Цели и задачи урока:
- Дидактические: повторить и обобщить изученный материал о действиях с натуральными числами и их свойствах, решение уравнений и задач, используя нестандартные задания и занимательную форму организации урока; провести диагностику выявления уровня подготовленности детей к восприятию дальнейшего материала;
- Развивающие: формирование навыка устных и письменных вычислений, оформления решения; развитие внимания, памяти, быстроты реакции, умения найти рациональный способ решения; развитие познавательного интереса, творческих способностей;
- Воспитательные: формирование умения самооценки, самоконтроля, культуры общения и поведения на уроке.
Содержание учебного материала: данная тема соответствует программе любого действующего учебника по математике из Федерального комплекта. Данный урок – последний в теме «Действия с натуральными числами».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Организационные формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.
Этапы урока:
- Организация урока (приветствие, вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока, эмоциональный настрой)
- Актуализация знаний (устная работа – «русский язык», работа в парах, группах; обсуждение приведенного эпиграфа к уроку)
- Основная часть (решение заданий по теме – «природоведение», «математика», «история»; организация различных форм работы (парами, индивидуально, группами); осуществление дифференцированного подхода; коррекция знаний, умений, навыков учащихся)
- Подведение итогов («классный час»: тестирование, самооценка, рефлексия – заполнение «дневничка» (Приложение 1), анализ эмоционального фона урока)
Подготовленная к уроку компьютерная презентация (Приложение 2) носит иллюстративный, фоновый характер, «оживляет» материал урока. Также уместно оформить кабинет высказываниями о математике (Приложение 3).
Структура урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Русский язык (устная работа) – 5 мин.
- Природоведение - 10 мин.
- Физкультура – 3 мин.
- Математика – 10 мин.
- История – 7 мин.
- Классный час (тест) – 5 мин.
- Итоги урока – 3 мин.
«Жизнь лишь постольку прекрасна, поскольку ее можно посвятить изучению математики и ее преподаванию».
С. Пуассон
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным».
Б. Паскаль
Ход урока
I. Организация урока.
(слайды 1-4), 2 мин.
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас необычный урок, а урок – воспоминание. Мы с вами вместе вспомним начальную школу, которую вы совсем недавно покинули, то светлое время, когда один учитель вел у вас все-все уроки, и не нужно было переходить из кабинета в кабинет, куда-то торопиться. На этом одном уроке мы проведем наш учебный мини-день, состоящий из шести мини-уроков.
Правда, вам придется выполнить одно мое маленькое условие: чтобы наши воспоминания не проходили даром, все сегодняшние «мини-уроки» будут связаны с математикой. С темой «Действия с натуральными числами и их свойства», по которой мы уже очень скоро пишем контрольную работу. Итак, целью нашего урока является повторение всех изученных действий с натуральными числами, их свойств, решение уравнений и задач. А эпиграфом к сегодняшнему занятию я выбрала слова «короля математиков» Карла Фридриха Гаусса: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики». Как вы думаете, о чем нам хотел сказать этот великий ученый? (обсуждение)…
Ну что же, нам пора начинать! Вы готовы?.. Тогда ознакомьтесь с расписанием на сегодня, подпишите «дневники» - они сегодня будут вашими помощниками. Далее выберите, пожалуйста, из трех предложенных типов ассоциацию своего настроения на данный момент.
И поторопитесь: уже звонок на первый урок!
II. Русский язык (слайд 5) Кроссворд (работа в парах)
Устная работа, 5 мин.
- Результат вычитания чисел.
- Равенство, содержащее неизвестное число.
- Сумма длин всех сторон многоугольника.
- Как можно назвать равенство t = S : v ?
- Результат сложения чисел.
- Компонент вычитания чисел.
- Результат деления чисел.
- Математическое действие, не всегда возможное в области натуральных чисел.
- Число, которое обращает уравнение в верное равенство.
- И геометрическая фигура, и степень числа.
Ответы: разность, уравнение, периметр, формула, сумма, уменьшаемое, частное, вычитание, корень, квадрат.
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела:
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица…
Устный счет! Мы считаем в уме!
Расшифруйте известное высказывание Галилео Галилея: (слайды 6, 7)
(работа в четверках)
«Природа говорит языком математики.
И знаки ее (суть) треугольники, круги и прочие математические фигуры».
Анализ результатов, обсуждение смысла приведенной цитаты.
Примечание: на уроках математики мы уже знакомились с биографией Галилео Галилея, поэтому здесь на личности этого великого человека мы не останавливаемся. В противном случае, можно попросить учащихся подготовить краткое сообщение – знакомство со страницами жизни ученого.
Учитель: А теперь настал момент, когда математика сможет нам рассказать кое-что о природе, о наших соседях по планете.
III. Природоведение (слайды 8-14) «В мире животных».
Решение задач, 10 мин.
№1. В нашей стране водится много бобров. Это крупные грызуны, которые обитают около лесных рек, сооружают из ветвей и ила домики, делают плотины поперек рек длиной 5 – 6 метров. Узнайте массу этого лесного богатыря (в килограммах), расшифровав геометрический кроссворд.
Фронтальная работа, заполнение индивидуальных бланков. Ответ – 25 кг. Самооценка.
№2. Африканский слон – самое крупное наземное животное. Узнайте его высоту х см, длину а см и массу в кг, решив данные уравнения:
2х – 100 = 600 (ответ – 350 см)
(9а + а) : 45 = 100 (ответ – 450 см)
6в – 2в + 100 – 3в = 6100 (ответ – 6000 кг)
Работа на индивидуальных бланках в парах, несколько человек работают на доске. Самооценка.
