Введение
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность …
А.С. Макаренко
Проблема обучения подрастающего поколения волнует человечество на протяжении многих столетий. Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристиквыпускника как: любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.
В преддверии празднования 70-летия Кемеровской области особое внимание уделяется ознакомлению обучающихся с историей своего края его природными богатствами, людьми, внесшими вклад в развитие своего региона.
Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания любого предмета. «Играя, ребёнок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребёнок может играть» – А.С. Макаренко.
Мной предлагается географическая игра «Край, в котором я живу», которая создана на основе телевизионной игры – «Своя игра».
Цель игры:
- повышение интереса обучающихся к географии своей малой Родины посредством элементов игры, соревнования и проблемных вопросов;
- воспитание культуры общения и развитие коммуникативных и познавательных умений.
Подготовка к игре: Необходимо нацелить обучающихся на знание материала о природе Кемеровской области, а именно:
- физико-географических особенностей территории;
- разнообразия флоры и фауны;
- памятников природы и особо охраняемые территории Кузбасса.
Игра может проводиться в отдельно взятом классе, как соревнование между классами, допускается создание разновозрастных групп. Участники делятся на команды по 8 человек, остальные присутствуют в качестве болельщиков. Каждая команда выбирает капитана, придумывает название и приветствие.
Оборудование: проектор, компьютерная презентация (презентация к игре составлена с использованием триггеров, что позволило сделать игру интерактивной) призы. На столах каждой команды находится комплексная карта Кемеровской области (масштаб в 1 см 6 км), бумага, ручка.
Условия игры:
- Сражение на «поле битвы» каждый сектор имеет свою категорию и цену вопроса.
- Всего 9 секторов, 9 сектор «Кот в мешке» – для болельщиков.
- Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов.
Игра ориентирована на обучающихся 7-8 класса.
Ход игры
1-й ученик:
Если в карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца.
И бьётся оно, и Отчизна внимает
Рабочему ритму Кузнецкого края.
И в бурях эпохи, и в каждом из нас,
Пульсирует гордое имя – Кузбасс!
Г. Юров.
2-й ученик:
Что мы Родиной зовём?
Край, в котором мы живём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
В. Степанов.
Ведущий: Сегодня нашу встречу, мы начали с двух прекрасных стихотворений, посвящённых нашей малой Родине. Нашей области – 70 лет. Много пройдено ею за этот небольшой срок, многое ещё впереди. Сегодня вы сразитесь в честной игре «Край, в котором мы живём» и пускай победит сильнейший.
Приветствия команд.
Участники придумывают девиз, приветствие команды (речевки, кричалку) соответствующие теме игры.
Ведущий знакомит команды и болельщиков с условиями игры.
Условия игры:
- Сражение на «поле битвы», каждый сектор имеет свою категорию и цену вопроса.
- Всего 9 секторов, 9 сектор «Кот в мешке» – для болельщиков (в конце игры болельщики правильно ответив на вопросы, могут добавить своей команде дополнительные баллы).
Ведущий желает всем и удачи и начинает игру.
Поле битвы (слайд – презентация)
ГЕОЗАДАЧА | РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР | ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА |
ГЕОФОТО | САМОЕ, САМОЕ, САМОЕ….. | ВРЕМЕНА ГОДА |
ГЕОЛОГИКА | ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ | КОТ В МЕШКЕ (помощь болельщиков) |
Подведение итогов, награждение команд и самых активных болельщиков.
Ведущий.
Игра прошла удачно,
Довольны ей, друзья?
Вы поняли наверно,
Без географии нельзя.
И прощаясь не на долго,
Пожелаем все себе,
Новых встреч, побед, исканий,
В географии, в игре.
Список используемой литературы:
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Просвещение, 1989.
- Брозо, У.Д. Использование «неучебных» текстов на занятиях [Текст] / У.Д. Брозо // Перемена. – 2007. № 2.
- Соловьёв, Л.И. Беседы по краеведению Кузбасса [Текст] учебное пособие / Л.И. Соловьёв. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010.
- Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа: [Текст] учебное пособие / Л.И. Соловьёв. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «Скиф», 2006.
- Селевко, Г.К., Селевко, А.Г. Социально-воспитательные технологии [Текст] Г.К. Селевко, А.Г. Селевко. - М., Просвещение, 2002.