Михаил Васильевич Ломоносов. Путь в науку

Разделы: Внеклассная работа


Слайд 2

Далёкая северная деревня Мишанинская, Куростровской волости Архангельской губернии получила широкую известность как родина выдающегося русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. В настоящее время – это село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Время наложило свой отпечаток на облик деревни, но поколения бережно хранят то, что связано с историей родного края.

Слайд 3

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в семье крестьянина Василия Дорофеевича. Отец Ломоносова занимался промыслом рыбы трески на своих судах. О матери Ломоносова — Елене Ивановне Сивковой, умершей сравнительно молодой, известно немного. Она была дочерью дьякона села Николаевских Матигор.

Детство Ломоносова было нелегким и ничем не отличалось от детства других поморских детей: уже с десяти лет отец стал брать его с собой на тяжелый и опасный промысел. Иногда в поисках рыбы и морских зверей они уходили далеко в океан. Поморская жизнь закалила характер молодого Ломоносова. Во время поездок с отцом расширялись и его познания. Ломоносов познакомился с судостроением, добычей соли и поморских припасов. Огромное влияние на развитие Ломоносова оказала суровая и величественная природа Севера. Ее он считал своей «первой книгой». Удивительные явления окружающего мира — разливы Северной Двины, ледоходы, ледяные горы, северное сияние — развивали наблюдательность и стремление проникнуть в тайны природы. Они настолько глубоко запечатлелись в его памяти, что по прошествии многих лет он нередко будет обращаться к ним в своих научных трудах.

Слайд 4

Нелегок был путь к образованию выходцев из крестьянства. Грамоте Ломоносов начал учиться в 10—12 лет у соседа по деревне — крестьянина Ивана Шубного. Затем его обучал сельский дьячок приходской церкви Семён Сабельников. Зимой все свободное время Ломоносов проводил за чтением. Его первыми учебниками были церковные книги. Навыки письма он получил, переписывая духовные тексты. Через два года после начала учения Ломоносов хорошо читал и мог показать свое мастерство в церкви.

Быстро научившись писать, Ломоносов стал помогать односельчанам составлять хозяйственные бумаги. До нас дошел интереснейший документ — автограф 14-летнего Ломоносова, его запись на подрядной, где он расписывается вместо подрядчиков «по их велению».

Слайд 5

У одного из односельчан — Христофора Дудина — Ломоносову удалось достать первые гражданские книги — славянскую грамматику М. Смотрицкого и арифметику Л. Магницкого. Эти книги Ломоносов называл «вратами своей учености». Грамматика Смотрицкого, которая была распространена среди учеников школ, созданных в петровское время, содержала не только правила «говорения и письма», но и правила сочинения стихов. Арифметика Магницкого, изданная в Москве в 1703 г., представляла не просто учебник по арифметике, а популярное изложение основ геометрии, физики, географии, астрономии. Приблизительно в это же время, т. е. около 1725 г., Ломоносов познакомился с «Псалтырью» Симеона Полоцкого. Эти книги, закладывающие основы знаний в те времена, Ломоносов «вытвердил наизусть».

Учиться Ломоносову было трудно, особенно после того, как в 1724 г. отец привел в дом мачеху — Ирину Семеновну Корельскую, жительницу Николаевских Матигор. Мачеха не сочувствовала его увлечению книгами, и ему приходилось читать тайком. Отец относился к занятиям сына как к временной забаве и надеялся, что с возрастом это увлечение пройдет.

Михаил Ломоносов не видел возможности продолжать учение дома, и это привело к решению покинуть семью и самому пробивать путь к знаниям и образованию.

Слайд 6

В конце 1730 г. 19-летний Ломоносов против воли отца отправляется в Москву, надеясь, что там он найдет то, к чему стремится. Получив годичную отпускную, о чем волостная книга писала: «1730 года, декабря 7 дня, отпущен Михаил Васильев Ломоносов к Москве и к морю до сентября месяца предбудущего 1731 года, а порукою по нем в платеже подушных денег Иван Панов росписался», Ломоносов с одним из многочисленных обозов ушел в Москву.

