Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
С учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования разработана инновационная общеобразовательная Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
Выдвинутая в Программе на первый план развивающая функция образования обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагога прежде всего на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Отдельно выделена коррекционно-развивающая работа с дошкольниками, что является особенно актуальным дна современном этапе, в связи с появлением специализированных детских садов для детей с ограниченными возможностями здоровья (например, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и т.д.) и необходимостью проведения лечебно-профилактических манипуляций по исправлению этих первичных дефектов в сочетании с фонетическим недоразвитием речи, в логопедических кабинетах при таких МБДОУ возникла необходимость введения нестандартных программно-методических разработок.
Концепция интегрированного обучения и воспитания предусматривает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (сочетание физической и речевой), более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании каждого ребенка. Следует заметить, что отсутствуют программно - методические материалы, раскрывающие всю полноту содержания коррекционно-педагогического процесса с названной категорией детей в дошкольных учреждениях. К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные) образовательные программы для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, которые реализуются в учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. Например, разработаны и используются, в частности, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Однако, указанные выше программы предусмотрены для реализации в условиях логопедических групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В условиях логопедических кабинетов занятия проводятся при условии, что у детей имеются фонетические нарушения речи (нарушено звукопроизношение), а фонематическое восприятие в норме.
Решение данной проблемы мы видим в разработке рабочей программы, учитывающей специфику имеющихся у дошкольников нарушений.
Цель программы: устранение дефектов звукопроизношения у детей 5-7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Задачи:
- развивать навыки дифференцирования звуков, сходных по артикуляционно-акустическим характеристикам
- формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью
- совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения
- развивать психические функции
Под теоретическую и методологическую основу программы заложены положения, разработанные в Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским и др.
- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
- принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи;
- принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.
При разработке программы учитывалось, что процесс нормализации речи детей должен осуществляться с учётом общедидактических и специальных принципов:
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
- Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
- Комплексность воздействия на ребенка.
- Воздействие на все стороны речи.
- Опора на сохранные звенья.
- Учет закономерностей онтогенеза.
- Учет ведущей деятельности.
- Учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Воздействие на микросоциальное окружение.
При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.
Программа рассчитана на два занятия в неделю в индивидуальной форме. Возможны подгрупповые (не более двух-трех человек) занятия при условии совпадения коррекционных задач для данных детей.
Учебно-тематический план
№ | Этапы работы | Тема | Количество часов |
1. | Подготовительный этап | 2 | |
2. | Постановка звука | 3 | |
3. | Автоматизация звуков | Автоматизация звука в слогах | 2 |
4. | Автоматизация звука в словах | 3 | |
5. | Автоматизация звука в предложениях | 3 | |
6. | Автоматизация звуков в связной речи | 2 | |
7. | Дифференциация звуков | Дифференциация изолированных звуков | Работа проводится по необходимости 1 |
8. | Дифференциация звуков в слогах | 2 | |
9. | Дифференциация звуков в словах | 3 | |
10. | Дифференциация звуков в предложениях | 3 | |
11. | Дифференциация звуков в связной речи | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Календарные сроки | Фактические сроки | Планируемые результаты |
1. | Подготовительный этап | 2 | Выработка необходимых артикуляционных позиций | ||
2. | Постановка звука | 3 | Сформированность навыка произнесения изолированного звука | ||
3. | Автоматизация звука в слогах | 2 | Закрепление звука в прямых, обратных, слогах и в слогах со стечением согласных | ||
4. | Автоматизация звука в словах | 3 | Закрепление звука в словах с прямым слогом, с обратным слогом, со стечением согласных | ||
5. | Автоматизация звука в предложениях | 3 | Автоматизация звука в предложениях | ||
6. | Автоматизация звука в связной речи | 2 | Закрепление звука в спонтанной речи | ||
7. | Дифференциация изолированных звуков | 1 | Сформированность навыка дифференциации звуков по артикуляционно- акустическим признакам | ||
8. | Дифференциация звуков в слогах | 2 | Сформированность навыка дифференциации звуков в слогах | ||
9. | Дифференциация звуков в словах | 3 | Сформированность навыка дифференциации звуков в словах | ||
