Логопедические сказки в системе коррекционной работы с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста

Разделы: Логопедия


Журавль и цапля

Дифференциация звуков Ш – Ж

Жили-были по разным концам одного болота Журавль и Цапля. Соседствовали по-доброму, в гости наведывались.
Да скучно Журавлю стало в одиночку век коротать, и решил он жениться.
– Пойду-ка я посватаюсь к Цапле! – и пошлёпал по болоту. Идёт и думает: “Принесу ка я ей гостинцев” (придумать слова со звуком Ш, в начале слова, в середине, в конце)

Семь верст грязь месил, насилу добрёл. Едва отдышался, и стучит в избушку:
– Цапля, ты дома?
– Дома, где ж мне ещё быть! Ты чего хотел, долговязый?

Отдал он ей гостинцы и говорит:
– Выходи за меня замуж!
Рассмеялась в ответ Цапля:
– Нет, Журавль, не пойду! Ты на себя взгляни: ноги у тебя длинные, одежда короткая. Не пара ты мне! Да и кормить мне тебя нечем. (Назвать продукты, в которых есть звук Ж (жёлудь, мороженое, ежевика, пирожное, баклажан, коржик, крыжовник, пирожок))
Так и пошел Журавль домой несолоно хлебавши.

А Цапля задумалась: "И зачем я его прогнала? Чем одной жить, выйду-ка я за Журавля". Но сначала подберу одежду. (назвать одежду в названии которой есть звуки Ж-Ш). Нарядилась цапля и пошла на другой конец болота. Кое-как добралась, стучится:
– Журавушка, возьми меня замуж!
– Ты, одноногая, когда последний раз в зеркало смотрелась? Не хочу я на такой жениться. Цапля заплакала со стыда и воротилась к себе. (назвать добрые, ласковые слова со звуками Ж –Ш для цапли (Душечка, солнышко, малышка, крошка, желанная, ряженная, долгожданная))

А Журавль спохватился и думает: "Зря я Цаплю обидел! Возьму-ка всё-таки её замуж!"
Приходит и говорит:

– Послушай цапля, я стих сочинил.

Журавль дружил бы с жабой, кабы
Желал бы дружбы этой жабы!

(Повторить чистоговорку)
– Но мне жаба не нужна! Решил я всё же на тебе жениться.
– Убирайся, не хочу я за тебя идти!
С тем и ушёл Журавль.
Цапля размышляет: "Зря я отказалась. Чего одной-то жить?"

И вновь пошла к Журавлю свататься. Приходит и говорит:

– Отгадаешь мои загадки тогда пойду за тебя замуж.

(Отгадать загадки).

На квадратиках доски

Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (Шахматы.)

Работник садовый –
Порядок медовый. (Шмель.)

Сижу верхом, не знаю, на ком,
Знакомца встречу,
Соскочу – привечу. (Шапка.)

Но теперь и он не хочет.

Вот так до сих пор и ходят они по болоту друг за дружкой, да никак не женятся. А всё оттого, что гордыня их замучила.

Картинный материал (Приложение 1)

Заюшкина избушка

“Дифференциация звуков З – С”

(Найти слова со звуками З – С в тексте) Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна-красна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала!
Идёт дорогой зайчик, плачет.

Ему на встречу – собака: (изобразить собаку)
– Тяф-тяф-тяф! Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать?

Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Гав! Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избёнке, собака забрехала:

– Тяф-тяф-тяф! Лиса, давай сыграем с тобой в игру. Если я выиграю, то отдашь домик зайцу!
А лиса им с печи:

– А что, давай попробуем.

– Угадай, какое слово лишнее? (замок, коза, роза, оса. Сани, колос, мимоза, полоса…).

Лиса справилась с заданием и как закричит:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идёт дорогой, плачет.

Ему на встречу – медведь: (изобразить медведя)

– О чём, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь! Я твоему горю помогу!

– Нет, не поможешь!

Собака гнала – не выгнала и тебе не выгнать!
– Нет, выгоню!
– Подошли они к избёнке, медведь как закричит:

– А ну лиса с моим заданием справься. (Объединение в компании по звукам З – С. Разложить картинки по звуковым домикам и по этажам (место звука в слове)).