Слайд 7

В январе 1731 г. Ломоносов был зачислен с «жалованьем» 3 коп. в день в Славяно-греко-латинскую академию, или, как ее еще называли, Спасские школы. Академия была единственным в Москве высшим учебным заведением, созданным по инициативе известного педагога и публициста XVII в. Симеона Полоцкого. Целью этого учебного заведения была подготовка образованных людей для государственных учреждений и церкви. Прием в академию крестьянских детей был категорически запрещен. Указом Синода от 7 июня 1723 г. специально предписывалось «помещиковых людей и крестьянских детей, также непонятных и злонравных, отрешать и впредь таковых не принимать».

Чтобы поступить в академию, Ломоносову пришлось скрыть свое крестьянское происхождение. Он показал, что является сыном холмогорского дворянина. Только так его приняли в академию.

В академии, где предстояло учиться Ломоносову, было 8 классов: 4 низших, 2 средних и 2 высших. 13 высших классах учили философии и богословию, в средних основное внимание уделялось стихосложению и красноречию, в низших учили церковнославянскому языку, а также читать и писать по-латыни. Кроме того, ученики обязаны были знать географию, историю, катехизис и арифметику. Ломоносову, не знавшему языков, в свои 19 лет пришлось начинать с младших классов, где учились дети 8 — 10 лет. Его возраст и плохая одежда служили поводом для насмешек. Нелегко жилось ему, но полученная возможность учиться давала силы справляться с трудностями.

Позднее, описывая свою жизнь в Спасских школах, Ломоносов отмечал, что испытывал в то время «несказанную бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил.

Очень скоро проявились необычайные способности Ломоносова. Он делал поразительные успехи — в течение одного года прошел три класса. Свободное от занятий время он проводил в библиотеке академии, где имелись наряду с церковными книгами русские летописи, книги по физике, философии, математике. Ломоносов изучил греческий язык самостоятельно. Это позволило ему познакомиться с византийской культурой, а позднее успешно работать по истории древней Руси.

В 1734 году Ломоносов сообщил, что является сыном крестьянина и положен в подушный оклад. Паспорт, выданный на один год, с осени 1731 г. был просрочен, и на родине Ломоносов числился беглым. После того как открылось происхождение Ломоносова, его должны были исключить из академии и сдать в рекруты. Но за отличные успехи в учении к Ломоносову не были применены обычные строгости, он был оставлен в академии.

В 1735 г., когда Ломоносов был уже в последнем классе академии, произошло событие, сыгравшее решающую роль в его дальнейшей судьбе. Ректор Славяно-греко-латинской академии получил приказ отправить в Петербург 20 наиболее способных учеников. «В науках достойных» набралось 12 человек, среди них был и Ломоносов. 23 декабря 1735 г. ученики выехали из Москвы и через десять дней прибыли в Петербург.

Слайд 8

М. Ломоносов стал студентом академического университета, начал изучать новые дисциплины – математику, химию, физику, историю. Его блестящая память и редкие способности не могли не привлечь внимание учителей. Приблизительно через год Петербургская Академия наук решила командировать наиболее способных студентов за границу с тем, чтобы они прошли курс обучения у известного физика и металлурга И.Ф. Генкеля в Фрейберге (Пруссия). В числе студентов, избранных для этой цели были Д.И. Виноградов, сын горного советника Г.У. Райзер и М. В. Ломоносов.

Студентам предложили пройти общеобразовательную подготовку в Марбурге у известного философа Христиана Вольфа, автора исследований в различных областях естественных наук, физике, механике, математике.

Слайд 9

Следующий период пребывания Ломоносова за границей связан с жизнью в саксонском городке Фрейберге. В этом центре горнорудного дела Саксонии Ломоносов основательно познакомился с горнорудным делом, прошёл лабораторную практику.

