Цель: формировать навык осознанного чтения.
Задачи:
- Способствовать формированию навыка осознанного чтения.
- Развивать умение работать в группе, в парах.
- Развивать умение оценивать ответы учащихся по заданным критериям.
Формируемые универсальные учебные действия:
- Познавательные – умение анализировать.
- Коммуникативные – умение работать в парах, в группе, распределять роли.
- Регулятивные – умение оценивать ответы одноклассников.
Урок построен в технологии продуктивного чтения.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Какой раздел мы начали изучать? (Поэтическая тетрадь.)
- Почему он так называется?
- Поэты – это кто?
2. Проверка домашнего задания.
- Стихотворения какого автора мы читали на предыдущем уроке?
- О чем было это стихотворение?
- Какие критерии мы выбрали для оценивания чтения? (Соблюдение пауз, передача настроения.)
Проверка домашнего задания, дети сами оценивают чтение одноклассников.
3. Работа с текстом до чтения.
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями Н.А.Некрасова. Посмотрите на иллюстрации к стихотворению на стр.169. Как выдумаете, о чем или о ком оно будет? (Все предположения детей записать на доске.)
4. Работа с текстом во время чтения.
1) Первичное чтение текста учителем.
- Кто главный герой стихотворения?
- Давайте проверим, совпали ваши предположения или нет? (Соотносятся записанные предположения детей с теми, которые возникли после чтения.)
2) Определение темы урока.
- О ком будем говорить на уроке? (Все вопросы записать на доске.)
- Тема нашего урока «Образ Мороза в стихотворении Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (Тема записана на доске.)
3) Перечитывание текста. Работа над осознанностью.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните непонятные слова. (Дети выполняют задание.)
Проверка выполненного задания.
- Давайте разберем. Читайте «по цепочке» и называйте, какое слово вам показалось непонятным.
На столе лежат листочки с подсказками (значения слов из словаря Ожегова):
- Бор – сосновый лес.
- Воевода – начальник войска в Древней Руси.
- Мороз-воевода – сказочный старик, олицетворяющий сильный мороз.
- Дозор – обход для осмотра.
- Владения – земельный участок.
- Косматые – взлохмаченные волосы.
- Удалая – лихая, смелая.
- Покорный – послушный.
- Гнет – тяжесть, груз, давящий на что-нибудь.
- Обоз – ряд повозок, следующих друг за другом.
- Казна – деньги.
- Скудеть – становиться бедным.
- Почему некоторые слова были для вас непонятны? (автор жил в другом веке.)
4) Работа над выразительностью.
- Сколько частей в стихотворении?
- Прочитайте 1 часть хором. О чем в ней рассказывается? (О том, как Мороз идет по лесу.)
- Как будем читать? (Неторопливо, изображая величественную походку Мороза.)
- Покажите, как Мороз шел по лесу. (Физкультурная минутка.)
- Прочитайте 2 часть хором. О чем она рассказывает? (О том, как Мороз пел свою песню.)
- Как будем читать? (Гордо, хвастливо.)
Чтение в парах. Детям необходимо определить: кто будет читать за Мороза, а кто – за автора.
- Какие критерии мы выберем для оценивания чтения? (Соблюдение пауз, передача настроения.)
5. Работа с текстом после чтения.
- Каким автор изобразил Мороза? (Ответы детей.)
Работа в группах.
- Выберите только те слова, которые подходят для описания Мороза: строгий, грозный, властный, богатый, хвастливый, удалой, ленивый, скучный, завистливый, жестокий.
Проверка.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
- Каким вам запомнился Мороз?
- На какие вопросы мы ответили? (Ответы на вопросы, поставленные детьми в начале урока.)
- Благодаря чему мы смогли ответить на вопросы?
7. Домашнее задание.
- Выразительное чтение по заданным критериям.
- Придумать заголовок для стихотворения.