, репродуктивный

Учебный материал, представленный визуально, вызывает интерес у школьников, позволяет им более успешно справиться с учебной задачей.

Цели:

  • научить правильно и быстро устанавливать связи между словами;
  • научить выделять словосочетания из предложения, анализировать его строение;
  • учить строить словосочетания, соблюдая нормы лексической и грамматической сочетаемости, уместно использовать их в предложении и тексте;
  • пополнить терминологический словарь.

Средства обучения: выставка иллюстраций о ЗОЖ, компьютер, рабочие тетради, доска, массажный мячик

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

УЧИТЕЛЬ (входит в медицинском халате, в шапочке, с фонендоскопом на груди). Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем участниками небольшой игры. Да-да, мы будем играть во врача и «больного». Только лечить мы будем не совсем больных – мы будем лечить всех и всё… А почему? А зачем?

для того, чтобы это сделать, мы сначала, как настоящие врачи, будем ставить диагноз. Что обозначает это слово? (ответы учащихся)

– А что такое слово? (Единица языка, которая называет предметы, явления, действия). Приведите примеры слов, обозначающих болезни (свинка, скарлатина, корь и другие слова из предыдущего словарного диктанта). Приложение 1.

– Что такое предложение? (Это единица языка, которая состоит из слов). Приведите примеры, используя слова из предыдущего задания. (Я никогда не болел свинкой. Острым респираторным заболеванием болели почти все школьники). Последнее предложение запишите в тетрадь.

– Что такое словосочетание? (Это два или больше слов, связанных между собой). Разбейте предыдущее предложение на словосочетания: острым заболеванием, все школьники.

так-так-так, уже некоторые признаки заболевания проявляются. Давайте начнём лечение. Сначала обратим внимание на ваше питание. Представьте себе, что Вы – хозяин магазина «Здоровое питание». Составьте при помощи словосочетаний ассортимент товаров вашего магазина. А что такое ассортимент? Давайте воспользуемся Словарём иностранных слов. (Пока один ученик ищет значение слова, остальные пробуют дать определение самостоятельно. После прочтения словарной статьи определение вывешивается на доску. См. Приложение 2)

Итак, я записываю на доске, а вы в тетради: фруктовый сок, молоко, творог, сметана и т.д. Давайте добавим к этим словам другие, чтобы они были связаны между собой по смыслу и грамматически. А что это значит – «грамматически»? Правильно, существительные и прилагательные в словосочетании должны быть в одном роде, числе и падеже: свежие фрукты – Им.п., мн.ч.

Возьмём словосочетание «купил помидоры». Купил (что?) помидоры – существительное должно быть в В.п. А от какого слова мы будем задавать вопрос? (в словосочетаниях сущ.+ прилаг. вопрос задаём от существительного к прилагательному, в словосочетаниях гл.+сущ. – от глагола, в словосочетаниях гл.+нар.от глагола). То есть то слово, от которого мы задаём вопрос, является главным. (Врач-учитель снимает шапочку).

III. Первичная проверка усвоения знаний.

Составьте ,пожалуйста, меню. Но не такое, которое бы вы хотели каждый день видеть у нас в столовой и дома, а такое, каким оно должно быть – правильным, приносящим силы и здоровье.

(На оборотной стороне доски написаны слова и словосочетания. Необходимо выбрать словосочетания – стереть ненужные, в оставшихся обозначить главное слово)

Завтрак: ОВСЯНАЯ КАША, ТВЁРДЫЙ СЫР, ПОПКОРН, СЛИВОЧНОЕ МАСЛО, ПЕПСИ-КОЛА, ПШЕНИЧНЫЙ ХЛЕБ, ЧИЗБУРГЕР, КОФЕЙНЫЙ НАПИТОК (НА МОЛОКЕ),ЧИПСЫ.

Назовите словосочетания. Почему вы так считаете?

Обед: МОРКОВНЫЙ САЛАТ С ЯБЛОКАМИ, КУРИНЫЙ БУЛЬОН «РОЛЛТОН», КАРТОФЕЛЬНЫЙ СУП С ГОРОШКОМ, «ФАНТА», КУРИНЫЕ КОТЛЕТЫ, КИСЕЛЬ, ОВОЩНОЕ РАГУ, КАРТОФЕЛЬ ФРИ, СВЕЖИЕ ФРУКТЫ, «КИРИЕШКИ».

Почему вы выбрали не все словосочетания?

Ужин: ХОТ-ДОГ, ТУШЁНАЯ РЫБА, ОТВАРНОЙ РИС С ОВОЩАМИ, КАРТОФЕЛЬНОЕ ПЮРЕ «МАГГИ», ТВОРОЖНАЯ ЗАПЕКАНКА, СИЛЬНОГАЗИРОВАННЫЙ НАПИТОК, НАВАРИСТЫЙ КОМПОТ ИЗ СУХОФРУКТОВ.

(врач-учитель снимает фонендоскоп).

Молодцы, я очень надеюсь, что вы не забудете эти «вкусные» словосочетания. А теперь продолжим наше выздоровление. Что же такое словосочетание? Кто может рассказать? (Словосочетание – это соединение двух или более полнозначных слов, одно из которых главное, а другое – зависимое. Строение словосочетания зависит от того, какие части речи в нём соединяются).

Откройте учебник, стр. 47-48. посмотрите внимательно п. 25. Скажите, что мы ещё не выяснили. (Связь между словами выражается при помощи окончания, окончания и предлога).

Мы сейчас много работали, давайте отдохнём. Вы сейчас послушаете внимательно сообщение, а потом мы немного разомнёмся. (Приложение 3)

Давайте сыграем в игру «Кто больше?» (нужно называть словосочетания, обозначающие вид занятий, при помощи которых знаменитый писатель поддерживал своё здоровье).

IV. Тренировочные упражнения.

  • упр. 123 – 1 человек у доски (создать словосочетания, выделить главное слово, задать вопрос, выделить окончания)
  • программа-тренажёр «Фраза»: «Падежные окончания прилагательных» – 1 человек
  • упр. 122 – все остальные (после того, как ученик у доски выполнит задание, начинается проверка)

V. Итог урока.

– что нового узнали на уроке?

– Чем предложение отличается от словосочетания?

(Учитель снимает халат).

Молодцы, вы всё знаете о словосочетаниях. Надеюсь, не «заболеете», запомните надолго.

Используемая литература:

  1. Курылёва Т.И., Курылёва Е.А. «Русский язык. 5 класс. Поурочные планы», – В.: «Учитель», 2006.
  2. Брагина С.А. «Энциклопедия здоровья на уроках русского языка. 5-7 класс. Занимательные и дидактические материалы», – В.: «Учитель», 2009.
  3. Раман Т.В. «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 5 класс», – М.: «Экзамен», 2006.
  4. Соколова А.В. «Русский язык. 5 класс. Поурочные планы», – В.: «Учитель», 2007.
  5. Словарь иностранных слов. Отв. редактор Бурцева В.В., Н.М. Семёнова, – М.: «Русский язык – Медиа», 2005.

Приложения.