Цели урока:
1. Образовательные:
- обобщить сведения о наречии как части речи, повторить орфограммы, связанные с изучением наречия;
- привести знания в систему.
2. Развивающие:
- развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
- развивать умение аргументировать, доказывать;
- развивать умение задавать уточняющие вопросы;
- работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому языку, воспитывать сознательную дисциплину;
- формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Тип урока: урок повторения и систематизации изученного.
Методы: слово учителя, беседа, выполнение упражнений.
Оборудование:
- карта, карточки с изображением фруктов;
- карточки с заданием, сундук;
- компьютер с колонками.
Ход урока
I. Организационный момент (30 секунд).
- Здравствуйте! Сегодня на уроке мы повторим и закрепим тему «Наречие».
II. Формирование новых знаний (5 минут).
- Вы на чужеземном острове.
(Слайд 1)
- Сюда вы попали таким же образом, как герои Салтыкова-Щедрина, произведение которого мы изучили по литературе. Кто мне напомнит его название? (Как один мужик двух генералов прокормил.) Только вы, конечно же, не такие беспомощные, как эти генералы. Вам нужно добраться до середины острова и найти сундук с сокровищами. И на этом пути вам предстоит решить несколько заданий, каждое из которых даст вам необходимые предметы для спасения.
- Итак, на Вашем пути встречается первое препятствие.
1. Зыбучие пески.
(Слайд 2)
- Не увязнуть в которых Вам помогут теоретические знания о наречии:
- Что такое наречие?
- Какие смысловые группы наречий вы знаете?
- На какие две группы делятся степени сравнения наречий? Как они образуются?
- Молодцы! Отвечавшие получают кокос, ведь знания должны быть такими же крепкими, как его кожура.
На карте учитель передвигает значок с изображением класса на следующий этап.
III. Формирование умений и навыков (30 минут).
2. Спутанные лианы.
(Слайд 3)
- Как можно справиться со спутанными растениями?
- Совершенно верно, можно распутать, но это будет трудно: здесь перемешались и предлоги, и наречия.
- Вокруг костра сидели скауты.
- Мимо проезжала машина.
- После драки кулаками не машут
- Вокруг не было ни души.
- Впереди мчалась конница.
- Мы подумаем об этом после.
- Мимо меня пронесся велосипедист.
- Впереди меня сидел наш вожатый.
- Выписываем предложения попарно и определяем части речи одинаково звучащих слов.
Ученики выполняют задание. Затем по одному читают парные предложения и называют части речи.
- Отлично, работавшие получают банан, а все заблудившиеся – мачете, которым расчищают дорогу дальше. Кто не работает умом, пусть работает руками.
На карте учитель передвигает значок с изображением класса на следующий этап.
3. Птицы.
(Слайд 4)
- Перед вами огромная стая диких птиц, чтобы миновать их благополучно, нужно получить силки. Затем с их помощью наловить птиц и пообедать.
- Запишите слова под диктовку в столбик.
- (Не)смело.
- (Не)интересно, а скучно.
- (Не)лепо.
- Ничуть (не)красиво.
- (Не)изгладимо.
Один ученик комментирует написание, остальные проверяют.
- А теперь выпишите по одной букве, которая идет сразу после НЕ в каждом случае.
- Вот вы и получили СИЛКИ, которыми можете поймать птиц. Займемся их ловлей.
(Слайд 5)
- Напомните правила написания Не и Ни в отрицательных наречиях?
- (Н..) кто и (н..) (о) чём заблудившихся (н..) спрашивал. Просто вчера произошло (н..) что странное. (Н..)кто н(...)знал, как они оказались на (н..)ком заброшенном острове. Они (н..) (от) куда (н..) бежали, и бежать им было (н..) куда. Ждать помощи (н..) (от) куда и (н..) (от) кого; надо решать самим, (н..) медля (н..) минуты.
Класс переписывает, вставляет буквы.
(Слайд 6)
Проверка задания.
