Урок математики по теме "Действия с натуральными числами". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели и задачи урока:

  • Дидактические: повторить и обобщить изученный материал о действиях с натуральными числами и их свойствах, решение уравнений и задач, используя нестандартные задания и занимательную форму организации урока; провести диагностику выявления уровня подготовленности детей к восприятию дальнейшего материала;
  • Развивающие: формирование навыка устных и письменных вычислений, оформления решения; развитие внимания, памяти, быстроты реакции, умения найти рациональный способ решения; развитие познавательного интереса, творческих способностей;
  • Воспитательные: формирование умения самооценки, самоконтроля, культуры общения и поведения на уроке.

Содержание учебного материала: данная тема соответствует программе любого действующего учебника по математике из Федерального комплекта. Данный урок – последний в теме «Действия с натуральными числами».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Организационные формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Этапы урока:

  • Организация урока (приветствие, вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока, эмоциональный настрой)
  • Актуализация знаний (устная работа – «русский язык», работа в парах, группах; обсуждение приведенного эпиграфа к уроку)
  • Основная часть (решение заданий по теме – «природоведение», «математика», «история»; организация различных форм работы (парами, индивидуально, группами); осуществление дифференцированного подхода; коррекция знаний, умений, навыков учащихся)
  • Подведение итогов («классный час»: тестирование, самооценка, рефлексия – заполнение «дневничка» (Приложение 1), анализ эмоционального фона урока)

Подготовленная к уроку компьютерная презентация (Приложение 2) носит иллюстративный, фоновый характер, «оживляет» материал урока. Также уместно оформить кабинет высказываниями о математике (Приложение 3).

Структура урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Русский язык (устная работа) – 5 мин.
  3. Природоведение - 10 мин.
  4. Физкультура – 3 мин.
  5. Математика – 10 мин.
  6. История – 7 мин.
  7. Классный час (тест) – 5 мин.
  8. Итоги урока – 3 мин. 

«Жизнь лишь постольку прекрасна, поскольку ее можно посвятить изучению математики и ее преподаванию».
С. Пуассон 


«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным».
Б. Паскаль

Ход урока

I. Организация урока.

(слайды 1-4), 2 мин.

Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас необычный урок, а урок – воспоминание. Мы с вами вместе вспомним начальную школу, которую вы совсем недавно покинули, то светлое время, когда один учитель вел у вас все-все уроки, и не нужно было переходить из кабинета в кабинет, куда-то торопиться. На этом одном уроке мы проведем наш учебный мини-день, состоящий из шести мини-уроков.

Правда, вам придется выполнить одно мое маленькое условие: чтобы наши воспоминания не проходили даром, все сегодняшние «мини-уроки» будут связаны с математикой. С темой «Действия с натуральными числами и их свойства», по которой мы уже очень скоро пишем контрольную работу. Итак, целью нашего урока является повторение всех изученных действий с натуральными числами, их свойств, решение уравнений и задач. А эпиграфом к сегодняшнему занятию я выбрала слова «короля математиков» Карла Фридриха Гаусса: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики». Как вы думаете, о чем нам хотел сказать этот великий ученый? (обсуждение)

Ну что же, нам пора начинать! Вы готовы?.. Тогда ознакомьтесь с расписанием на сегодня, подпишите «дневники» - они сегодня будут вашими помощниками. Далее выберите, пожалуйста, из трех предложенных типов ассоциацию своего настроения на данный момент.

И поторопитесь: уже звонок на первый урок!

II. Русский язык (слайд 5) Кроссворд (работа в парах)

Устная работа, 5 мин.

  1. Результат вычитания чисел.
  2. Равенство, содержащее неизвестное число.
  3. Сумма длин всех сторон многоугольника.
  4. Как можно назвать равенство t = S : v ?
  5. Результат сложения чисел.
  6. Компонент вычитания чисел.
  7. Результат деления чисел.
  8. Математическое действие, не всегда возможное в области натуральных чисел.
  9. Число, которое обращает уравнение в верное равенство.
  10. И геометрическая фигура, и степень числа.

Ответы: разность, уравнение, периметр, формула, сумма, уменьшаемое, частное, вычитание, корень, квадрат.

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела:
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица…
Устный счет! Мы считаем в уме!

Расшифруйте известное высказывание Галилео Галилея: (слайды 6, 7)

(работа в четверках)

«Природа говорит языком математики.
И знаки ее (суть) треугольники, круги и прочие математические фигуры».

Анализ результатов, обсуждение смысла приведенной цитаты.

Примечание: на уроках математики мы уже знакомились с биографией Галилео Галилея, поэтому здесь на личности этого великого человека мы не останавливаемся. В противном случае, можно попросить учащихся подготовить краткое сообщение – знакомство со страницами жизни ученого.

Учитель: А теперь настал момент, когда математика сможет нам рассказать кое-что о природе, о наших соседях по планете.

III. Природоведение (слайды 8-14) «В мире животных».

Решение задач, 10 мин.

№1. В нашей стране водится много бобров. Это крупные грызуны, которые обитают около лесных рек, сооружают из ветвей и ила домики, делают плотины поперек рек длиной 5 – 6 метров. Узнайте массу этого лесного богатыря (в килограммах), расшифровав геометрический кроссворд.

Фронтальная работа, заполнение индивидуальных бланков. Ответ – 25 кг. Самооценка.

№2. Африканский слон – самое крупное наземное животное. Узнайте его высоту х см, длину а см и массу в кг, решив данные уравнения:

2х – 100 = 600 (ответ – 350 см)
(9а + а) : 45 = 100 (ответ – 450 см)
6в – 2в + 100 – 3в = 6100 (ответ – 6000 кг)

Работа на индивидуальных бланках в парах, несколько человек работают на доске. Самооценка. 

