Урок литературного чтения. Образ Мороза в стихотворении Н.А. Некрасова "Не ветер бушует над бором…". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: формировать навык осознанного чтения.

Задачи:

  1. Способствовать формированию навыка осознанного чтения.
  2. Развивать умение работать в группе, в парах.
  3. Развивать умение оценивать ответы учащихся по заданным критериям.

Формируемые универсальные учебные действия:

  1. Познавательные – умение анализировать.
  2. Коммуникативные – умение работать в парах, в группе, распределять роли.
  3. Регулятивные – умение оценивать ответы одноклассников.

Урок построен в технологии продуктивного чтения.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Какой раздел мы начали изучать? (Поэтическая тетрадь.)

- Почему он так называется?

- Поэты – это кто?

2. Проверка домашнего задания.

- Стихотворения какого автора мы читали на предыдущем уроке?

- О чем было это стихотворение?

- Какие критерии мы выбрали для оценивания чтения? (Соблюдение пауз, передача настроения.)

Проверка домашнего задания, дети сами оценивают чтение одноклассников.

3. Работа с текстом до чтения.

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями Н.А.Некрасова. Посмотрите на иллюстрации к стихотворению на стр.169. Как выдумаете, о чем или о ком оно будет? (Все предположения детей записать на доске.)

4. Работа с текстом во время чтения.

1) Первичное чтение текста учителем.

- Кто главный герой стихотворения?

- Давайте проверим, совпали ваши предположения или нет? (Соотносятся записанные предположения детей с теми, которые возникли после чтения.)

2) Определение темы урока.

- О ком будем говорить на уроке? (Все вопросы записать на доске.)

- Тема нашего урока «Образ Мороза в стихотворении Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (Тема записана на доске.)

3) Перечитывание текста. Работа над осознанностью.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните непонятные слова. (Дети выполняют задание.)

Проверка выполненного задания.

- Давайте разберем. Читайте «по цепочке» и называйте, какое слово вам показалось непонятным.

На столе лежат листочки с подсказками (значения слов из словаря Ожегова):

  • Бор – сосновый лес.
  • Воевода – начальник войска в Древней Руси.
  • Мороз-воевода – сказочный старик, олицетворяющий сильный мороз.
  • Дозор – обход для осмотра.
  • Владения – земельный участок.
  • Косматые – взлохмаченные волосы.
  • Удалая – лихая, смелая.
  • Покорный – послушный.
  • Гнет – тяжесть, груз, давящий на что-нибудь.
  • Обоз – ряд повозок, следующих друг за другом.
  • Казна – деньги.
  • Скудеть – становиться бедным.

- Почему некоторые слова были для вас непонятны? (автор жил в другом веке.)

4) Работа над выразительностью.

- Сколько частей в стихотворении?

- Прочитайте 1 часть хором. О чем в ней рассказывается? (О том, как Мороз идет по лесу.)

- Как будем читать? (Неторопливо, изображая величественную походку Мороза.)

- Покажите, как Мороз шел по лесу. (Физкультурная минутка.)

- Прочитайте 2 часть хором. О чем она рассказывает? (О том, как Мороз пел свою песню.)

- Как будем читать? (Гордо, хвастливо.)

Чтение в парах. Детям необходимо определить: кто будет читать за Мороза, а кто – за автора.

- Какие критерии мы выберем для оценивания чтения? (Соблюдение пауз, передача настроения.)

5. Работа с текстом после чтения.

- Каким автор изобразил Мороза? (Ответы детей.)

Работа в группах.

- Выберите только те слова, которые подходят для описания Мороза: строгий, грозный, властный, богатый, хвастливый, удалой, ленивый, скучный, завистливый, жестокий.

Проверка.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Каким вам запомнился Мороз?

- На какие вопросы мы ответили? (Ответы на вопросы, поставленные детьми в начале урока.)

- Благодаря чему мы смогли ответить на вопросы?

7. Домашнее задание.

  • Выразительное чтение по заданным критериям.
  • Придумать заголовок для стихотворения.