- Много мы наловили птиц, теперь нужно приготовить еду.
(Слайд 7)
- Большинство взволнова…о будущим приготовление пищи.
- Сборы ягод прошли организова…о.
- Готовить нужно непринужденно, добавлять специи обдуманно.
- Рассеянно готовить не рекомендуется, так немудре..о испортить обед.
- В итоге было организова…о хорошее питание.
Задание выполняется устно. Ученики объясняют написание слов.
Активные ребята получают персик на десерт обеда.
На карте учитель передвигает значок с изображением класса на следующий этап.
4. Дикие звери.
(Слайд 8)
- Чтобы усмирить диких зверей, важно вспомнить правила написания о-е на конце наречий после шипящих, и написание о-а на конце наречий.
Карточки:
- Свеж…, горяч…, хорош…, неуклюж…, ещ…, жгуч…, зловещ…, певуч…
Учитель называет ученика, он комментирует слово. (Рев льва, если неправильно. Мурчание кошек, если правильно.)
(Слайд 9)
- Распределить в 2 столбика (с -а , -о на конце наречий):
- Слев..., досрочн..., созвучн…, изобильн…, издавн…, досух…, справ…, досыт…, исправн…, влев…, затемн…, снов…, насух….
Ученики записывают в тетради, затем один читает слова по столбикам.
(Рев льва, если неправильно. Мурчание кошек, если правильно.)
Активно работавшие ученики получают апельсины.
На карте учитель передвигает значок с изображением класса на следующий этап.
5. Аборигены.
(Слайд 10)
- Вам нужно подружиться с местными жителями. Из истории вы можете знать, что в 1533 году испанские конкистадоры (завоеватели) покорили индейцев разными безделушками. Мы тоже можем расположить к себе аборигенов украшениями.
Выборочный диктант. Выписать наречия, объяснить правописание Ь знака после шипящих.
- Матушка – рожь кормит всех сплошь.
- Всадник прочь с коня и молча за работу принялся.
- Землю вскачь не пашут.
- Уж сколько песен перепели и поизъездили земли.
- Двери распахнуты настежь, ждут нас большие дела.
- Раструбили журавли по рощам, будто осень замуж собралась.
(Слайд 11)
- Объяснить правописание (устно). В чем отличие данных словосочетаний:
- иду по осеннему саду – по-осеннему сыплет ветер;
- по-вечернему прохладно – пройтись по вечернему проспекту;
- одеться по-новому – ехать по новому шоссе;
Работники получают виноград.
- Ну, что же вы добрались до сундука, но прежде чем открыть его, вы расскажете о своем путешествии по острову. Сделаете вы это с помощью наречий по группам.
- Итак, нужно составить тексты, используя данные наречия, на тему «Мое путешествие по острову».
- Издавна, прочь, куда-то, горячо, недалеко.
- Снова, точь-в-точь, свежо, негромко, рассеянно.
- Сначала, по-настоящему, вскачь, еще, нелепо.
- Намертво, наотмашь, угрожающе, недоверчиво, мало-помалу.
- Настежь, где-нибудь, сгоряча, хорошо, зачарованно.
- Невтерпеж, по-русски, искоса, интересно, неубедительно.
- Сплошь, еле-еле, искренне, досыта, недружелюбно.
Дети работают в группах по 4 человека. Зачитывают свои тексты.
Все получают ананас.
IV. Итог урока (4 минуты).
(Слайд 13)
Открывается сундук, а в сундуке красочно оформленные правила по теме наречия, учитель раздает детям.
- Что может быть более ценным, чем знания?! Вы собственным трудом их заработали.
- У кого 5 и больше карточек с фруктами, поднимите руки. Эти ребята получают отлично за урок. У кого 4? Соответственно. У кого 3? Кто заработал меньше, дома еще раз прочитайте весь материал.
V. Домашнее задание (30 секунд).
(Слайд 14)
Написать мини-сочинение на тему «Наречия вокруг нас».