Вот беда, и с этим заданием справилась лиса. И говорит:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
Идёт опять зайчик, ему на встречу бык: (изобразить быка)
– Му-у-у-у! Что, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Му-у-у! Пойдём, я твоему горю помогу!
– Нет, бык, не поможешь! Собака гнала– не выгнала, медведь гнал – не выгнал и тебе не выгнать!
– Нет, выгоню! Задам такое задание, что лиса не справится.
Подошли они к избёнке, бык как заревел:

– С моим заданием, лиса, тебе не справится. (Поделить слова на слоги : Замок, сушка, заяц, лиса, колбаса, сок, зуб, зонт, сон…).

К несчастью, и с этим заданием справилась лиса и как закричит им с печи:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Бык испугался и убежал. Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего. Ему на встречу петух с косой: (изобразить петуха)
– Куд-ку-да! O чём, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!
– Пойдём, я твоему горю помогу!

– Нет, петух, не поможешь! Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал, бык гнал – не выгнал, и тебе не выгнать!
– Нет, выгоню!
Подошли они к избёнке, петух лапками затопал, крыльями забил:

– А ну лиса, повторяй за мной. (Зайка зябнет под сосной, Вспоминает, как весной, Злюка хитрая лиса, Зайца с дома прогнала.) Дети повторяют чистоговорку.

Не смогла повторить лиса чистоговорку. Петух как закричит:
– Кукареку-у! Иду на пятах, несу косу на плечах, Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон!
– Обуваюсь!

Петух опять:
– Иду на пятах, несу косу на плечах, Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит: "Одеваюсь!"
Петух в третий раз:
– Кукареку! Иду на пятах, Несу косу на плечах!...

Лиса без памяти выбежала, петух взмахнул косой – её и след простыл!
И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке.

Картинный материал (Приложение 2)

Баба-Яга и ягоды

“Дифференциация звуков Г – К”

В некотором царстве, в славном государстве, возле речки древней, у большой деревни стоял дремучий бор. Грибов и ягод водилось там видимо-невидимо, да только местным жителям радости от этого не было совсем, потому как обитала в чаще того леса старая карга – злобная Яга. Жадна была не в меру и никому в лес ступить не давала: кого в трясину заведёт, кого и вовсе изведёт.

“Найди слова со звуками Г – К”

Как-то летом в самую ягодную пору задумала она полакомиться земляникой, да вот незадача: не хотят ягодки в корзинку к старой Яге идти, под листочками спрятались, в травке затаились. Ворчит баба Яга, злобится, да под каждый листик не заглянешь, каждому кусту не поклонишься.
Той же порой ходила по лесу маленькая девочка. Ещё затемно из дому вышла, корзинку ягод набрать да малость подкормиться. Идёт и видит “Горох, гамак, стога, берлогу, логово, Коней, куб, сук, лукошко” (картинки. Детям предлагается разделиться на две компании по звуку в названии картинки). А всё это проказы Ббы Яги. Не испугалась она и дальше пошла. А ягоды ей-то на показ выставляются:
– Здесь мы, бери нас скорей! “Голубика, калина, земляника…”

Наелась девочка ягод, набрала полную корзинку и хотела уж было домой идти, как повстречалась ей баба Яга, ухватила своей клюкой, да как зашипит:
– Вот почему мне ни одной ягоды не попалось! Ты их все собрала!
Отняла у девочки корзинку, и отправилась к себе в избушку, радуясь нежданной добыче. А девочка присела на пенёк и горько заплакала от обиды.

Идёт баба Яга, корзинкой покачивает, а ягодки оттуда прыг да скок на травку, прыг да скок, так все и повыпрыгивали, запели песенку:

“ГА-ГО-ГУ-ГЫ”, а другие в ответ “КУ-КО-КЫ-КА”… и покатились обратно на полянку. Сидит девочка, жалобно всхлипывает и вдруг слышит из травы:
– Готовь-ка, милая, платочек!
Сняла она косынку, расстелила перед собой, ягодки туда и закатились. Связала их девочка в узелок и радостная побежала домой.

А баба Яга пришла к себе в избушку, глядь – а ягод-то и нет!

Один запах остался. Швырнула она в сердцах корзинку, затряслась, затопала ногами: (изобразить злость)
– А-а-а! Чтоб тебе ни дна, ни покрышки!
Ругалась, ругалась, да от злобы и лопнула, да с таким треском и грохотом, что вместе с ней рассыпалась и её избушка. И появилось в этом месте болото, а по краям его выросло много ягодных кустов, где деревенские ребятишки каждый год лакомятся спелой земляникой. (изобразить радость)

Картинный материал (Приложение 3)