Весной 1741 года М.В. Ломоносов отбывает в Петербург.

Труды М.В. Ломоносова.

Слайд 10

Первое время в Петербургской Академии Ломоносов оставался на положении студента, выполнял различные поручения, написал три научные работы, в том числе «Элементы математической химии» и подготовил каталог минералов, хранящихся в минеральном кабинете Академии. Работы получили высокую оценку, и Ломоносов был назначен адъюнктом по физическому классу.

Слайд 11

Ломоносов первым начал писать научные труды на русском языке. Он стремился к тому, чтобы русские знали достижения мировой науки. В 1745 году перевёл с латинского языка «Вольфианскую экспериментальную физику». В 1746 году прочитал первую в истории России публичную лекцию на русском языке по экспериментальной физике в аудитории Физического кабинета Академии наук.

Слайд 12 - 13

Своей корпускулярно-кинетической теорией тепла М. В. Ломоносов предвосхитил многие гипотезы и положения, сопутствовавшие дальнейшему развитию атомистики и теории строения материи. В письме Леонарду Эйлеру Ломоносов доказывает, что причиною теплоты является «внутреннее вращательное движение связанной материи». Занимался М. Ломоносов наблюдением северных сияний и изучением электричества вместе с Г.В. Рихманом, который трагически погиб во время проведения опытов.

При наблюдении за прохождением Венеры по диску Солнца учёный открыл атмосферу на Венере, и это открытие было позже подтверждено наблюдением западных учёных.

Слайд 14

В 1745 году назначен профессором химии Петербургской Академии наук.

Слайд 15

Ломоносов постоянно проводил практические занятия в химической лаборатории. А в 1748 возглавил её. Известный просветитель 18 века Н.И. Новиков описывал облик Ломоносова так: «… нрав имел он весёлый, говорил коротко, остроумно и любил в разговорах употреблять острые шутки; к отечеству и друзьям своим был верен, покровительствовал упражняющихся во словесных науках и одобрял их; во обхождении был по большей части ласков, к искателям его милости щедр; но при всём том был горяч и вспыльчив»

Слайд 16

В письме к немецкому ученому Л. Эйлеру сформулировал закон сохранения материи и движения.

Слайд 17

Ломоносову принадлежит создание теории стилей в русском языке и разработка правил грамматики русского языка. Им разработаны новые стихотворные размеры.

Слайд 18.

Ломоносову принадлежит разработка принципов новой науки «экономической географии». Михаил Ломоносов доказал возможность прохода в Индию по Северному морскому пути, составил Полярную карту.

Слайд 19

Благодаря работам Ломоносова было создано русское мозаичное искусство.

Слайд 20

Создание университета в Москве было предложено И.И. Шуваловым и М.В. Ломоносовым. Декрет о создании университета был подписан 25 января 1755 года Елизаветой Петровной.

Слайд 21

М. В. Ломоносов скончался 15 апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро- Невской лавры в Петербурге.

Слайд 22

Именем его наречены…

Московский государственный университет

Северный (Арктический) федеральный университет

Город Ломоносов (Ораниенбаум)

Кратер на обратной стороне Луны

Месторождение алмазов

Серединно-океанический хребет, открытый в 1948 году

Пик на Эльбрусе

Минерал (ломоносовит – уникальный минерал из группы силикофосфатов) обнаружен в 1936 году

В Архангельской области помнят и чтут своего земляка. Его именем названы улицы, театр, университет; ему поставлены памятники на родине в с.Ломоносово, в г. Архангельске, в г. Северодвинске.

Литература.

  1. Михайло Ломоносов. С.Перевезенцев.- М.: Белый город, 2011
  2. Михаил Васильевич Ломоносов. Разрезной фотоальбом. – М.:Планета, 1985
  3. Петербургская Академия наук. М.Д. Курмачёва. – М.: Наука, 1975

Презентация