10. | Дифференциация звуков в предложениях | 3 | Сформированность навыка дифференциации звуков в предложениях | ||
11. | Дифференциация звуков в связной речи | 2 | Сформированность навыка дифференциации звуков в спонтанной речи |
Содержание занятий
№ | Тема | Задачи |
1-2 | Подготовительный этап | Вызвать интерес к логопедическим занятиям Формировать и развивать артикуляционную моторику Формировать представление о звуках Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие Развивать мелкую и общую моторику |
3-5 | Постановка звука | Овладеть специальным комплексом артикуляционных упражнений Развивать целенаправленную воздушную струю Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие Формировать навык правильного произношения звука Характеризовать звук по артикуляционно-акустичкским признакам Развивать мелкую и общую моторику |
6-8 | Автоматизация звука в слогах: · прямых · обратных · со стечением согласных |
Воспроизводить слоговые ряды Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация) Развивать мелкую и общую моторику |
9-12 | Автоматизация звука в словах: · с прямым слогом · с обратным слогом · со стечением согласных |
Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления Развивать слуховое внимание, память Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов Развивать мелкую и общую моторику |
13-15 | Автоматизация звука в предложениях | Формировать связность и четкость высказываний Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения Развивать мелкую и общую моторику |
16-18 | Автоматизация звука в связной речи | Пересказывать тексты с использованием мнемотаблиц Развивать воображение и творческую фантазию Развивать фонематическое восприятие Развивать мелкую и общую моторику |
19 | Дифференциация изолированных звуков | Характеризовать звуки по артикуляционно-акустичкским признакам Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация) Развивать мелкую и общую моторику |
20-21 | Дифференциация звуков в слогах: · прямых · обратных · со стечением согласных |
Воспроизводить слоговые ряды Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие Развивать мелкую и общую моторику |
22-24 | Дифференциация звуков в словах · с прямым слогом · с обратным слогом · со стечением согласных |
Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления Развивать слуховое внимание, память Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов Развивать мелкую и общую моторику |
25-27 | Дифференциация звуков в предложениях | Формировать связность и четкость высказываний Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения Развивать мелкую и общую моторику |
28-29 | Дифференциация звуков в связной речи | Пересказывать тексты с использованием мнемотаблиц Развивать воображение и творческую фантазию Развивать фонематическое восприятие Развивать мелкую и общую моторику |
Как итог реализации данной программы предусмотрено проведение мониторинга образовательного процесса по методике В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения»
Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа разработана в соответствии с Федеральными Государственными требованиями, с образовательной программой МБДОУ и направлена на ее реализацию.
Литература:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
- Е.А.Алифанова, Н.Е. Егорова «Логопедические упражнения в рифмах»
- А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей»
- И.С. Лопухина «Логопедия»
- Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учись говорить правильно»
- Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха», «Развитие звуко-буквенного анализа»
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс», 1999
- Н.В. Новоторцева. Рабочие тетради по развитию речи ч, щ, л, л’, р, р’.
- Т.А. Ткаченко «Логопедические упражнения», «Найди и обведи», «Найди и объясни», «Символы звуков»
- «Игры в логопедической работе с детьми»/ под ред. В.И. Селиверстов.
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Москва «Просвещение» 2008
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 2008
- Цвынтарный В.В. «Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем» М., 2004.
Медиаресурсы:
- Программа «Учимся говорить правильно»
- Презентации по автоматизации звуков [с], [ш], [р], [л].
- Магнитофон
- Аудиокассеты: “Голоса животных и птиц”, “Из чего родилась музыка”, “Скороговорки”,
- “Классические колыбельные”, “Класика для детей” ,“Звуки природы”
Дидактический материал:
- Альбом «Артикуляционная гимнастика»
- «Сказка о веселом Язычке»
- Дидактические игры: «Солнышко», «Логопедическое лото», «Собери слова в бутылочку», «Собери цветок», «Речевая тропинка», «Звонкий-глухой», «Напои куклу чаем», «Украсим комнату флажками», «Узор из фонем», «Пиратские сокровища», «Ассорти», «Звуковая мозаика» «Шторки», «Ветер-ветерок», «Домики», «Делим слова на слоги» , «Составь рассказ по картинке», «Составь рассказ по серии картинок», «Мозаика», «Море волнуется раз», «Постройка», «Монгольская игра», «Шнурочки» выпуски 2-7; конструктор «Львенок», «Курочка», «Медведь»; «Найди свою чашку», «Найди свой цветок», «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Подбери узор».
- Раздаточный материал: «Определи место звука в слове», «Подбери слова к схеме»
- Методическое пособие «Волшебный ветерок»
- Картотека пальчиковых игр
- Пальчиковый театр