IV. Физкультура (слайды 15, 16) Математическая зарядка

Разминка, 3 мин.

1 упражнение: (стоя) правильный ответ – правая рука вверх, неправильный ответ – левая рука вверх

  • 5 · 5 = 45
  • 8 · 8 = 68
  • 7 · 7 = 49
  • 15 · 3 = 33
  • 17 · 2 = 32
  • 0 · 1 = 0
  • 20 · 4 = 80
  • 8 · 9 = 72

2 упражнение: наклоны головы вперед (правильно) / назад (неправильно)

  • 40 : 8 = 5
  • 56 : 7 = 6
  • 34 : 2 = 18
  • 100 : 4 = 25

3 упражнение: наклоны головы вправо (правильно) / влево (неправильно)

  • 80 – 4 = 76
  • 90 + 8 = 108
  • 40 – 14 = 26
  • 57 + 7 = 67

4 упражнение: поворот туловища вправо (правильно) / влево (неправильно)

  • 16 + 14 = 30
  • 38 – 29 = 10
  • 70 – 23 = 47
  • 49 – 29 = 20
  • 67 : 0 = 0
  • 100 · 10 = 1010

V. Математика (слайд 17) Решение задач, 10 мин.

Работа в тетрадях по сборнику «Дидактические материалы по математике – 5 класс» (А.С. Чесноков, К.И. Нешков): стр. 88 (87) № 123, 138, 119.

Несколько учеников вызываются к доске. На этом же этапе организовывается дифференцированный подход: «сильные» учащиеся получают индивидуальные задания более высокого уровня сложности, «слабые» - карточки коррекции (с образцами решения заданий и пошаговой инструкцией к их выполнению)

Решение заданий:

№ 123.

  • (а + 8) · 40 = 40а + 320
  • (12 – в) · 7 = 84 – 7в
  • 12 · (6 + с) = 72 + 12с
  • 10 · (d – 8) = 10d – 80

№ 138.

  • 549 - 125 - 175 = 549 – (125 + 175) = 249
  • 4253 – 2978 + 3978 = 4253 + (3978 – 2978) = 5253
  • 45 · 25 · 4 · 2 = 90 · 100 = 9000
  • 36 · 27 + 36 · 23 – 36 · 40 = 36 · (27 + 23 – 40) = 36 · 10 = =360

№ 119.

Имелось несколько коробок. В каждую из них положили по 24 тюбика с красками. Осталось 15 тюбиков. Сколько имелось коробок, если было 159 тюбиков?

Пусть х - количество коробок. Тогда 24х + 15 = 159; 24х = 144; х = 6.

Ответ: было 6 коробок

Домашнее задание: по учебнику № 688, 689 (а), 612.

Разбор и комментирование заданий, запись в дневники.

Примеры индивидуальных карточек - Приложение 5

VI. История (слайды 18-23), 7 мин. (фронтальная или групповая работа)

Учитель: Привычные для нас знаки математических действий « +, -, ·, : » стали использовать в записях в 15-16 веках. Но действия с числами люди, как вы помните, выполняли и записывали намного раньше.

Узнайте, какое действие и каким образом обозначалось в древности (№3).

Примечание: здесь также уместно, в случае достаточного количества времени, выслушать подготовленные заранее сообщения учащихся о происхождении математических знаков.

VII. Классный час (слайды 24, 25) Тест, самооценка, 5 мин.

Учитель: Любой учитель, проводя классные часы, часто проводит тестирование своих учеников, чтобы собрать о них как можно больше полезной информации. Я тоже не буду уходить от этой традиции и проведу небольшое тестирование по изученному нами материалу, чтобы собрать информацию о том, что и насколько хорошо вы усвоили.

Итак, на бланках «дневников» ответьте, пожалуйста, на вопросы раздела «Подумай и реши!».

Ответы: 4; 2; 1; 2; 224; 375 · 25 = 9375.

VIII. Рефлексия.

Поставьте свою самооценку за сегодняшний урок.

Выберите из трех предложенных типов ассоциацию своего настроения в начале и в конце урока.

IX. Подведение итогов урока, обсуждение результатов, выставление оценок.

(слайды 26, 27), 3 мин.

Методическое обеспечение урока

Дидактические материалы и средства обучения: компьютерная презентация, созданная средствами MS Power Point; индивидуальный раздаточный материал («дневники», задания к кроссворду, задания для индивидуальной (дифференцированной) работы); оформление кабинета высказываниями о математике; учебник по математике (автор Н. Я. Виленкин); сборник «Дидактические материалы по математике» (А. С. Чесноков, К. И. Нешков); колокольчик (для звонков).

Использованные методические материалы:

  1. Виленкин Н. Я. «Математика. 5 класс». – М.: Мнемозина, 2008.
  2. Чесноков А.С. «Дидактические материалы по математике – 5». – М.: Просвещение, 2005.
  3. Гусева И. Л. «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 5 класс». – М.: Интеллект – Центр, 2007.
  4. Лебединцева Е. А. «Задания для обучения и развития учащихся». - М.: Интеллект – Центр,2006
  5. Перли С. С., Перли Б. С. «Блистательный Петербург на уроках математики». – СПб.: Издательский дом «Книжный мир», 2003.
  6. Перькова О. И. «Математический паноптикум – 2». – Псков, 1996.
  7. Акимова С. «Занимательная математика». – СПб.: Тригон, 1997.
  8. Ершова А. П., Голобородько В. В. «Вся школьная математика в самостоятельных и контрольных работах». – М.: Илекса, 2006.

Приложение 4.