IV. Физкультура (слайды 15, 16) Математическая зарядка
Разминка, 3 мин.
1 упражнение: (стоя) правильный ответ – правая рука вверх, неправильный ответ – левая рука вверх
- 5 · 5 = 45
- 8 · 8 = 68
- 7 · 7 = 49
- 15 · 3 = 33
- 17 · 2 = 32
- 0 · 1 = 0
- 20 · 4 = 80
- 8 · 9 = 72
2 упражнение: наклоны головы вперед (правильно) / назад (неправильно)
- 40 : 8 = 5
- 56 : 7 = 6
- 34 : 2 = 18
- 100 : 4 = 25
3 упражнение: наклоны головы вправо (правильно) / влево (неправильно)
- 80 – 4 = 76
- 90 + 8 = 108
- 40 – 14 = 26
- 57 + 7 = 67
4 упражнение: поворот туловища вправо (правильно) / влево (неправильно)
- 16 + 14 = 30
- 38 – 29 = 10
- 70 – 23 = 47
- 49 – 29 = 20
- 67 : 0 = 0
- 100 · 10 = 1010
V. Математика (слайд 17) Решение задач, 10 мин.
Работа в тетрадях по сборнику «Дидактические материалы по математике – 5 класс» (А.С. Чесноков, К.И. Нешков): стр. 88 (87) № 123, 138, 119.
Несколько учеников вызываются к доске. На этом же этапе организовывается дифференцированный подход: «сильные» учащиеся получают индивидуальные задания более высокого уровня сложности, «слабые» - карточки коррекции (с образцами решения заданий и пошаговой инструкцией к их выполнению)
Решение заданий:
№ 123.
- (а + 8) · 40 = 40а + 320
- (12 – в) · 7 = 84 – 7в
- 12 · (6 + с) = 72 + 12с
- 10 · (d – 8) = 10d – 80
№ 138.
- 549 - 125 - 175 = 549 – (125 + 175) = 249
- 4253 – 2978 + 3978 = 4253 + (3978 – 2978) = 5253
- 45 · 25 · 4 · 2 = 90 · 100 = 9000
- 36 · 27 + 36 · 23 – 36 · 40 = 36 · (27 + 23 – 40) = 36 · 10 = =360
№ 119.
Имелось несколько коробок. В каждую из них положили по 24 тюбика с красками. Осталось 15 тюбиков. Сколько имелось коробок, если было 159 тюбиков?
Пусть х - количество коробок. Тогда 24х + 15 = 159; 24х = 144; х = 6.
Ответ: было 6 коробок
Домашнее задание: по учебнику № 688, 689 (а), 612.
Разбор и комментирование заданий, запись в дневники.
Примеры индивидуальных карточек - Приложение 5
VI. История (слайды 18-23), 7 мин. (фронтальная или групповая работа)
Учитель: Привычные для нас знаки математических действий « +, -, ·, : » стали использовать в записях в 15-16 веках. Но действия с числами люди, как вы помните, выполняли и записывали намного раньше.
Узнайте, какое действие и каким образом обозначалось в древности (№3).
Примечание: здесь также уместно, в случае достаточного количества времени, выслушать подготовленные заранее сообщения учащихся о происхождении математических знаков.
VII. Классный час (слайды 24, 25) Тест, самооценка, 5 мин.
Учитель: Любой учитель, проводя классные часы, часто проводит тестирование своих учеников, чтобы собрать о них как можно больше полезной информации. Я тоже не буду уходить от этой традиции и проведу небольшое тестирование по изученному нами материалу, чтобы собрать информацию о том, что и насколько хорошо вы усвоили.
Итак, на бланках «дневников» ответьте, пожалуйста, на вопросы раздела «Подумай и реши!».
Ответы: 4; 2; 1; 2; 224; 375 · 25 = 9375.
VIII. Рефлексия.
Поставьте свою самооценку за сегодняшний урок.
Выберите из трех предложенных типов ассоциацию своего настроения в начале и в конце урока.
IX. Подведение итогов урока, обсуждение результатов, выставление оценок.
(слайды 26, 27), 3 мин.
Методическое обеспечение урока
Дидактические материалы и средства обучения: компьютерная презентация, созданная средствами MS Power Point; индивидуальный раздаточный материал («дневники», задания к кроссворду, задания для индивидуальной (дифференцированной) работы); оформление кабинета высказываниями о математике; учебник по математике (автор Н. Я. Виленкин); сборник «Дидактические материалы по математике» (А. С. Чесноков, К. И. Нешков); колокольчик (для звонков).
Использованные методические материалы:
- Виленкин Н. Я. «Математика. 5 класс». – М.: Мнемозина, 2008.
- Чесноков А.С. «Дидактические материалы по математике – 5». – М.: Просвещение, 2005.
- Гусева И. Л. «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 5 класс». – М.: Интеллект – Центр, 2007.
- Лебединцева Е. А. «Задания для обучения и развития учащихся». - М.: Интеллект – Центр,2006
- Перли С. С., Перли Б. С. «Блистательный Петербург на уроках математики». – СПб.: Издательский дом «Книжный мир», 2003.
- Перькова О. И. «Математический паноптикум – 2». – Псков, 1996.
- Акимова С. «Занимательная математика». – СПб.: Тригон, 1997.
- Ершова А. П., Голобородько В. В. «Вся школьная математика в самостоятельных и контрольных работах». – М.: Илекса, 2006.